«Таких серверных мощностей в России просто нет». Сможет ли RUTUBE заменить YouTube
В ноябре российскому сегменту YouTube исполнится 15 лет. Неизвестно, в каком статусе он встретит эту годовщину – будет ли заблокирован или продолжит работать без ограничений. За эти годы видеохостинг стал одним из самых популярных ресурсов в России. Вокруг него сформировалось целое сообщество видеоблогеров, для которых публикация роликов стала одновременно и профессией и основным источником дохода. Что придет на смену YouTube и почему как россияне, так и представители индустрии пока что скептически воспринимают отечественные аналоги — в материале RTVI.
«YouTube себе приговор подписал»
Последние несколько недель российский видеохостинг RUTUBE переживает ренессанс. По словам его гендиректора Александра Моисеева, количество просмотров на платформе за это время увеличилось на 70%. На фоне слухов о возможной блокировке YouTube на площадке зафиксировали рекорд – больше 21 млн уникальных пользователей за месяц. Таких цифр RUTUBE не удавалось достичь ни на заре появления проекта в 2006 году, ни после перезапусков и ребрендингов, которых за это время было немало. По данным Mediascope, c 2011 года аудитория площадки постоянно падала, и к началу 2021 года достигла отметки в 1,8 млн посетителей, потеряв почти 13 млн пользователей.
В начале апреля в Московском планетарии прошла презентация обновленной версии RUTUBE. Она совпала по времени с обострением конфликта между российскими властями и платформой YouTube из-за блокировки аккаунта канала Госдумы. Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала решение площадки лаконично, посоветовав пользователям поскорее переносить контент на российские платформы.
«Судя по всему, YouTube себе приговор подписал», — написала Захарова в своем телеграм-канале. Буквально на следующий день российские разработчики из компании Juice Development анонсировали новый сервис, способный переносить сотни видеороликов и целые каналы во «ВКонтакте». Минобрнауки потребовало от вузов до 4 апреля перенести весь свой контент на отечественные видеосервисы.
В марте YouTube полностью приостановил на неопределенный срок все функции монетизации для пользователей из России. Недоступны стали подписки на Premium и Music Premium, спонсорство, мерч и другие функции площадки, приносившие раньше доход. Кроме того, видеохостинг отключил показ рекламы российским пользователям – именно отчисления с нее помогали блогерам превращать создание видеоконтента в полноценную, хорошо оплачиваемую работу.
Предложения о блокировке YouTube поддержали на многих уровнях, в том числе в Госдуме и Совете Федерации. Вице-спикер нижней палаты парламента Петр Толстой увидел в видеохостинге «ресурс, ведущий откровенно подрывную и антироссийскую деятельность». Депутат Антон Горелкин назвал блокировку сервиса неизбежной. Ранее с такой же критикой законодатели обрушивались на Facebook* и Instagram*, которые после серии выплаченных многомиллионных штрафов все же были заблокированы. Это произошло после того, как владелец этих соцсетей компания Meta разрешила гражданам Украины публиковать призывы к насилию в отношении российских солдат. Нескольких дней хватило, чтобы Тверской суд признал Meta экстремистской организацией.
Российские власти неоднократно упрекали и YouTube в предвзятом отношении. С начала военной операции в Украине ситуация стала только усугубляться – американский видеохостинг всего за пару дней заблокировал каналы всех российских СМИ, финансируемых за счет государства.
Ограничения коснулись МИА «Россия сегодня», ТАСС, ВГТРК, РБК, телеканалов РЕН-ТВ, НТВ, «Москва 24», Первого канала и Гостелерадиофонда, в коллекции которого находятся классические картины советского кинематографа.
Всего, по оценкам Роскомнадзора, с апреля 2020 года на площадке были зафиксированы 36 случаев избирательной цензуры. Под ограничениями оказывались официальные каналы СМИ, общественных деятелей, НКО и спортивных команд. «Иностранные интернет-ресурсы наглядно демонстрируют, что дискриминация направлена не только против политиков или средств массовой информации, а против всего российского», – отметили в Роскомнадзоре.
Одним из первых российских телеканалов, ощутивших на себе действие западных санкций, стал «Царьград». Еще летом 2020 года сервис YouTube без предупреждения заблокировал канал-миллионник, мотивировав это тем, что учредитель телеканала, православный предприниматель Константин Малофеев находится под санкциями США из-за конфликта на юго-востоке Украины.
