Магаданская область получила свое название 69 лет назад
День в истории 20 августа
Здание Управления НКВД по Дальстрою (ныне Правительство Магаданской области), 1960-е / Фото: pastvu.com
20 августа 1953 года состоялось заседание бюро Хабаровского крайкома КПСС с участием представителей ЦК КПСС и Дальстроя, на котором обсудили вопрос об образовании Магаданской области.
Примечательно, что вопрос образования нового региона поднимался на разных уровнях власти и до этой встречи. Табу с темы было снято сразу после смерти в начале 1953 года основного противника этой инициативы, Иосифа Сталина.
Но именно на заседании 20 августа впервые прозвучало и было утверждено современное название субъекта. Изначально речь шла об организации в составе Хабаровского края «Колымо-Чукотской области».
Однако эта формулировка была отклонена на том основании, что такая форма организация ущемляет автономные права Чукотского национального округа и противоречит основным принципам советской национальной политики в отношении малочисленных народов Севера.
В результате и было принято решение назвать область Магаданской. Так 3 декабря 1953 года на карте СССР появилась Магаданская область.
Также в этот день:
- 20 августа 1923 года во всех селениях Ольской области были учреждены столы ЗАГС.
- 20 августа 1932 года первые машины прошли по сданному в эксплуатацию двухкилометровому участку шоссейной дороги Нагаево – Магадан.
- 20 августа 1936 года газета «Советская Колыма» сообщила о митинге рабочих, служащих и инженерно-технических работников авторемонтного завода, состоявшемся по поводу процесса «троцкистско-зиновьевского террористического центра».
В принятой резолюции говорилось, что они «полностью одобряют решения правительства об обезвреживании врагов рабочего класса и настаивают на их окончательном моральном и физическом уничтожении».
- 20 августа 1937 года в бухте Веселой рыбаками была поймана сельдевая акула длиной более 2 метров и весом 148 килограммов. Трофей передали Охотско-Колымскому краеведческому музею.
- 20 августа 1939 года родился мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР и РСФСР по лыжным гонкам Виктор Максимович Ткаченко. С 1969 года он работал в Магадане, в том числе и старшим тренером областной школы высшего спортивного мастерства, был главным тренером сборной команды области по лыжным гонкам.
Среди его воспитанников олимпийская чемпионка Елена Вяльбе, чемпионы и призеры чемпионатов мира среди юниоров Сергей Кичкин, Александр Карчевский, Андрей Варварин, Виталий Руденко, Алексей Дробышев и многие другие магаданские лыжники, победители всесоюзных и всероссийских чемпионатов и турниров.
Сам Виктор Ткаченко награжден орденом Почета и назван лучшим тренером Магаданской области XX века.
- 20 августа 1945 года в поселке Стекольный начали производить электрические лампочки. В результате настойчивых мероприятий, проведенных Управлением Маглага и Промкомбинатом 72 километра, производство новых электроламп из стекла также местного производства было полностью освоено, несмотря на отсутствие специального оборудования и весьма ограниченные средства.
- 20 августа 1946 года в Магадане завершились работы по строительству уникального самотечного водовода. Он был построен из дерева и пролегал от речки Каменушки до городских распределительных баков.
На монтаж сооружения потребовалось два года, а прослужил водопровод магаданцам более 10 лет, до конца 1950-х годов. Для сооружения напорных труб водопровода применялись доски из местной лиственницы, стянутые металлическими бандажами из арматурной стали.
Работы по строительству водовода возглавлял главный инженер Магаданской стройконторы В.В. Лашков. С 1944 по 1946 годы были построены головные водоприемные сооружения на реке Каменушке, которые состояли из хлораторной и котельной для подогрева воды, поступающей по самотечному деревянному водоводу в город.
- 20 августа 1956 года при проведении аэрофотосъемки в районе аэропорта Гижига потерпел катастрофу самолет Ан-2 СССР-Л3488 150-го авиаотряда ДВТУ ГВФ. Погибли три члена экипажа из четырех.
Возвращаясь на аэродром, экипаж вошел в ущелье долины реки Большая Чайбуха шириной 1200 метров на контрольный маршрут для привязки аппаратуры. Сделать это экипаж не смог из-за недостаточной высоты полета и разорванной облачности, свисающей с вершин окружающих долину сопок. Тем не менее, до выхода из долины оставалось менее 1 минуты полета, и самолет мог бы скоро оказаться бы в районе хорошей горизонтальной видимости.
Но вместо того, чтобы продолжать полет вдоль долины реки на аэродром по радиокомпасу и контролировать полет визуально по реке Большая Чайбуха, пилот начал правый разворот с целью, вероятно, развернуться на 180 градусов, вернуться назад и выйти в район хорошей погоды.
Самолет вошел в облака и в первой четверти разворота ударился о скалу на высоте 460 метров и загорелся. Штурмана при ударе выбросило в кусты стланика, он получил легкие ранения. Остальные члены экипажа сгорели в самолете.
- 20 августа 1975 года газета «Магаданская правда» сообщила об участии рыбообрабатывающей плавучей базы «Комсомолец Магадана» в международной выставке «Инрыбпром-75» в Ленинграде.
- 20 августа 1980 года пароходы «Рубцовск» и «Пионер Чукотки» завершили первый рейс по новой контейнеровозной линии из Магадана в Проведение, через Анадырь и Певек.
- 20 августа 2015 года постановлением мэрии Магадана создано муниципальное бюджетное учреждение «Музейный комплекс города Магадана», объединившее «Мемориальный музей-квартиру В.А. Козина», музей «Галерея боевой славы», мемориал «Маска Скорби» и постоянную экспозицию «Современная история муниципального образования «город Магадан».
Основная цель преобразования – хранение, изучение и публичное представление всех музейных экспонатов и коллекций.
0 комментариев