О сериале "Бомба"
И текстом
Недавно на широкие экраны вышел новый восьмисерийный сериал «Бомба». О создании атомной бомбы в СССР.
И вроде вначале даже ничего.
Например, истерично орущих, размахивая наганами, НКВДшников нет. Вернее НКВД, конечно, присутствует, но сотрудники спокойные и выдержанные (хотя некоторые и туповатые, чего бы точно не было в реальности).
И показано возмущение советских физиков бесчеловечностью того, что американцы сбросили две ядерные бомбы на японские города, убив десятки тысяч мирных жителей сразу, и обрекши на медленную и мучительную смерть ещё сотни тысяч тех, кто получил лучевую болезнь.
Но дальше…
Сначала нам показывают, что для развития советского ядерного проекта нужно освободить из лагерей целую кучу физиков. Создавая впечатление, что кровавая сталинская диктатура (тут нужно истерично визжать голосом Эдика Родзинского), как будто ей делать ей больше нечего, пересажала практически всех умных людей страны.
Как самого Курчатова не посадили – непонятно. Если бы могли, показали бы, что Курчатова тоже вытащили из тюрьмы. Но, к сожалению для режиссёра, нет такого пункта в биографии Курчатова.
Зато сценаристы и режиссёры вводят такого персонажа, как Михаил Рубин. Гениальный физик, ученик Нильса Бора, задолго до войны предсказавший необходимость имплозии для вызова цепной реакции в ядерной бомбе.
И, заодно, сидящий в лагере, потому что «слишком умный». И перед войной нахамил самому Лаврентию Берии.
Вот этого гения срочно освобождают из лагеря, чтобы он помог в создании советского ядерного проекта.
Берия по фильму весьма туповат. Реальный Лаврентий Павлович, и это подтверждают свидетельства сотен современников, был каким угодно, но не тупым. Высококлассный управленец, сумевший разработать и осуществить авральную переброску советской промышленности за Урал, быть не может по определению.
Курчатов тоже не учёный, а максимум администратор. Никаких идей или оригинальных мыслей он не демонстрирует, а лишь осуществляет общее руководство.
Зато вот Рубин – это просто во все дырки затычка. С повадками мелкого приблатнённого урки, он тебе и заранее знает, когда эксперимент не удастся. И Нильса Бора чуть ли не вербует. И фактически всем рассказывает конструкцию будущей бомбы. И без его расчётов никто ничего сделать не может. Просто уникальная личность.
И при этом постоянно бухает, хамит, провоцирует, нарывается, устраивает ложные побеги с охраняемых объектов, «ботает по фене» и так далее.
Вот это самое несоответствие между гениальным физиком и блатным поведением заставило нас полезть в интернет, чтобы посмотреть, как выглядел и вёл себя реальный Михаил Львович Рубин.
А его нет. И никогда не существовало. Это полностью вымышленный персонаж.
Нет, нашёлся некий Михаил-Исаак Львович Рубин из Минска, заключённый, но он 1926 года рождения, в 1945 году ему было девятнадцать, никаким учёным и учеником Нильса Бора он быть не мог по определению, да и физиком вообще не был. Просто случайно взятое имя.
Создатели сериала тоже, как оказалось, были вынуждены признать, что это «собирательный образ».
Вот только не было в команде Курчатова никаких блатных «бродяг по жизни». И не могло быть. К работе над самым важным и секретным проектом того времени никогда бы не допустили безответственного и ненадёжного человека, ещё и ведущего себя соответствующим образом.
Просто в каждом современном российском фильме про тот период обязательно должен быть истеричный НКВДшник (тут они тоже появляются к третьей серии, один чуть не застрелил одного из учёных Курчатова, Муромцева, из ППШ) и «позитивный уголовник». Это такой дебильный шаблон.
Сериал, безусловно, талантливый. И местами снят очень хорошо. Плюс вставки с воспоминаниями очевидцев во время титров после каждой серии – это тоже прекрасный ход.
Но ложка дёгтя в бочке мёда превращает всю бочку в известную субстанцию.
И в результате опять создаётся впечатление, что советские учёные торопились создать свой ядерный проект не потому, что существовала огромная угроза, что американцы закидают советские города своими бомбами, а потому что боялись своего собственного руководства больше, чем американцев.
И что Берия постоянно торопил учёных не потому, что заботился о безопасности страны и народа, а просто из самодурства. Что является очевидным бредом.
Курчатов и другие советские учёные не просто использовали те сведения, которые для них о Манхэттенском проекте добывали наши разведчики, огромный вклад в разработку атомной теории они произвели самостоятельно.
В результате наша атомная отрасль превзошла американскую, в особенности относительно мирного атома – у нас, например, есть замкнутый цикл в работе с плутонием, а американцы до сих пор не знают, как утилизировать отходы своего производства (и просто временно складируют их в различных местах, что уже давно является серьёзной проблемой).
И попытки ввести в повествование вымышленного гения-уголовника не получаются, он там абсолютно чужеродный элемент, который никак не вписывается в общую картину.
Обзор писался по мере просмотра сериала. И к пятой-шестой серии наши слова про «Сериал, безусловно, талантливый. И местами снят очень хорошо» можно смело забирать назад.
Потому что сериал про физиков-ядерщиков, совершивших научный и трудовой подвиг и создавших ядерный щит СССР/России, стремительно скатился в дешёвую мелодраму для тринадцатилетних девочек а-ля «Любовь и смерть» Вуди Аллена.
Ну один в один. Муромцев любит свою жену. Рубин тоже думает, что любит его жену. Жена Муромцева не любит никого. Ассистент Рубина любит каптёршу. Но каптёрша любит Рубина. Рубин понимает, что любит Зотову. Но Зотову насилует начальник лагеря.
Антисоветчина для девочек с ЗПР.
Любить – значит страдать. Но не любить – тоже значит страдать. Непонятно только две вещи: зачем это всё? и при чём тут создание ядерной бомбы?
Как там было у классика? «Жаль, что мы так и не услышали начальника транспортного цеха»? Жаль, что мы так и не увидели фильма про Курчатова, его команду и создание советской ядерной бомбы.
0 комментариев