Как Америка в WW1 победила

19 июля 1918 года напоролся на мину и затонул броненосный крейсер «Лонг-Айленд» — единственный крупный корабль ВМС США, погибший в Первой мировой войне, и первый американский боевой корабль, потерянный от действий внешних противников более чем за 100 лет, с момента окончания англо-американской войны 1812-1815 годов.

Правда, был еще броненосец «Мэн», в потоплении которого американцы в 1898 году обвинили испанских диверсантов, но с ним история довольно мутная, и большинство исследователей склоняются к версии, что взрыв на борту этого броненосца произошел из-за несчастного случая (или американцы его сами взорвали, чтобы получить повод к войне).

А история с «Сан-Диего» интересна тем, что погубившее его минное заграждение было выставлено германской подводной лодкой U-156 в американских территориальных водах, буквально в паре километров от берега острова Лонг-Айленд, на котором, как известно, стоит Нью-Йорк, точнее, его районы Бруклин и Куинс. Так немцы дали американцам понять, что, вступив в войну с Германией, они нигде не смогут чувствовать себя в безопасности.

Крейсер опрокинулся и ушел на дно через 28 минут после подрыва, но спасательная операция была осуществлена блестяще, благодаря чему из 825 человек команды погибли только шестеро моряков. Впрочем, этому способствовали относительно тихая погода и близость к берегу.

Интересно, что поднятые на поиски подлодки самолеты (сначала все думали что крейсер потопило попадание торпеды) отрапортовали, что отбомбились по крупной подлодке в районе гибели крейсера, но оказалось, что они бомбили сам крейсер, лежавший на дне вверх ногами.

А теперь вспомните, какие чудовищные потери понесли флоты Германии, Англии, Австро-Венгрии и даже России в WW1. Одно Ютландское сражение чего стоит. Чем в это время были заняты США? Смотрели, как в Европе все друг друга убивают — чтобы прийти под конец всего, и загрести все призы себе.

Довоенный снимок крейсера «Сан-Диего», вступившего в строй в 1907 году. Это второй крейсер типа «Пенсильвания», исходно он назывался USS California (ACR-6), также известен как «Бронепалубный крейсер №6». «Калифорния» была переименована в «Сан-Диего» 1 сентября 1914 года, чтобы освободить свое первоначальное название для использования линкором класса «Теннесси».

Большие американские крейсера в большинстве своем забыты любителями кораблей, так как в боях не отметились и были построены как раз к моменту появления линейных крейсеров — что сразу сделало их устаревшими. Тем не менее корабли получились мощные и удачные, особенно следующие крейсера типа Теннесси.

У «Сан-Диего» было интересное вооружение — 4 орудия 8 дюймов (203 мм) с длиной ствола 40 калибров попарно во вращающихся башнях и аж 14 орудий 6 дюймов (152 мм) с длиной ствола в 50 калибров, установленных в казематах побортно. При этом баллистика этих орудий отличалась достаточно мало, а что касается дальности — 152-мм стреляли на 3 километра дальше, чем главный калибр. Причина — у 8-дюймовок не хватало угла подъема стволов. Противоминный калибр — 18 орудий 3 дюйма (76 мм) и еще всякая мелочь.

Впрочем, уже в 1909—1911 годах 8″/40 пушки кораблей были заменены четырьмя 8-дюймовыми (203 мм/ 45) Mark 6 в башнях Mark 12 с вдвое большей дальностью стрельбы.

Интересно, что в качестве прототипа для этих крейсеров были взяты броненосцы типа «Мэн». По задумке это были аналоги крейсеров Камимуры (так называемые «Асамоиды») в русско-японскую войну. Почти 14-тысячетонные американские монстры несли такую же артиллерию, что и японские «асамы» — четыре восьмидюймовки в башнях и четырнадцать шестидюймовок в казематах. Примерно аналогичной являлась и защита, хотя в распределении брони сказывалась национальная школа. Пояс был чуть тоньше, 152 мм вместо японских 178, скосы палубы за ним толще — 102 мм против 51 и 63 у «Асамы» и «Иватэ», зато горизонтальная палуба всего 37 против 51 и 63 у японцев, плюс броня Гарвеевская, как на Асаме, пусть лучшего качества, но не Крупп. В итоге у «американцев» было некоторое преимущество над «асамами» в прикрытии жизненных частей на малых дистанциях, на больших лучше были защищены «Идзумо».

Но это всё так, несущественные технические детали. Важно то, что американцам понравилось «воевать не воюя», загребать жар чужими руками — и они стали готовить WW2 уже целенаправленно, чтобы пограбить Европку на её колонии и опустить индустриальных конкурентов.

Отсюда растут успехи советской индустриализации, равно как и «немецкое индустриальное чудо», устроенное для австрийского художника. Впрочем, история пошла не совсем по тому пути, который был нарисован американскими планировщиками.

  • avatar
  • .
  • +11

Больше в разделе

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.