Россия бросает миллиарды из бюджета в Windows.

В продолжение школьной темы.
Статья практически о том же, но написанная журналистом Новой газеты в июле этого года.




За компьютерные программы для школ государство уже заплатило гигантскую сумму — 2,7 млрд рублей. Теперь придется выложить еще столько же… Или закрыть школы. Зачем в XXI веке школы без компьютеров?


Меньше чем через полгода, 31 декабря 2010-го, у российских школ заканчивается право на использование программного обеспечения (ПО) от компании Microsoft.

За временную, трехлетнюю лицензию (2008—2010) и обслуживание ПО государство уже заплатило 2,7 млрд рублей. Гигантская сумма была выделена правительством с условием, что за это время школы перейдут на свободное программное обеспечение (СПО) российского производства, которое: а) в разы дешевле; б) отвечает интересам страны в области информационной безопасности. Однако стараниями чиновников, продвигающих приближенные фирмы и (или) лоббирующих интересы международного монополиста, проект перехода на СПО оказался провален. И сейчас ситуация стала настолько серьезной, что в нее был вынужден вмешаться президент Медведев.

…8 июля в Твери прошло заседание Совета по развитию информационного общества в России. Свое выступление президент Медведев начал как раз с вопроса перехода школ на СПО «на базе платформы Linux»: «Я хотел бы узнать, что в этом плане сейчас делается, потому что разные сигналы до меня доходят. Кто-то говорит, что это все живое, однако я слышу и то, что в значительной мере эта работа заглохла, а многие ведомства продолжают покупать разрозненные программы, платят за это большие деньги, и мы несем существенные расходы бюджета».

Президент потребовал, чтобы министр образования Фурсенко доложил о том, что сделано. Чуть ниже — странный ответ министра и комментарий к нему, а пока небольшая предыстория — каким образом сложилась эта абсурдная ситуация: миллиарды из бюджета расходуются на закупку американского программного обеспечения (при наличии достойной российской альтернативы) и конца этому не видно.

«Первая помощь», «вторая помощь»…

В 2008—2010 гг. на лицензирование только школьного программного обеспечения в рамках проекта «Первая помощь» было истрачено 2,1 млрд рублей. Плюс еще 600 млн — на «распространение и поддержку» этих лицензионных программ. Эти временные лицензии сейчас используются на 672 тыс школьных компьютеров по всей стране.

К слову, «временные лицензии» для школ — это тоже ноу-хау: если вы, например, покупаете продукт Microsoft для своего домашнего компьютера, вы его покупаете на всю жизнь, а не «временно». Вопрос, кому выгодно было подписание временного соглашения с Microsoft, оставим для Генеральной прокуратуры и Счетной палаты, но отвечали за поставку ПО в школы Министерство связи и массовых коммуникаций (во главе с тогдашним министром связи Леонидом Рейманом) и Министерство образования (министр Андрей Фурсенко пока на своем месте).

Тут еще важно понять: многие школьные компьютеры — по оценкам аналитиков, их число доходило до 80% — имели бессрочные лицензии Windows. Даже с учетом громкого дела учителя Поносова, совершенно непонятно, зачем нашим уважаемым министерствам понадобился договор, по которому АБСОЛЮТНО ВСЕ компьютеры в школах России переводятся на трехлетнюю ВРЕМЕННУЮ лицензию?

А в июле 2009 года власти российских регионов получили письмо за подписью заместителя руководителя Федерального агентства по образованию Вадима Лазутина (№ФАО-9581/15.07.2009 от 15.07.2009), в котором им предложили заложить в бюджет 2011 года затраты на оплату лицензий для школ, так как их срок истекает 31 декабря 2010 года. Об альтернативе в виде СПО в письме не сказано ни слова! Т.е. регионам фактически рекомендовали вновь купить Windows.

А теперь сопоставьте еще две цифры: только «поддержка и обслуживание» лицензионных продуктов в рамках программы «Первая помощь» за три года обошлись стране в 600 млн рублей, а вся программа по закупке и установке «вечного» СПО была оценена в 180 млн руб.

Свободное, российское, дешевое… и хорошее

Программу внедрения свободного программного обеспечения запустили три года назад. В соответствии с постановлением правительства №1477-p от 18.10.2007 было решено разработать и внедрить программный продукт на базе СПО, способный заменить дорогостоящие импортные аналоги. Начать эксперимент решили со школ. Через три года, в 2010-м, согласно постановлению, российские школы должны были иметь полноценную возможность выбрать, какое программное обеспечение устанавливать — свободное или, например, Microsoft, Adobe, Corel и т.п. Но с условием — с 1 января 2011 года средства на приобретение этих программ будут выделяться уже не из федерального бюджета, а из региональных.

