Японский Лавочкин

Любопытное совпадение: ровно день в день через 10 лет после первого полета «Пишутера», 20 марта 1942 года, на противоположной стороне Тихого океана впервые поднялся в воздух другой перспективный истребитель — японский перехватчик Мицубиси J2M «Райдэн» («Гром»).

Сравивая эти машины, можно оценить впечатляющий прогресс боевой авиации за предвоенное десятилетие. Прежде всего, бросается в глаза разница в аэродинамике. На «Райдэне» нет никаких расчалок, кабина — закрыта и вписана в обводы фюзеляжа, стойки шасси убираются в крыло и закрываются щитками, гораздо тщательнее закапотирован двигатель. Вместо простейшего кольцевого капота применен полностью закрывающий все элементы мотоустановки тоннельный капот, обеспечивающий минимально возможное при радиальном моторе аэродинамическое сопротивление.

Наиболее интересна в «Райдэне» форма фюзеляжа. На первый взгляд непонятно — почему он такой «пузатый»? Ведь районе кабины его можно было бы сделать гораздо тоньше, соответственно, снизив массу конструкции и площадь миделя, напрямую влияющую на лобовое сопротивление. Однако главный конструктор «Райдэна» Дзиро Хорикоси понимал, что делает.

Он спроектировал фюзеляж по принципу «идеально обтекаемого тела», зная, что минимальным коэффициентом лобового сопротивления обладают вытянутые вдоль направления движения фигуры, близкие к эллипсу, у которых наибольшее поперечное сечение приходится на участок примерно от 1/33 до половины длины. То есть, в данном случае — именно в районе кабины. Поэтому от пола кабины «Грома» до днища фюзеляжа — довольно много пустого пространства.

По этой же причине двигатель сильно сдвинут назад и соединен с винтом длинным валом, на который насажена крыльчатка вентилятора. Без принудительного охлаждения нормальная работа мотора в таких условиях была бы невозможна. Разумеется, на вращение вентилятора расходуется некоторая часть мощности, но эта потеря с лихвой компенсируется выигрышем в аэродинамике.

Посмотрим, к какому результату привели эти ухищрения, для чего сравним «Райдэн» с его ровесником — советским истребителем Ла-5, появившимся на свет в том же марте 1942 года. На «Райдэне» первой серийной модификации J2M2 стоял 14-цилиндровый двухрядный звездообразный мотор «Мицубиси Касэй-23» взлетной мощностью 1340 л.с. и 1040 л.с. — на высоте 5 километров.

При этом максимальная скорость самолета составляла 610 км/ч, скороподъемность у земли — 970 метров в минуту, рабочий потолок — 11680 метров, дальность без ПТБ — 1000 км. Включение системы водо-метанольного форсирования позволяло кратковременно повысить максимальную мощность мотора до 1800 л.с., а скорость самолета — до 660 км/ч, но этот режим мы оставим за скобками, поскольку на Ла-5 его не было (впрочем, пометим себе, как возрастала скорость машины при росте мощности мотора).

Лавочкинский истребитель был оснащен мотором М-82, аналогичным «Касэю» (14-цилиндровая двухрядная «звезда»), но гораздо более мощным. На взлетном режиме он развивал 1700 л.с, а на высоте — 1330. При этом максимальная скорость Ла-5 составляла 580 км/ч, скороподъемность — 833 метра в минуту, потолок — 9500 метров, дальность — 1190 км.

Таким образом, Ла-5, значительно превосходя «японца» мощностью силовой установки, столь же значительно проигрывал ему во всех летных характеристиках, кроме дальности. К этому можно добавить, что взлетный вес «Райдэна» без внешних подвесок был фактически таким же, как и у Ла-5, несмотря на более крупные геометрические размеры и более мощное вооружение (две пушки и два пулемета против двух пушек. Взлетная масса Ла-5 первой серийной модификации составляла 3230 кг, а «Райдэна» — 3210.

Прежде всего, это объяснялось цельнодюралевой конструкцией японского истребителя и цельнодеревянной — у нашего. А дюраль, как известно, обладает более высокой удельной прочностью, поэтому деревянные конструкции при равной прочности всегда получаются тяжелее дюралевых.

Кстати, в использовании принципа «идеально обтекаемого тела» Хорикоси не был первопроходцем. Ранее по тому же принципу были спроектированы фюзеляжи американских истребителей Брюстер «Буффало» и Грумман «Уайлдкэт», по поводу которых у нас тоже многие удивлялись и даже хихикали — а чего это их так раздуло в талии? Но ничего смешного в этих машинах нет, а есть лишь продуманный инженерный расчет.

Плановые проекции «Райдена» и Ла-5, примерно в одном масштабе. Сразу бросается в глаза различие аэродинамических концепций:

Кстати, существовал и вариант Райдена, вооруженный двумя 30-мм пушками. Но он оказался не слишком удачным, потому что пушки из соображений сохранения разумной отдачи пришлось делать низкоимпульсными, и они не имели преимуществ в дальности огня перед пулеметами американских бомбардировщиков. Хотя, конечно, 1-2 попаданий было достаточно, чтобы бомбардировщик упал.

Однако надо заметить, что у Ла-5, все же, было одно неоспоримое и подавляющее превосходство перед «Райдэном». «Лавочкиных» за годы войны у нас сумели «настрогать» в общем счете 9920 штук, а «Райдэнов» в Японии — всего-навсего 671 экземпляр, включая прототипы. То есть, в 15 раз меньше.

 
Материал
  • avatar
  • .
  • +13

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.