Автор легендарного панно из магаданского аэропорта рассказал о своем творческом пути и важнейших принципах

Интервью с опытным художником-анималистом Вадимом Горбатовым

Фото из личного архива Вадима Горбатова

Редакция «МП» получила неожиданный отклик на недавнюю публикацию, посвященную истории создания в 1970-х монументального панно, которое долгие годы украшало здание магаданского аэропорта и стало одной из визитных карточек Сокола.

С нами связался московский литератор и член Союза журналистов России Алексей Шульгин. Он почитатель таланта и хороший знакомый известного на весь мир художника-анималиста Вадима Горбатова — автора панно, о котором речь. А еще живописца, графика, кандидата искусствоведения, члена Союза художников России и общества «Художники дикой природы» Великобритании.

Приятно познакомиться

Фото: Илья Ковякин / Из материалов интернет-журнала «Люди Колымы»

«Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня прочитал в вашей газете чудесный материал. Я много лет пишу и собираю все материалы, посвященные художникам-анималистам», — рассказал Алексей Владимирович и попросил прислать ему пару выпусков. Он обещал лично отвезти газету в мастерскую Вадима Горбатова, которому приходится давним товарищем.

Безусловно, такие теплые отклики всегда получать приятно. Отрадно, что и в Москве читают «Магаданскую правду» в ее электронной версии. Отрадно и то, что наш аэропорт уже полвека хранит шедевр такого известного мастера кисти – полностью рукотворное панно из алюминиевых листов, которое все эти годы земляки принимали за чеканку. Слово за слово, и вот корреспондент «МП» уже вышел на связь с самим художником, который, к слову, недавно отметил юбилей — 85 лет.

В эти дни в Москве в залах Дарвиновского музея проходит персональная выставка Вадима Горбатова «От тундр до джунглей» (6+), посвященная его юбилею. День рождения анималист отметил 26 января, а его персональная выставка будет открыта до 6 апреля.

Вдохновленный фауной и тишиной

Фото из личного архива Вадима Горбатова

Вадим Алексеевич родился в Москве, учился в одной из столичных средних художественных школ. У него рано проявились способности к изображению зверей и птиц. В 1965 году окончил Художественно-промышленную академию имени Строганова. Затем были аспирантура, защита диссертации, преподавание в МВТУ имени Баумана и Строгановской академии. 

17 лет, с 1970 по 1987 год, он руководил группой художников Центрального телевидения в Главной редакции информации. Фантастика, какая карьера! Сколько людей мечтают о работе на Центральном телевидении… А Вадим Алексеевич, отработав в «Останкино», устал, захандрил и подал заявление об уходе в 1987 году.

«В Союз художников он вступил довольно поздно, да и не стремился к этому. Предпочитал общаться с зоологами, биологами, сотрудничал с издательствами. В конце 1980-х перешел к профессиональной деятельности — иллюстрированию книг, периодики, посвященной природе, охоте», — рассказал о биографии художника Алексей Шульгин.

По его словам, на мольберте Вадима Горбатова всегда стоит холст, на столе лежат наброски будущих произведений. Мастерская художника находится в Северном Чертаново. По словам Алексея Владимировича, мэтр анималистики последнее время обосновался именно там. Наслаждается тишиной. Наблюдает, как в зимнее время вечером и ночью падает снег и светится в лучах фонарей.

Судьбоносная веха

Фото из личного архива Вадима Горбатова

А теперь вашему вниманию — интервью с художником. Судьбоносной вехой своего творчества он называет поступившее ему приглашение от видных деятелей анималистического искусства к постоянной выставочной деятельности. Было это в 1978 году. Вот что вспомнил Вадим Алексеевич.

«К классикам нашей анималистики Георгию Никольскому, Алексею Комарову, Василию Ватагину относился с трепетом. И вот собрался к ним показывать свои работы, знакомиться, решать вопросы о дальнейшей выставочной деятельности. Возглавлял отборочную комиссию Вадим Трофимов, показавшийся мне очень доброжелательным человеком. 

Он посмотрел картины и сказал: «Приноси работы!» Потом я показывал ему наброски с натуры. Он, осмотрев, сказал: «Замечательно! Вы настоящий живой художник». Видимо, хотел понять, не с фотографий ли передрал их», — говорит собеседник.

Сегодня Вадим Горбатов – один из немногих художников-анималистов России, признанных мировым культурным сообществом, об этом свидетельствует размещение снимков его произведений в книгах «300 лет анималистики» и «Современная анималистика». Эти издания, вышедшие в Великобритании, считаются своеобразными рейтингами творцов анималистики.

Поездка на север

Фото: из телеграм-канала губернатора Сергея Носова

В разговоре Вадим Алексеевич обратился и к воспоминаниям полувековой давности о поездке в Магадан. Художник рассказывает о былом с нескрываемым удовольствием.

