Южная Осетия


1. Республика Южная Осетия — текущий статус

Республика Южная Осетия (или Государство Алания) — частично признанное на международном уровне государство в Закавказье со столицей в городе Цхинвал. Образовано 20 сентября 1990 г. Согласно Конституции, по форме правления Южная Осетия — унитарная президентская республика.

Глава государства — президент Анатолий Бибилов, избранный в апреле 2017 года. Уроженец Цхинвала, выпускник Рязанского училища ВДВ. Активный участник и организатор обороны Цхинвала в ходе конфликта 2008 года. Предшественники:

  • Людвиг Чибиров (избран в 1996 г.);
  • Эдуард Кокойты (избран в 2001 г., переизбран в 2006 г.);
  • Вадим Бровцев (избран в 2011 г.).

В Южной Осетии проживают более 53 000 человек. Государственные языки — русский и осетинский. 89,9% жителей республики — осетины, вместе с которыми в Алании проживают грузины, русские, армяне, евреи.

Вопрос о международном статусе Южной Осетии остается спорным. На дипломатическом уровне Аланию признали 5 государств-членов ООН — Россия, Венесуэла, Никарагуа, Сирия и Республика Науру. Правосубъектность Южной Осетии также признали 6 непризнанных или частично признанных государств — ДНР, ЛНР, Абхазия, Нагорный Карабах, Приднестровская республика и Сахарская Арабская Демократическая Республика.

2. Южная Осетия — краткий исторический экскурс

В 1774 году осетины присоединились к Российской Империи. В середине XIX века на территории современной Южной Осетии был образован Осетинский округ Тифлисской губернии. Позже он был включен в состав Владикавказского округа, который просуществовал до 1920 года.

С приходом к власти большевиков Осетия насильно, без каких-либо национально-исторических причин была разделена на Южную и Северную. В 1920 г. южные осетины подверглись акту геноцида со стороны грузин только за то, что категорически отказались выходить в 1918 г. вместе с Грузией из состава советской России. Было уничтожено до 8% населения Южной Осетии.

20 апреля 1922 г. был издан Декрет об «Образовании автономной области Южной Осетии». Южная Осетия была включена в состав Грузинской ССР в качестве автономной области в нарушение принципа народов на самоопределение, установленного Декларацией прав народов России.

В 90-е годы активизировалось национально освободительное движение осетин. 20 сентября 1990 года Юго-Осетинский облсовет принял Декларацию, согласно которой автономная область провозглашалась Юго-Осетинской Советской Демократической Республикой. Годом позже на всесоюзном референдуме народ Южной Осетии (72 %) проголосовал за сохранение СССР. Однако Грузия, не приняв участия в референдуме, в нарушение советской Конституции вышла из состава СССР, попытавшись утянуть за собой осетинские территории. Тбилиси бросил на Южную Осетию войска, спикер грузинского парламента Гамсахурдия начал блокаду молодой республики.

3. Предпосылки к войне 2008 г.

После распада СССР Верховный совет Южной Осетии объявил о проведении референдума о независимости и воссоединении с Россией, который состоялся 19 января 1992 года. Тогда эту инициативу поддержали 99% проголосовавших. 29 мая того же года Верховный Совет провозгласил независимость и создание самостоятельного государства.

2 ноября 1993 года была принята Конституция Южной Осетии, а 17 ноября 1996 года Южная Осетия провозглашена президентской республикой.

Военный конфликт, предшествовавший этим событиям, был юридически заморожен благодаря подписанию 24 июня 1995 года соглашения о принципах разрешения грузино-осетинского конфликта. Принятая 24 августа 1995 года Конституция Грузии не определяла правовой статус Южной Осетии, однако Тбилиси по-прежнему считал своей территорию республики.

С приходом к власти Михаила Саакашвили Грузия объявила о курсе на восстановление территориальной целостности страны и контроля над «сепаратистски настроенными регионами», в том числе Южной Осетии.

Летом 2004 года Грузия предприняла попытку захвата Южной Осетии. К границам республики были стянуты подразделения внутренних войск и тяжелая техника, хотя в этой зоне могли находиться только российские, грузинские и южноосетинские миротворческие силы и сотрудники местных правоохранительных органов.

После обстрелов, длившихся более месяца, и безуспешных попыток взять под контроль стратегические высоты у Цхинвала, грузинские войска были выведены из зоны конфликта.

5 ноября 2004 года премьер-министр Грузии Зураб Жвания и президент Южной Осетии Эдуард Кокойты подписали соглашение о демилитаризации зоны конфликта, однако режим Саакашвили не оставил идею захвата контроля над республикой.

После неудавшийся попытки 2004 года в Грузии началась военная реформа. В подготовке грузинских военнослужащих принимали участие американские специалисты. На учениях отрабатывались наступательные операции и ведение антипартизанской войны.