Единственной платформой, на которой держится СПО для персональных компьютеров, сегодня является Linux.

За основу школьного пакета свободных программ были взяты программные продукты «Альт Линукс» (ALT LINUX), разрабатываемые одноименной российской фирмой, которая и начала эксперимент по внедрению СПО. Исполнителем проекта выступила компания «Армада».

В рамках пилотного проекта пакеты СПО были установлены в 1107 школах трех регионов (Пермь, Томск и Республика Татарстан). К этим школам позднее по собственной инициативе присоединились 25 вузов и более тысячи школ из 70 регионов России. «Нам очень помогли региональные власти, — говорит Алексей СМИРНОВ, гендиректор компании «Альт Линукс», — которые понимают, что именно им придется оплачивать дорогостоящие лицензии иностранных поставщиков, если не будет альтернативы».

По мнению руководителей Министерства образования и науки, пилотный проект был признан успешным, а разработанный пакет СПО достаточным для обеспечения учебного процесса. Многие учителя считают свободные программы более подходящими для обучения школьников.

Однако опыт пилотного проекта в дальнейшем не был использован. Последующий конкурс на поставку СПО во все школы, устроенный Федеральным агентством по образованию в сентябре 2009 года, неожиданно выиграла фирма «АйТи». Доставку дисков с СПО в школы выполняла компания «ИБС» по поручению того же агентства. Ни «АйТи», ни «ИБС» ранее никогда не выполняли такого рода проекты. Именно поэтому и до, и после конкурса обе компании поочередно обращались в «Армаду» и «Альт Линукс» за помощью. Интересно, что при этом за выполнение работ они предлагали не более 20% от цены контрактов.

Провал внедрения. Кто кем командовал?

Уже к концу 2009 года, судя по темпам и способам внедрения СПО в школы, стало ясно, что победитель конкурса никак не уложится в сроки и не выполнит постановление правительства. Так как не имеет ни опыта, ни нормально работающей программы.

Для анализа сложившейся ситуации с внедрением СПО в декабре 2009 года была создана специальная комиссия из сотрудников Федеральной службы по образованию (ФАО) и ФСБ.

21 декабря 2009 года комиссия подготовила «Справку о ходе работ по внедрению пакета свободного программного обеспечения в образовательные учреждения России», в которой отметила, что компания «ИБС» дважды отправляла в школы бракованные диски СПО. При этом «ИБС» уверяла, что исправит ситуацию за свой счет.

Однако согласно данным аналитического исследования, проводимого подведомственным институтом Министерства образования и науки — ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» в июне 2010 года, 47% школ исправных дисков так и не получили.

Ну, и самое грустное-смешное. На заседании комиссии, проходившем в Федеральном агентстве по образованию в конце 2009 года, руководитель агентства Николай Булаев заявил, что не закроет контракт на поставку СПО в российские школы, так как нарушения госконтрактов очевидны. Но спустя пару дней все работы были приняты. Акты подписал заместитель Булаева — господин Лазутин.

Кто кем командовал? Руководитель заместителем или заместитель — руководителем? И на каких основаниях было принято это решение? Как бы то ни было, но в марте государственный заказчик — Федеральное агентство по образованию было ликвидировано. Концы в воду?

Но хоть агентство и ликвидировали, деньги никто не отменял. Остался на посту и министр образования Андрей Фурсенко.

Что Фурсенко ответил президенту

Но вернемся к тому, с чего начали. Итак, 8 июля президент Медведев потребовал, чтобы министр образования Фурсенко доложил о ходе выполнения проекта «по внедрению в школах свободного программного обеспечения на базе платформы Linux».

И хорошо подготовленный Фурсенко ответил: «За счет средств федерального бюджета обеспечены доступ к этому пакету и техническая поддержка. Мы провели обучение, тестирование почти 80 тысяч педагогических и административных педагогических работников. И кроме этого, подготовлено более 7,5 тыс тьюторов, которые обучают учителей на местах. <…> При этом практически в каждой школе, не в каждой, к сожалению, а в 92% образовательных учреждений созданы так называемые опытные зоны по использованию свободного программного обеспечения. Это значит, что как минимум на одном компьютере это обеспечение стоит. Что мы предполагаем делать? В соответствии с планом реализации стратегии развития информационного общества до 2011 года определено увеличение доли образовательных учреждений, использующих разработанный пакет свободного программного обеспечения не менее чем на половине компьютеров в школе. <…> Для того чтобы это двигалось, мы сохраняем финансовую поддержку расширения свободного программного обеспечения на федеральном уровне (выделено мной. — Ред.). И сохраняем не только в этом году, но и в следующем, с тем чтобы поставить распространение свободного программного обеспечения в равные условия с так называемым стандартным программным обеспечением, я имею в виду «Майкрософт» и другие достаточно распространенные программы».

