5 великих крепостных Российской Империи

5 великих крепостных Российской Империи
Продажа дворовой девушки на картине художника Николая Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» (1866; Москва, Третьяковская галерея)

Мы привыкли представлять крепостных крестьян, как измученных тяжелым трудом людей, бесправных и лишенных свободы. В большинстве своем, так оно и было.

 

С 1833 года всё имущество крестьян переходило в собственность помещика. Хозяин получал право распоряжаться личной жизнью подопечных и продавать членов крестьянской семьи по отдельности, как товар, вплоть до отмены Крепостного права.

Однако, даже в этих условиях, при определенных обстоятельствах, крестьяне могли стать богатыми людьми, получить свободу и войти в список величайших личностей в истории России.

Эти крепостные крестьяне добились невероятных успехов, построив свою карьеру с нуля. Как им это удалось?

Морозов Савва Васильевич (1770 – 1860), предприниматель, меценат.

Морозов был крепостным Николая Рюмина – тайного советника Александра II.
 

5 великих крепостных Российской Империи
Николай Гаврилович Рюмин (6 (17) ноября 1793 — 15 (27) января 1870) – тайный советник Александра II


Был у помещика пастухом, извозчиком, ткачом-рабочим, после чего заслужил доверие у приказчика и получил разрешение заниматься кустарным делом на дому. Савва изготавливал ткань, а потом шел пешком в Москву продавать его скупщикам и владельцам мелких фабрик.

Взлет карьеры произошел в 27 лет. В этом возрасте мужчина женился на Ульяне – дочери красильщика. Передав секреты отца мужу, она помогла ему открыть собственную ткацкую фабрику из 10 станков и 20 наемных рабочих. В год фабрика приносила 1200 рублей чистой прибыли, что по меркам XIX века было эквивалентно 1.5 млн. современных рублей.

Благодаря росту производства и увеличению благосостояния, в 1821 году Савве удалось купить своей семье свободу за 17 тысяч рублей.

С тех пор предприниматель открыл еще несколько ткацких и бумагопрядильных фабрик. Получил звание «купца первой гильдии». Занимался благотворительностью, открывая больницы и школы.

Умер купец в 1860 году в возрасте 90 лет, передав весь капитал сыновьям и основав купеческую династию Морозовых.

Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802), живописец.

Родился в деревне помещика А.М. Черкасского, а позже отошел в качестве приданного его дочери к графу П.Б. Шереметьеву.

Аргунов проявил талант к изобразительному искусству, был замечен Шереметьевым и отдан на обучение к придворному живописцу Христофору Грооту.

5 великих крепостных Российской Империи
Предполагаемый автопортрет


В 1747 году вместе с наставником расписал церковь Екатерининского дворца и получил уникальную возможность рисовать портреты царственных особ и князей.

По приказанию императрицы Елизаветы Петровны, занимался обучением других придворных. Работал художником всю жизнь. Свободу от крепостной зависимости так и не получил, но оставил свое имя в истории благодаря своим произведениям.

Шлыкова Татьяна Васильевна (1773 – 1863), танцовщица

Крепостная графа П.Б. Шереметьева. Благодаря своей красоте была замечена помещиком и получила возможность обучиться танцам и актерскому мастерству для выступлений в домашнем театре.

Театр Шереметьева пользовался популярностью. Зрителями Татьяны стал весь цвет русского общества того периода, включая Екатерину II.

Нужно сказать, судьба женщины тесно переплетена с судьбой другой крепостной танцовщицы – Ковалевой Прасковьи.

5 великих крепостных Российской Империи
Татьяна Васильевна Шлыкова-Гранатова на портрете Н. И. Аргунова. Холст, масло. 70x55. (1789). Музей-усадьба Кусково.


В 1801 году сын помещика Николай Шереметьев влюбился в обеих женщин. На Прасковье он женился, а Татьяну сделал любовницей. В 1803 году Прасковья умерла от чахотки, но успела родить графу сына.

Татьяна, получив в том же году вольную, продолжила жить в доме Николая и воспитывать его сына.

Умерла Татьяна в 90 лет, до конца жизни воспитывая детей и внуков Шереметьевых.

Тропинин Василий Андреевич (1776 – 1857), живописец

Крепостной А.С. Миниха. Отошел в качестве приданного его дочери к графу А.И. Моркову.

Как и Аргунов, Тропинин хорошо рисовал. Семья Морковых это заметила и отправила юношу в Императорскую академию художеств.

В столице художник получил невероятную популярность, нарисовав несколько портретов графу Строганову и его друзьям. Моркову такая популярность крестьянина не понравилась и, в 1804 году он вернул его в имение, заставив пасти скот.

В 1812 году помещику поручили возглавить один из отрядов московского ополчения. Тропинина хозяин взял с собой. Там художник вновь получил возможность рисовать знатных особ.

5 великих крепостных Российской Империи
Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль (1846)


Спустя время, подарить живописцу свободу, требовало всё просвещенное общество XIX века. Находясь под постоянным давлением знати, в 1823 году Морков сдался.

Художник получил свободу в 47 лет в качестве пасхального подарка. Правда, вся семья Тропинина осталась в крепостной зависимости. Вытащить жену и детей из неволи мужчине удалось только через 5 лет.

В дальнейшем Тропинин получил официальный статус художника и академика. Остался в истории благодаря многочисленным портретам известных людей XIX века.

Щепкин Михаил Семенович (1788 – 1863), актер

Крепостной графа Г.С. Волькенштейна. Отец Щепкина был приказчиком помещика, а потому мальчик воспитывался в господском доме, получил образование и возможность обучиться актерскому мастерству в Суджанском народном училище.

5 великих крепостных Российской Империи
Портрет работы художника Н. В. Неврева


Спустя время, талантливого мальчика взяли в актерский состав. Игра Михаила так понравилась зрителям, что в 1822 году поклонники собрали деньги и выкупили его свободу у Волькенштейна за 10 тысяч рублей.

Семья артиста осталась в неволе. Он выкупил жену и четверых детей через несколько лет уже на свои деньги.

Щепкин добился всеобщего признания, стал богат, написал мемуары и умер в 74 года, довольным прожитой жизнью человеком.

  • avatar
  • .
  • +25

Больше в разделе

  • — Почему простынка чиста? — допытывался муж, вдавив пальцы Марфе в плечи. Марфа, рыдая, не знала, куда ей деваться. — Отпусти, очень болно, — молила она. — Говори! — взбеленился он. —...

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.