Военный бюджет Грузии вырос более чем в 30 раз — с $30 млн в 2003 году до $940 млн в 2007 году. Танки, тяжелая артиллерия, вертолеты, БПЛА и другие виды вооружений поставлялись Великобританией, США, Францией, Германией, Литвой, Латвией, Турцией, а также рядом других европейских стран.

Грузия открыто готовилась к новой попытке захвата Южной Осетии, которая была осуществлена в августе 2008 года.

4. Пятидневная война 2008 года

В начале августа 2008 года Грузия стала стягивать к границам Южной Осетии войска и тяжелую технику, начались обстрелы Цхинвала и других населенных пунктов республики.

В ночь на 8 августа 2008 года, грузинские войска начали продвижение вглубь республики. Одновременно командующий миротворческими операциями Объединенного штаба минобороны Грузии Мамука Курашвили заявил, что грузинская сторона приняла решение о восстановлении конституционного порядка в зоне конфликта.

По приказу Михаила Саакашвили была начата атака мирно спящего города. За четыре часа до этого приказа Саакашвили заверял, что любит осетинский народ как президент и как рядовой человек, а также просил заботиться о своей стране и беречь её от насилия.

Около 00:15 грузинские войска подвергли Цхинвал обстрелу из реактивных установок «Град». Первыми под удар попал городок российских миротворцев, после чего в 3:30 начался штурм города с применением танков. Впоследствии российские миротворцы сдерживали танковые атаки трое суток.

В это же время президент Абхазии Сергей Багапш созвал экстренное совещание Совета безопасности. Абхазия отправила на помощь Южной Осетии около тысячи добровольцев.

На требование России созвать заседание Совбеза ООН по ситуации в Южной Осетии, ООН отказалась выступить с осуждением Грузии и лишь выразила беспокойство по поводу роста напряжённости в зоне конфликта.

Утром 8 августа официальный Тбилиси призвал Россию вмешаться в конфликт. Тогда министр по реинтеграции Грузии Темур Якобашвили заявил, что российская сторона «должна вмешаться, как настоящий миротворец, и она может это сделать».

Однако сразу после этого Саакашвили объявил всеобщую мобилизацию резервистов и через пару часов «перед всем миром» обвинил РФ в военной агрессии и попросил прекратить бомбёжки грузинских городов. О том, что РФ якобы нанесла ряд авиаударов по грузинским населённым пунктам, сообщали грузинские СМИ.

Около 17 часов глава МИД Грузии Эка Ткешелашвили призвала зарубежные страны оказать давление на российское руководство, дабы прекратить «прямую военную агрессию» на территории Грузии. Министр иностранных дел России Сергей Лавров напомнил, что ещё утром 8 августа Грузия призывала Россию выступить в роли миротворца. «Мы это и делаем», — сказал Лавров.

На следующий день продолжилась переброска войск с территории России в Южную Осетию и создание ударной группировки. Утром помощник главкома сухопутных войск РФ Игорь Конашенков заявил, что части и подразделения 58-й армии, прибыв на окраину Цхинвала, «приступили к подготовке операции по принуждению к миру в зоне ответственности миротворцев».

11 августа российские войска перешли границы Абхазии и Южной Осетии и вторглись непосредственно на грузинскую территорию. В итоге российские войска подошли к городу Сенаки. Они отступили после того, как ликвидировали возможность обстрелов с военной базы.

12 августа президент России Дмитрий Медведев заявил, что «принял решение о завершении операции по принуждению Грузии к миру»: «Безопасность наших миротворческих сил и гражданского населения восстановлена. Агрессор наказан и понёс значительные потери. Его вооружённые силы дезорганизованы. При возникновении очагов сопротивления и иных агрессивных наступлений принимать решения об уничтожении».

16 августа был подписан план мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта. Документ подписали руководители непризнанных государств Южная Осетия и Абхазия, а также президент Грузии Михаил Саакашвили и президент России Дмитрий Медведев. Подписание этого документа сторонами конфликта окончательно обозначило завершение военных действий.

Война в Южной Осетии продлилась пять дней. За эти пять дней Грузия показала всю свою жестокость и бесчеловечность. По сути своей, Михаил Саакашвили своим приказом обстрела мирного спящего города предал целый народ. Самым трагическим моментом считается обещание грузинской армии жителям Цхинвала создания безопасного коридора. По факту оказалось, что людей отправляли прямо в ловушку. Единственный безопасный, как тогда казалось людям, путь в Россию контролировался грузинскими войсками. Машины с людьми, бежавшими из горящего Цхинвала, расстреливали в упор.

5. Отсоединение Южной Осетии

Как Южная Осетия отделилась от Северной?

Осетины живут на своей земле многие сотни лет. Это древний народ, который очень любит свою родину. В течение веков через Осетию не проходило каких-либо границ, в том числе когда она целиком находилась в составе России.