Тут могли бы зазвучать фанфары, но фанфар не будет, потому что почти все, что ответил министр образования президенту России по проекту внедрения СПО в школы, как бы это помягче… не очень похоже на правду. Вероятно, отчет подведомственного института «Информика» об отсутствии СПО в половине школ, выпущенный за несколько недель до доклада президенту, министр не читал.

Тьютор на тьюторе едет и тьютором погоняет

В декабре 2009 года на совещании в администрации президента заместителю министра образования В.В. Микушевскому был задан вопрос: «Насколько в российские школах внедрен «Линукс»?» Ответ был следующим: «Это незначительная цифра. Это меньше 10%». А Фурсенко, отчитываясь за проект, завершенный в 2009 году, говорит про 92%! Так кого дурачат? Администрацию президента, министра образования и самого президента?

В июле 2010 года Фурсенко продолжает твердить про «7500 тьюторов», хотя еще в декабре 2009-го комиссия ФАО-ФСБ выявила, что «Система дополнительного обучения учителей не обеспечена поддержкой тьюторов <…> Предполагаемые в рамках контракта 7500 тьюторов в процессе не участвуют». Согласно госконтракту, в течение трех месяцев учителя информатики всех российских школ должны удаленно (через Интернет) пройти учебный курс и сдать экзамен в райцентре. «Ничего подобного ни по срокам, ни по модели внедрения программ в масштабе страны в мировой практике не известно», — заключает комиссия. В итоге внедрение СПО свелось к «регистрации» компьютеров в централизованной системе технической поддержки.

Как регистрируют компьютеры, повышая федеральную статистику, в красках рассказал на официальном сайте под названием «Пакет свободного программного обеспечения для образовательных учреждений Российской федерации»* представитель МОУ «Тарногская средняя ОШ» (Вологодская обл.) Павел Рыжков: «Согнали учителей информатики и даже директоров со всех школ района в обнимку с системными блоками. Сейчас под страхом расстрела регистрируем всех на этом сайте. Пусть из-под винды (имеется в виду Windows. — Прим. ред.), пусть с одного компа! Народ в панике». И еще: «Вот вы смеетесь, а кое-где на местах Интернета и вовсе нет, как же тогда регаться? У нас одна учительница из сельской школы ночью через поле до дороги полтора километра тащила на себе системный блок. Мы уж не стали ей объяснять, что тащила она его напрасно — ведь достаточно было позвонить нам и сообщить номер карты…».

«Характер и массовость описанных нарушений могут привести к провалу внедрения СПО в образовательных учреждениях <…> а также к дискредитации идеи постепенного перехода на СПО в целом», — заключает комиссия ФАО-ФСБ.

А что нам остается?

У государства остается два выхода.

Либо срочно (буквально завтра) утвердить гос. программу развития свободного программного обеспечения в России, принять четкие критерии его внедрения и начать установку проверенного российского СПО.

Либо еще на три года отправить «богатые» регионы — в сети Microsoft, а учителей из регионов дотационных — на рынки, покупать пиратское ПО. И ждать, пока за ними придут следователи.

Во втором случае мы получим одновременно и тысячи Поносовых, и полную зависимость страны от программ иностранного монополиста.

А еще потратим кучу денег на продукт, который правительства многих других стран даже даром не ставят на компьютеры своих школ, больниц и органов власти. Потому что информационная безопасность стоит очень дорого.

*Совместный сайт Министерства образования и Министерства связи и массовых коммуникаций — www.spohelp.ru/palryzhmix/activity

Борис Селиверстов

15.07.2010
www.novayagazeta.ru/data/2010/076/07.html
  • avatar
  • .
  • +26

Больше в разделе

29 комментариев

avatar
У государства остается два выхода.

Либо срочно (буквально завтра) утвердить гос. программу развития свободного программного обеспечения в России, принять четкие критерии его внедрения и начать установку проверенного российского СПО.