«Тогда в Москву из Магадана от руководителя авиации Колымы товарища Погорелова поступил заказ оформить здание строящегося нового аэропорта. По распоряжению Аэрофлота СССР руководителем группы назначили московского художника Юлия Бобыля, ему же и предложили выбрать мастеров, которым доверит выполнение монументального панно. Он обратился ко мне, я согласился. Наша группа работала в поселке Сокол летом. Жили в профилактории для экипажей летчиков, условия были хорошие, — вспоминает художник.

Как работал? Панно создавал по придуманной мной технологии, особым способом обрабатывая алюминиевые листы. Северную командировку вспоминаю с удовольствием. Много было разных случаев, связанных с поездкой. Вот что случилось однажды, когда нужно было выехать на завод в Стекольный, что за 70 километров от аэропорта. Туда нас отвезли на машине, а в обратный путь добирались пешком. 

Почему-то нас никто не забрал, забыли. Проезжавшие мимо машины не останавливались — дело в том, что нас было пятеро, мы в одну никак не поместились бы. Когда прошагали уж километров двадцать, вдруг на горизонте стали виднеться люди, но что-то казалось нам странным. Это были лилипуты, приехавшие на гастроли. 

Встретившись лицом к лицу, познакомились, и они стали веселить нас. Показывали «пирамиды», упражнения, которые демонстрировали на представлениях зрителям. Встреча с ними нам запомнилась! Вскоре проезжавшая машина остановилась и забрала меня и художника нашей группы Людмилу Литвинову. Привезли в аэропорт. Первым делом пошел разбираться, как же такое вышло!»

Восхищаясь всем живым

В Библии сказано, что на шестой день творения Бог создал животных и человека. Люди рисуют зверей и птиц десятки тысяч лет истолченными в порошок растениями, цветами, минералами, нанося ритуально-магические изображения на каменные стены пещер. На Руси зверей и птиц изображали в храмах с XII-XIII веков.

Сравнительно недавно по историческим меркам появились «специальные» художники, посвятившие свою жизнь изображению фауны. Вадим Горбатов вместе с зоологами, охотниками и кинооператорами побывал в разных уголках планеты — от тундр Сибири и Аляски до джунглей Индии, Камбоджи и Эквадора. Оформленные им книги и открытки стали для многих спутниками жизни. Именно любовь к зримому миру со всеми его обитателями помогла Вадиму Алексеевичу стать анималистом.

Но очень важно понять, как художник влюбляется в зверей. Только вдумайтесь, ведь для таких карьера, деньги, слава теряют значение в отличие от большинства людей.

«Это врожденное, идет от природы как озарение — интерес к животным, восхищение и удивление», — отметил художник.

С детства он особенно полюбил изображать хищных птиц. Время было военное, рисовать было нечем. Иногда ему даже приходилось драться с братом за огрызок карандаша, мама давала им рисовать по очереди. Цветных карандашей не было вообще, только химический, которым писали на ладони номер, когда стояли в очереди за мукой. Вадим Алексеевич мял траву, чтобы получился зеленый цвет. Когда тер одуванчик, получался желтый. Рисунки времен военных лет до сих пор хранятся в мастерской.

Отец художника Алексей Лукич прошел войну. Его жена Фаина Моисеевна с сыновьями уехала в эвакуацию в Мичуринск, а потом на Алтай. После войны жили в Качалове — дальнем Подмосковье. У Горбатовых водились куры, поросенок, коза. Детство Вадима Горбатова прошло в трудах — на огороде картошку окучивал, колол дрова, кормил козу с поросенком, козу каждый день отводил в стадо, а вечером встречал. В избе жили коты. Куда в деревне без них?

Были и собаки, постоянно жили птенцы птиц: дрозды и пустельга. Соседи приносили им подранков, еще были ящерицы, ежи, хорек, белки. Но что особенно привлекало будущего анималиста и очаровывало — лес: там обитали лоси, тетерева, рябчики, вальдшнепы. Их рисовал с помощью половинки бинокля. Соседка Раиса Алексеевна, заведующая научной библиотекой, относилась к пареньку, проявлявшему живой интерес к природе, по-матерински. Давала любоваться фолиантами фауны. С обожанием парень рассматривал гравюры Кречмара, Шпехта, Менцеля. Спустя десятилетия признанный мэтр анималистики Вадим Горбатов так сказал о себе:

«Это счастье — иметь в душе любовь к природе! Бег жизни замедлился, «чуть помедленнее, кони», и кажется, что еще что-то будет!»

Желаем Вадиму Горбатову долгих лет жизни, здоровья, счастья, радовать публику своим талантом!

Автор выражает благодарность Алексею Шульгину за помощь в создании публикации.

 

Марина ПРАСКОВА

  • avatar
  • .

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.