«Балалайка»: благодаря чему старый советский истребитель МиГ-21 до сих по остается в строю
За характерную форму крыльев советский истребитель МиГ-21 был удостоен от отечественных летчиков прозвища «балалайка». Сегодня сложно поверить, что ОКБ Микояна и Гуревича начало разрабатывать этот сверхзвуковой истребитель III поколения еще в 1950-х годах. Еще сложнее поверить, что самолет, поднявшийся в небо в 1955 году, используется до сих пор. В чем же его секрет?
Летающая балалайка.
В свое время МиГ-21 стоял на вооружении более чем 65 стран, не считая Советского Союза. Машина была крайне популярной и прошла через большинство вооруженных конфликтов второй половины XX века. Во втором десятилетии XXI века «Балалайкой» пользуются по большей части страны так называемого Третьего мира, преимущественно африканские и ближневосточные страны.
Так же МиГ-21 используется на Кубе, в КНДР и Индии. Последняя надеется полностью перейти на более современные самолеты в 2024-2028 годах. Также МиГ все еще используется несколькими европейскими странами, который также надеются отказаться от него в пользу модернизированных F-16 в ближайшие 5-8 лет.
Использовался в десятках стран.
В годы холодной войны 21-ый неоднократно выходил из боя победителем. Известны случаи, когда старенькие МиГ-и сбивали американские F-16, относящиеся уже к IV поколению. Тем не менее, не стоит испытывать каких-то иллюзий по поводу советской машины. На сегодняшний день это морально устаревший самолет, который может составлять хоть какую-то конкуренцию только машинам, появившимся до 1980-1990-х годов. Вот только подобная техника есть далеко не у всех.
Военно-воздушные силы – это вещь исключительно важная, но при этом страшно дорогая. Большинство стран не может самостоятельно заниматься разработкой и производством собственной боевой авиации. Сами же производители не спешат делиться с другими самыми современными машинами, продавая или самолеты предыдущих поколений, или самолеты актуальных поколений с измененной начинкой.
Летают до сих пор.
Поэтому в «регионах» по сей день активно используется авиация 1970-х и даже 1950-х годов разработки. В этом отношении у МиГ-21 было несколько серьезных преимуществ. Во-первых, для своего III поколения машина была не только не хуже французских и американских самолетов, но и по многим параметрам лучше. Во-вторых, СССР наклепал МиГ-21 в каком-то «ненормальном» количестве – почти 12 тысяч единиц.
Огромная цифра для реактивных самолетов, пускай, и III поколения. В-третьих, 21-ый на фоне конкурентов из Франции и США был заметно дешевле. Что делало покупку этих самолетов для не слишком богатых стран наиболее предпочтительным вариантом.
В Китае производили до 2017 года.
Изюминкой во всей этой ситуации являет то, что хотя в России МиГ-21 уже давным-давно не производится (выпуск свернули в 1985 году еще в бытность СССР), его до недавних пор производили в Китае… Там 21-ый выпускался под названием J-7 и долгое время составлял основу ВВС Поднебесной. Сегодня КНР переходит на более современные машины, а J-7 постепенно распродаются в страны третьего мира, где их все еще охотно берут.
За пределами Китая самолет известен как F-7. Выпускали их до 2017 года. От оригинального советского МиГ китайская машина отличается практически ничем. Тем не менее, Китай умудрился продать не менее 2.5 тысяч F-7 в дополнение к тем МиГ-21, что были проданы еще в годы советской власти. Таким образом именно дешевизна и массовость производства позволяют «Балалайке» оставаться на рынке оружия по сей день.
1 комментарий
Источник изображения: Яндекс картинки.