Сталинская дорога



Экспедиция «Ангстрем» побывала в поселке Ермаково – крупнейшей станции Трансполярной магистрали. В 1953 г. в нем проживало 42 тыс. человек, сейчас – один.

Трансполярная магистраль Чум – Салехард – Уренгой — Игарка – проект, опередивший свое время. Строительство началось в 1949 г. К 1953 г. была построена большая часть магистрали: более 900 из 1200 км, из которых более 700 км находились в рабочем состоянии.

Дорога была брошена через девять дней после смерти Вождя. Сказали, что это «бессмысленная трата денег и сил». Но, на самом деле, пошли на уступки англо-саксонским «партнерам», которых эта дорога пугала, ибо давала мощнейший толчок к развитию нашей экономики и освоению несметных богатств Русского Заполярья.

В 1966 г. в Западной Сибири было открыто гигантское Уренгойское нефтегазовое месторождение. Выяснилось, что «бессмысленный проект» проходил ровно там, где это и было необходимо с точки зрения перспектив развития страны.

Дорогу решили восстановить, дополнительно соединив Уренгой с Сургутом. Но в 1989 г. восстановленный участок Уренгой-Надым опять был признан бесполезным. Хотя за год до этого было открыто крупнейшее Ванкорское месторождение нефти и газа. А для его эффективного освоения дорога нужна «как воздух, как хлеб».

Сейчас пытаются восстановить западный участок дороги под названием «Северный широтный ход» протяженностью 700 км, и говорят, что к 2030 г. будут восстанавливать её восточное плечо до Игарки и Норильска.

России от реализации этих инфраструктурных проектов никуда не уйти. Хотя западные «партнеры» пытаются сдержать это строительство, а в России пробивается либеральный вой, что эта дорОга дорогА и неперспективна, как и автомобильная трасса Колыма — Омсукчан — Омолон — Анадырь с подъездами к Билибино, Комсомольскому и Эгвекиноту, протяженностью более 2 тыс. км. Есть опасения, что без Путина эти пути так и не будут достроены, как без Сталина не были достроены Трансполярная и Кольская железные дороги и тоннель на Сахалин.

А ведь поживи Сталин еще несколько лет, то у нас в районе Игарка — Ермаково появился бы крупнейший транспортный узел с выходом железной дороги на стык морских и речных коммуникаций. Была бы установлена надежная транспортная связь северо-восточных районов Сибири и Норильска с центром страны. Были бы проложены железнодорожные пути к портам Северного морского пути. Давно был бы построен мост через реку Обь, соединяющий Лабытнанги с Салехардом. Уменьшилось бы расстояние и сроки доставки грузов из Сибири в порты Балтийского, Белого, Баренцева и Карского морей. Появилась возможность переброски воинского контингента в случае обострения отношений с США.

Дорога проходила бы через комплекс нефтегазовых месторождений Западной и Восточной Сибири. Был бы реализован план строительства Нижне-Курейской и Эвенкийской ГЭС. Сформирована арктическая Таймыро-Туруханская опорная зоны с возможностью освоения Хатангского центра нефтегазодобычи и Диксонского центра угледобычи.

Но ничего этого нет. Есть только брошенные паровозы на бывшей станции Ермаково.








 

Николай Сапелкин
  • avatar
  • .
  • +7

Больше в разделе

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.