Волшебный голос за 15 миллионов евро

В Петербурге сделана сенсационная находка — обнаружена уникальная скрипка работы немецкого мастера Якоба Штайнера, который жил раньше Страдивари и котировался гораздо выше, чем итальянские изготовители скрипок. Эксперты схватились за сердце — ведь во всем мире подлинных штайнеровских скрипок сохранилось не более десятка!

Но самое поразительное — это судьба находки: сто лет она пролежала завернутая в тряпочку в бабушкином сундуке, а вокруг шли революция, Гражданская война, потом Вторая мировая, появилось и исчезло целое государство…

Страдивари «отдыхает»

Якоб Штайнер — самый загадочный скрипичный мастер. Годы его жизни известны очень приблизительно — примерно с 1618-го по 1683-й. Он родился в семье горняков в глухой немецкой деревушке под Инсбруком и получил только начальное музыкальное образование. Как и почему он начал делать скрипки — неизвестно.

Вообще изобретателем этого инструмента считается итальянец Андреа Амати. Есть сведения, что Штайнер получил первые навыки изготовления скрипок у его внука Николо. Если эти данные верны, то Штайнер был первым прославленным учеником мастера. Вторым был Андреа Гварнери (1626–1698) и только третьим — Антонио Страдивари (1644–1737). Так что Страдивари еще пешком под стол ходил, когда имя Штайнера уже гремело по всей Европе.

За свою жизнь Якоб Штайнер создал всего около 50 скрипок. Он не стал копировать инструменты Амати, а изобрел свою собственную форму скрипки — с высокими стенками и необычным строением корпуса: он выпуклый, а середина деки более толстая, чем края. Кроме того, у скрипок Штайнера внутри есть особая пружинка — для усиления резонанса. Поэтому и звук штайнеровских скрипок особый — низкий, обволакивающий и идущий со всех сторон, как при стереоэффекте. А у итальянских скрипок другой голос — высокий и такой пронзительный, что перекрывает даже симфонический оркестр.

Скрипки немецкого мастера были невероятно популярны. Именно для них Вивальди писал свои скрипичные произведения — так что услышать подлинного Вивальди можно только на инструменте Штайнера! Но беда в том, что немец не оставил учеников и никому не передал свои секреты. Конечно, после его смерти подражатели наштамповали сотни копий «штайнеровских» скрипок, но они звучат беднее, чем подлинники.

Именно поэтому петербургская находка стала сенсацией. Эксперты долго и дотошно ее проверяли, пока, наконец, не отпали все сомнения: скрипку действительно сделал сам мастер в 1673 году. Как говорят специалисты, ее стоимость на антикварном рынке может достигать 15 миллионов евро! А ведь самый дорогой Гварнери ушел с торгов «всего» за 6 миллионов долларов…


На ней играла княжна Юсупова?

История находки — почти детектив. Пять лет назад саратовский бизнесмен Дмитрий Дунин узнал о старинной семейной скрипке от своей матери.

— Я и подумать не мог, что у нас в семье хранится что-то бесценное! — до сих пор не может опомниться Дунин. — Пять лет назад умерла бабушка — перед смертью она передала скрипку моей маме и сказала, что инструмент принадлежал прабабушке, которая до революции жила в Петербурге и была дворянкой. Я не придал этому значения — ну, лежит скрипка и лежит. Потом рассказал питерским друзьям, а они посоветовали ради любопытства показать скрипку какому-нибудь сотруднику Музея музыкальных инструментов.

Дунину повезло: первым попавшимся сотрудником музея оказался Владимир Кошелев, эксперт Минкультуры РФ по музыкальным инструментам. Он вцепился в скрипку обеими руками и начал с пристрастием допрашивать Дунина и его маму, а потом окопался в городских архивах. И не зря.

Прабабушка Дунина действительно была дворянкой, да не простой — а из очень богатой и влиятельной семьи.

— Скрипки Штайнера еще в XVIII веке ходили по Петербургу и стоили баснословных денег! — поведал нам Владимир Кошелев. — Если итальянский инструмент оценивался максимум в 250 рублей, то цена штайнеровской работы зашкаливала за 800 рублей!