Граница появилась в 1922 году. Советские власти решили разделить регион административно, чтобы решить проблему земельных споров. Так южная часть Осетии, где проживал примерно каждый десятый осетин, оказалась в составе Грузии, а северная — в составе России. Граница внутри СССР была формальной и не имела значения для жителей, которые свободно перемещались по территории всей страны. Но после распада СССР формальные границы стали настоящими.

Люди в Южной Осетии не хотели жить в составе чужой им Грузии — и по языку, и по традициям, и по менталитету. Это дважды приводило к вооруженным конфликтам с Тбилиси в 1991-м и 2008 годах. В обоих случаях их разрешали российские миротворцы. После конфликта в августе 2008 года Россия и еще 4 страны ООН признали независимость Южной Осетии, чтобы положить конец кровопролитию.

Сегодня между двумя Осетиями проходит полноценная граница с пропускными пунктами, проверкой документов, таможней. Так формальный подход к решению заурядной проблемы с распределением земельных участков привел к тому, что через 100 лет единый осетинский народ оказался разделенным на две части. У многих осетин есть родственники по обе стороны границы, что снова указывает на историческую безответственность ее создателей.

6. Статус Северной и Южной Осетии, отношение

Желание Южной Осетии воссоединиться с Россией возникло довольно давно. Еще в 1920 году Юго-Осетинский комитет большевистской партии поднял восстание, с требованием о вступлении региона в состав России. Местное население поддержало большевиков, но бунт был подавлен грузинскими войсками.

7 мая 1920 г., в результате Договора между РСФСР и Грузинской Демократической Республикой большевики разделили Осетию на Северную и Южную, притом южные осетины подвергались геноциду со стороны грузин. Потери Южной Осетии составили 6-8% от всего населения региона.

В 1922 году населенные осетинами регионы приобрели официальный юридический статус: Северная Осетия осталась в составе РСФСР в качестве автономной области, а новообразованная южная — осталась в составе Грузинской ССР, в статусе автономной области.

Разделение было насильственным, лидеры Северной и Южной Осетии неоднократно заявляли, что являются единым народом и категорически против этой сепарации.

7. Статус Южной Осетии после 2008 года

26 августа 2008 года РФ признала Республику Южную Осетию. Как независимое государство Южная Осетия признана и другими членами ООН: Никарагуа, Венесуэлой, Науру и Сирией.

Правительство Грузии заявило, что «Признание является скрытой аннексией территорий, которые являются частью Грузии». США назвали решение о независимости республики «прискорбным», и их мнение разделило большинство членов ЕС.

Официальное заявление ЕС от 1 сентября 2008 года заявляло: «Саммит ЕС жестко осудил одностороннее признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. Это решение неприемлемо, мы призываем остальные страны не признать эту самопровозглашенную независимость и поручаем Еврокомиссии изучить практические последствия».

11 сентября 2008 года министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил в Варшаве, что Южная Осетия не планирует входить в состав России. Москва неоднократно заявляла, что Россия не рассматривает вопрос о присоединении Южной Осетии, что признанием их независимости. При этом возможность присоединения не исключалась, «если такое решение изъявит и поддержит население Южной Осетии».

8. Предпосылки к вхождению Южной Осетии в состав России и юридическая позиция

Какие есть сегодня предпосылки для вхождения Южной Осетии в состав России? Какие есть юридические основания?

Осетины — единый народ, с одним языком и одной религией, оказавшийся разделенным государственной границей после распада СССР. Многие семьи стали жить по разные стороны границы, но не утратили связей друг с другом. До разделения на северную и южную вся Осетия была в составе России.

Юридически со стороны Южной Осетии присоединение к России возможно путем референдума, если за это проголосует простое большинство. Такой порядок предусмотрен 1-й статьей Конституции республики.

Со стороны России прием новых субъектов предусмотрен 65-й статьей Конституции РФ. Это законодательные инструменты были успешны применены в 2014 году при воссоединении России и Крыма.

Но есть и еще несколько юридических аспектов, которые делает легитимным возможное присоединение Южной Осетии к России. В марте 1991 года Грузия проголосовала на референдуме за выход из СССР, при этом Южная Осетия к этому референдуму не была допущена. Более того, 72% ее жителей проголосовали на сохранение СССР на знаменитом всесоюзном референдуме в том же году.

Также Грузия нарушила процедуру выхода из Союза, отменив «Договор об образовании СССР» в одностороннем порядке. Это было неконституционно. Еще раз подобная история повторилась с отменой Грузией «Декрета об образовании Юго-Осетинской автономной Области». Именно этот документ 1922 года отделял Южную Осетию от Северной.

Тбилиси пытался уничтожить субъектность Южной Осетии, лишив статуса республики и сделав обычным грузинским регионом, но это привело лишь к двум кровопролитным конфликтам в 1991 и 2008 годах. Декрет не мог быть отменен без согласия на то самой республики. В свою очередь, жители республики предпочли независимость нахождению в составе Грузии.

 

источник

  • avatar
  • .
  • +8

Больше в разделе

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.