вот это уже поздно в нашей ситуации.
avatar
товарищи линуксоиды!
уже который раз говорю — открывайте маленький бизнес — делайте курсы по никсам, хотя бы кратковременные.
это уже актуально и уже нужно.
обращайтесь в школы, предлагайте делать спецкурсы для старшеклассников — я думаю, желающих будет довольно много (среди пацанов особенно).
Представьте, что благодаря вашим усилиям хотя бы одна из школ перестанет преподавать уроки информатики на компах с виндой и перейдет полностью на никсы — оно, мне кажется, того стоит :)
Глядишь, через 3-4 года выпустится поколение никсоюзов ;)
avatar
угу, и для венды нормальные курсы не помешают.
avatar
нафик.
никсы в массы, начинать с молодежи.
avatar
нафига выращивать тех, кто через несколько лет начнёт есть твой хлеб?%)
avatar
Эти не начнут…
avatar
Кому нужно, сами уже освоили, а кому не надо — и курсы не помогут.
лор блять, вот тебе лучшие курсы, нахера выдумывать велосипед?
avatar
пока гром не грянет мужик не перекрестится.
пока жареный петух в жопу не клюнет.
зимой все это случится и произойдет чудо. все сразу научатся линуксу.
причем на том же уровне как сейчас владеют виндой.
включили кнопку питания. подождали. кликнули иконку с нужной программой. поработали. нажали «пуск» выбрали «выключить».
вуаля. если чтото из этого не работает, надо позвать "компьютерщика"
avatar
придется преподам переставлять винду раз в месяц теперь
avatar
ну почему в месяц то? rearm позволит ставить раз в сколько то месяцев.
и все равно не понимаю трудности линукса.
avatar
ну раз в четыре месяца, дак для этого счетчик надо сбрасывать каждый месяц и следить за этим
avatar
Делов-то, раз в 29 дней набрать команду в cmd.
avatar
проблем нет
avatar
кароче преподы свяжитесь с головным офисом в москве, пусть выделят одного консульта на Магадан и продлите лицензии по дешевке на шару
avatar
если препод не знает что есть rearm в севене, то ему просто обязательно надо ставить линукс.
но я все таки не понимаю такого выражения:
это невероятно трудно установить 30 линуксов в школе и научить учителя линуксу!!!

есть понятие профпригодности. учителя истории (новейшей истории) как то учат детей.
почему учителя информатики не могут научиться современным (хер с ними, хотя бы актуальным) технологиям?
avatar
не забывайте сударь мы в глубинке да на отшибе… профпригодность… тут последних бабулек бы не растерять… всвязи с переходом на новую систему оплаты труда зарплаты молодым еще урезали и сняли разряд! кто пойдет ???
avatar
почему учителя информатики не могут научиться современным (хер с ними, хотя бы актуальным) технологиям?
ставить очень далекую от стандартизации ось и администрировать сеть из нескольких десятков машин и пары-тройки серверов?
бесплатно?
во внеслужебное время?
без обучения?
немедленно?
без диплома даже учителя информатики? (каких большинство)
начинать в 50 лет?
будучи женщиной?

Да, они — недоумки какие-то!

Это же так просто. Даже ты пошел бы и бесплатно и легко всё бы сделал в хотя бы одной школе.
avatar
могу поставить на одном компьютере. учитель посмотрит и сделает так же с учениками, ученики сделают на остальных компьютерах.
avatar
не, ты всю сеть заебошь, на всем зоопарке компов и периферии, со всем зоопарком ПО.
avatar
не срача ради, но просто вспомнилось…

Были такие грабли с вендовыми ACPI… Лечилось чудовищно логичным методом:
1. Запускаете установку венды
2. Когда венда предложит нажать F5, чтобы установить драйверы RAID, нажмите F6
3. бла-бла-бла

5. Profit!

Вот как такое и еще полмешка таких приколов объяснить кому-то за один раз? :)
avatar
а голова и гугл на что?
avatar
Готов установить бесплатно в любой из школ Магадана на все компьютеры linux.
avatar
Ну и соответственно снабдить документацией по работе с этой ОС.
avatar
gentoo поставишь? Научишь школьников собирать мир? ;)
avatar
gentoo linux сложен для молодых голов и неопытных преподавателей, вот ubuntu, altlinux, mandriva, будут в самый раз.
avatar
замечательно. Осталось найти еще 30 добровольцев и еще 31 для обучения учителей.

А вообще, консультации кому-то потребуются в любом случае. Часть компов все равно придется переводить на лин, даже если сохранить винду получится.
avatar
мое мнение что винду сохранить надо обязательно.
avatar
начинать надо с первого сделать какой офисный пакет который нормлаьно доки читать будет ибо опенофис уныл, вторым надо всякие технические и специфические проги типа автокaдa маскада всякие там фаинридеры лингво словари всякие прикладный спец проги для экономистов бухгалеторов и тд да для каждой профессии найдётся я не говорю что именно эти проги но должны равноценные аналоги а так пока этот ваш линукс не годен для школ и институтов, для администравитвных работников да но не для обучения
avatar
Извините, но вопрос возник, а в каких странах сейчас очень широко практикуется образование на основе свободного по?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.