Когда началась Октябрьская революция, родители прабабушки Дунина успели переправить ее в деревню Плаксино Новгородской губернии, где насильно выдали замуж за крестьянина — чтобы сохранить девушке жизнь. Все, что осталось ей от дворянства, — сундук с драгоценностями и старинная скрипка.

— Прабабушка ничего о старой жизни и сундуке не рассказывала, — говорит Дунин. — Мы даже не знаем, как ее на самом деле звали. Когда она умерла в 1960 году, ее дочь с семьей решила переехать в Саратов. Дом в Плаксино продали, а когда стали вывозить вещи, обнаружили клад со скрипкой. По семейной легенде, там даже бриллианты были! Прабабушка, как видите, своим детям о них не рассказала…

Как дворянка ухитрилась сохранить в крестьянском доме сундук с драгоценностями, когда деревня пережила и Гражданскую войну, и коллективизацию, и оккупацию во время Второй мировой, наверное, Дунины уже никогда не узнают. А вот кем была их прабабушка — выяснить можно. Она как-то упоминала, что в царские времена жила на набережной Мойки недалеко от Невского проспекта. Владимира Кошелева этот адрес наводит на мысли:

— Там недалеко стоит дворец Юсуповых, которые были большими любителями музыки и коллекционерами смычковых инструментов. Это, конечно, очень смелое предположение — но, может быть, прабабушка Дунина была из рода Юсуповых?

Дмитрий Дунин заверил нас, что собирается всерьез заняться генеалогией своей семьи. И, если предположение Кошелева окажется правдой, это будет не меньшей сенсацией, чем его скрипка Штайнера — ведь считается, что после революции все Юсуповы, ведущие свой род от Абубекира (тестя пророка Мухамеда!), уехали в эмиграцию.

Скрипка молчала 100 лет

До сих пор в России была известна только одна подлинная скрипка Штайнера — она находится в Москве, в Музее имени Глинки. В мае 1996 года ее выкрали из музея вместе с другим ценным экспонатом — скрипкой Страдивари. К счастью, преступников удалось поймать до того, как они продали похищенное. Неудивительно, что Дунин уже ведет переговоры со страховой компанией. Подробности пока не разглашаются, но храниться скрипка будет, скорее всего, в банке. Перевозить раритетный инструмент станут в бронированной машине, а во время концертов на сцене будут дежурить несколько охранников. Они уже охраняют скрипку: как оказалось, во время презентации находки в зале Шереметьевского дворца невидимыми для глаз посетителей находились пятеро секьюрити!

— Я хочу, чтобы скрипка играла, — говорит Дунин. — Играют же старинные скрипки Страдивари и Гварнери — чем она хуже?

Реставратор Владимир Акименко, получив скрипку в руки, чуть не заплакал от радости: инструмент в прекрасном состоянии. Он сделал еще одно открытие.

— Я уверен, что последней на скрипке играла девушка! — утверждает Владимир Акименко. — Понимаете, женщина и мужчина оставляют на инструменте разные следы. Молоденькие скрипачки недостаточно коротко стригут ноготки, поэтому на деке в определенных местах после их игры остаются маленькие косые царапинки под углом 30–40 градусов. Так вот на этой скрипке я такие следы нашел! Возможно, на ней играла та самая прабабушка Дунина.

Так что вполне логично, первым музыкантом, которому доверили скрипку Штайнера в наши дни, стала девушка — студентка консерватории, лауреат международных конкурсов Екатерина Фролова.

— Мне не говорили, что это работа Штайнера, — призналась Катя. — Но я сразу поняла, что скрипка очень долго молчала. Она как будто сопротивлялась смычку, капризничала. Когда я впервые попыталась что-то исполнить на ней, было такое ощущение, что я вообще разучилась играть! Целую неделю я искала со скрипкой общий язык: как к ней надо прикасаться, с какой силой нажимать на струны…

Владимир Кошелев говорит, что Кате было тяжело: каждый день она садилась со скрипкой в музейном зале в полдень и вставала в полседьмого вечера — репетировала без перерывов и без обеда. Но результат превзошел все ожидания: скрипка в руках Катерины играла божественно!
 

  • avatar
  • .
  • +29

Больше в разделе

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.