Колёса Красной армии

 

Нет, речь не про наркоманию. Как известно, на военную службу велосипеды поступили раньше автомобилей. Первая специальная модель военного велосипеда появилась еще 130 лет назад.

Ну а настоящим расцветом для них стала Первая мировая война, впрочем, она же выявила и одну существенную проблему — спрос на велосипеды значительно превысил предложение, поэтому в армию шло всё, что можно. Так вместо специальных, складных военных велосипедов (да-да, складники — это исходно военные велики) стали использоваться и более традиционные гражданские модели. Особенно в межвоенный период, когда военные заказы резко сократились.

Такая ситуация сложилась и в Красной Армии. В наследство от РИА достались специальные военные модели, включая и Дукс-Боевой, лучший армейский велосипед Первой мировой войны.

Очень хороший аппарат, и вдобавок складной:

Но освоить такой хайтек стране победившего социализма оказалось не под силу, поэтому массовыми стали совсем другие модели, более простые, выпускавшиеся больше для гражданского рынка.

Впрочем, не всё даже там было просто. В 1928 году началось строительство Московского Велосипедного Завода, для которого у английской BSA (The Birmingham Small Arms Company — военный завод, кстати) закупили производственные линии вместе с лицензией на велосипеды. Да-да — СССР сам не мог освоить даже велосипед.

Так вот, выпускавший там с 1932 года велосипед МД-1 являлся отечественной лицензионной копией BSA standart roadster, который отметился еще в Первую мировую войну. Таким образом, велосипед изначально был двойного назначения.

Кстати, если кто обратил внимание на правый шатун с ведущей звёздочкой — эта самая звёздочка не просто плоская штамповка из листа, но имеет ещё и что-то типа кольцевого ребра под зубами, плюс крепление звезды к шатуну через муфту на 5 болтах (если велосипед развернуть другой стороной, было бы видно).

Рационализаторы СССР, естественно, это быстро похерили. Звезду стали просто штамповать из листа, без проточки, и сначала клепать, а потом и наглухо варить к шатуну без всякой муфты. Да что звезду — в определенный момент додумались и ось педали в шатун не заворачивать, а запрессовывать (точнее, тупо заколачивать молотком) и затем приваривать дуговой сваркой. А то, знаете ли, резьбу резать как-то дорого и канительно.

Но первые серии велосипедов МД-1 собирались из английских машинокомплектов, и в них всё как у англичан. Как минимум до конца 1933 года московские велосипеды имели английские комплектующие. Более того — вплоть до самой войны рамы велосипедов делались из английских труб, в СССР тогда тупо не смогли наладить производство легких и прочных бесшовных труб для велосипедов.

Велопроизводство на МВЗ продолжалось до весны 1941 года, когда завод был перепрофилирован на выпуск армейских мотоциклов М-72. От «велосипедного прошлого» московского предприятия осталось только название улицы – Велозаводская.

 
Материал: Proper
  • avatar
  • .

Больше в разделе

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.