Малофеев обратился в российский арбитраж, который признал действия Google, которому принадлежит YouTube, незаконными. Американская компания пыталась опротестовать решение, но суд встал на сторону предпринимателя. IT-компании пришлось пойти на уступки и разблокировать аккаунт «Царьграда», иначе ей грозили бы огромные штрафы с прогрессивной шкалой. Будут ли в этот раз выполнены требования российской стороны о немедленной разблокировке аккаунтов государственных СМИ – пока неизвестно.
Шанс для RUTUBE
История RUTUBE началась в 2006 году, когда слово «импортозамещение» еще не было в таком ходу. Уже тогда сервису прочили место главного видеохостинга Рунета, однако конкурировать с быстро набиравшим популярность YouTube на практике оказалось невозможно. Два года спустя платформу за $15 млн выкупил холдинг «Газпром-медиа». В 2016 году компания продала RUTUBE, но через четыре года приобрела обратно.
При последнем ребрендинге, по словам генерального директора RUTUBE Александра Моисеева, были учтены пожелания пользователей. «Вернули комментарии, постоянно работаем над усовершенствованием процесса модерации — в условиях повышенной нагрузки на платформу нам удалось значительно сократить время ожидания, а ролики верифицированных пользователей и вовсе появляются сразу после загрузки», – рассказал он RTVI. Генеральный продюсер площадки Давид Кочаров добавляет: «Скоро на платформе появится собственная система поощрений, которая будет состоять только из положительных оценок контента».
Хотя RUTUBE постепенно начинают осваивать популярные блогеры-миллионники, основной массив контента здесь приходится на официальные аккаунты СМИ – новинкам телеканалов посвящен отдельный раздел на сайте. В связи с этим Латвия недавно пригрозила видеохостингу блокировкой – ретрансляция российских телепрограмм в стране запрещена. Собственные аккаунты есть и у отдельных отечественных передач – например, у шоу «На ножах» с телеканала «Пятница».
Так как RUTUBE долгое время оставался в тени, блогеры не особо вкладывались в развитие каналов на этой платформе, в лучшем случае просто копируя видеоролики из YouTube, где и была сконцентрирована их основная аудитория. К примеру, на детский канал «Луномосик» на YouTube в апреле были подписаны 10,9 млн человек – он входит в тридцатку самых популярных в российском сегменте. На RUTUBE показатели у «Луномосиков» значительно скромнее – всего 10,2 тысячи подписчиков. Схожую статистику приводит российский писатель и переводчик Дмитрий Пучков, известный под ником Goblin. В YouTube его смотрят почти три млн человек, а на отечественном видеохостинге – 40 тысяч постоянных зрителей.
По мнению видеоблогера, российской площадке потребуются годы, чтобы настроить всю необходимую внутреннюю инфраструктуру и сделать сервис комфортным для зрителей и контент-мейкеров. «В YouTube многие процессы были очень хорошо отлажены. Заключаешь контракт, получаешь деньги, работаешь на огромную многомиллионную аудиторию и имеешь возможность делиться с ней чем угодно. Сам подход у RUTUBE, что ты сначала загружаешь ролик, а потом он через двое суток появляется на площадке, мне не близок. Возьмем, к примеру, подростка, у которого выложено на канале десять видео по несколько минут, и меня, у которого пять тысяч роликов по полтора часа каждый. Должен ли как-то отличаться подход платформы ко мне и подростку? Получается, из-за того что нет рекламы, нет денег, нет никакой разницы», – пояснил Пучков. Изменить ситуацию, считает он, может только приход крупных рекламодателей, вызванный оттоком аудитории с YouTube.
На «единственном видеохостинге страны», как называет RUTUBE генеральный директор площадки Александр Моисеев, ставку пока сделали на производство оригинального контента. По словам генерального продюсера Давида Кочарова, с момента запуска в 2021 году RUTUBE Originals, на него приходится порядка 25-30% от всех просмотров на хостинге. Популярностью пользуются бои поп-ММА «Наше дело», шоу о том, как сделать ремонт минимальными усилиями «РукоJob», «Неудобный стендап» — передача, в которой комики выступают в неожиданных местах.
«Мы планируем летом запустить новые проекты собственного производства с участием наших амбассадоров. Мы верим в то, что они станут самыми громкими событиями в Рунете», — добавил Кочаров.
В отличие от американского видеохостинга, к которому у российских властей накопилось много претензий, RUTUBE старается максимально застраховать себя от нарушений законодательства. Об этом в частности говорит возрастное ограничение, действующее на площадке. По правилам пользовательского соглашения, смотреть видеоролики на отечественном видеосервисе могут только совершеннолетние или дети и подростки в присутствии взрослого. На YouTube существует система детского контроля, а видеоролики маркируются в зависимости от содержания.
Чтобы публиковать видеоролики на общественно-политические темы на RUTUBE, потребуется указать дополнительные данные, в том числе регистрацию СМИ. Работа площадки невозможна без функции предварительной модерации в условиях уголовного преследования за фейки и дискредитацию российской армии.
«В связи с появлением новых законов нам пришлось усилить процесс модерации, который теперь может занять дополнительное время, но достоверный контент — наш приоритет, — рассказал RTVI генеральный директор RUTUBE Александр Моисеев.
Альтернативой RUTUBE может стать платформа «VK Видео», объединившая базы видео «ВКонтакте», «Одноклассников» и других продуктов экосистемы. Последние недели сервис тоже переживает новый наплыв пользователей, хотя площадке удалось стать крупнейшим видеосервисом в России с момента запуска. В конце 2021 года ежедневная аудитория «VK Видео» составляла 40 млн человек.
«Большинство не представляет, насколько большой ютуб»
Стендап-комик и видеоблогер Денис Чужой, канал которого в YouTube смотрят 200 тысяч человек, уверен, что в случае блокировки американского видеохостинга люди будут вынуждены переходить на отечественные аналоги.
«У меня нет оптимизма по поводу того, что миллионы людей продолжат пользоваться VPN и смотреть ютуб. Большинство не захочет каждый день сталкиваться с лишним препятствием на пути к контенту “за завтраком”. Тем более, если на RUTUBE переедут популярные проекты наподобие LABELCOM», – считает стендапер.
Правила размещения контента у российских платформ гораздо жестче, поэтому перенести все видеоролики из YouTube не удастся даже при желании. Так, один из запретов касается «видео, содержащих провокационные танцы», которые вызывают у зрителей эротические ассоциации. К тому же это не осуществимо технически – такого количества серверов для хранения данных в России нет.
Главный аналитик Российской ассоциации электрокоммуникаций (РАЭК) Карен Казарян считает, что ни один сервис не сможет полностью заменить YouTube. «Большинство людей не представляют, насколько большой ютуб, даже только его российский сегмент. Сколько часов видео загружается туда каждую минуту. Таких серверных мощностей на сегодняшний день в России просто нет, как и нет инструментов для оперативной модерации контента и комментариев, – подчеркнул Казарян в беседе с RTVI. – Более того, ютуб тратит огромные деньги на алгоритмы, которые определяют нарушения авторских прав, распознают ролики со сценами насилия или сексуальных домогательств. Нельзя просто взять и перенести весь контент. Даже в мире у ютуба почти нет конкурентов, потому что это весьма сложная задача, с которой под силу скорее справиться IT-компании».
Помимо блогеров, для которых монетизация канала на YouTube и рекламные интеграции в видеороликах были основным заработком, блокировка ударит по операторам связи, предупреждает Казарян. «Этот переход станет дорогим удовольствием для провайдеров, так как ютуб давно выстроил отношения с российскими операторами, для них тяжелый трафик с видеохостинга был бесплатным, а теперь придется перестраиваться», – отмечает он.
Один из амбассадоров RUTUBE Владимир Кузнецов, больше известный как пранкер Вован, считает, что даже в таком вынужденном импортозамещении можно найти плюсы.
«Любое развитие каких-то российских альтернатив – всегда хорошо. Я не говорю, что надо скорее все заблокировать, даешь только российское, нет. Я вообще всегда против всевозможных блокировок. Мы можем делать хорошие качественные продукты, „Яндекс“ тому пример. Отечественные видеохостинги не развивались, потому что были не нужны. В них не вкладывали деньги, не привлекали туда какую-то аудиторию, не пытались удержать. RUTUBE долгое время был достаточно такой закрытой площадкой. Возможно, что сейчас многие блогеры задумаются о создании эксклюзивного контента на площадке», – сказал RTVI Кузнецов.
При этом ожидать, что видеоконтент станет более уникальным, не стоит. Старший научный сотрудник Международной лаборатории исследований социальной интеграции Сергей Давыдов считает, что российская блогосфера всегда вдохновлялась зарубежными коллегами, блокировка не помешает этому.
«Чтобы идеи, форматы переходили из одной страны в другую, из одной культуры в другую, для этого не нужен массовый зритель. Хватит небольшого количества инфлюенсеров, которые будут интересоваться тем, что происходит за рубежом, – убежден эксперт. – Достаточно вспомнить СССР с его железным занавесом и наше советское телевидение, которое было в курсе того, что происходит на Западе и часто заимствовало оттуда форматы и идеи».
* принадлежат корпорации Meta, которую суд в России признал экстремистской организацией и запретил ее деятельность
7 комментариев
щас убрали это в новой версии? никто не подскажет? самому очень не хочется проверять