Старая Москва в картинах Аполлинария Васнецова

Старая Москва в картинах Аполлинария Васнецова
Предлагаю Вам посмотреть работы Русского художника начала XX века, большого знатока Русской старины, Аполлинария Михайловича Васнецова, посвящённые истории средневековой Москвы. К картинам написан пояснительный текст. Это — наша История!
Старая Москва в картинах Аполлинария Васнецова
Аполлинарий Васнецов

Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году. 1917

Датой основания Москвы принято считать 1147 год: именно тогда, согласно летописи, Суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил в “Москов” князя Святослава Ольговича, устроив 28 марта в его честь “обед силён”.

В летописи также упоминается, что в те времена “стояли на Москве-реке сёла красные боярина хорошего Кучка Степана Ивановича”. Долгорукий, остановившись в этих местах проездом, велел казнить суздальского боярина за проявленную дерзость и, очарованный красотой здешних мест, основал город.

Спустя девять лет возвёл новый “град” – деревянную крепость, окружённую рвом и валом, которая охватывала в пять-шесть раз большую площадь. Именно этот исторический момент изображён на картине. Спустя два столетия белокаменная крепость на Боровицком холме получит название “Кремль”.

Старая Москва в картинах Аполлинария Васнецова
Аполлинарий Васнецов

Двор удельного князя

Во дворе удельного князя собрались крестьяне, которые принесли ему оброк. В отличие от барщины, когда крестьяне должны были обрабатывать хозяйскую землю или выполнять другую работу в пользу князя, оброк взимался или частью произведённых в крестьянском хозяйстве продуктов, или деньгами.

Князь сидит в кресле, за ним стоят домочадцы, княжич, воевода и дружинники. Они воевали, дань собирали, могли и оброк востребовать.

Название удельного князя происходит от старославянского слова “дел” – часть. То есть он владел частью земель Русского государства. Во главе Киевской Руси стоял великий князь, все остальные князья были удельными. Эти уделы часто возникали после земельных споров и войн между князьями.

Бывало, что удельные княжества дробились на более мелкие или, наоборот, сливались в единое княжество. А крестьянам приходилось платить оброк то одному хозяину, то другому. Он же их за это должен был защищать – брать “под свой щит”.

Но нередко получалось, что конница княжеских дружинников вытаптывала поля крестьян, а их самих брали в ополчение, чтобы воевать за своего удельного князя, которого они подчас и в глаза не видели!

Старая Москва в картинах Аполлинария Васнецова
Аполлинарий Васнецов

Московский Кремль при Иване Калите. 1921

Об Иване Калите, внуке Александра Невского, порой отзывались как о корыстном человеке. Но его прозвание (“калита” означает поясную суму для денег), скорее, говорит не о скупости, а о щедрости: из кошелька-калиты князь доставал деньги, жертвуя их нищим и убогим.

Характеризует Ивана Даниловича и его умение ладить с людьми, быть твёрдым и последовательным в достижении целей. А для этого ему приходилось часто ездить в Орду, сражаться с противниками на поле боя. Главной целью разумного князя было возвышение нынешней российской столицы, Москвы, приумножение её земель.

При Иване Калите в Московском Кремле были построены белокаменные Успенский собор, собор Спаса на Бору, Архангельский собор, церковь Иоанна Лесвичника. Но построенный им Успенский собор не сохранился. Старейший храм Московского Кремля – Спас на Бору – снесён большевиками в 1933 году.

Не дожили до наших дней и первоначальный Архангельский собор, и храм Иоанна Лествичника.

Но, так или иначе, а Москва при князе Иване Даниловиче стала главным русским городом, а его самого называли “Великим князем Московским”.

Старая Москва в картинах Аполлинария Васнецова
Аполлинарий Васнецов

Троице-Сергиева лавра. 1908-1913

На картине изображены монахи за работой в Троице-Сергиевой лавре. Начало этой подмосковной обители было положено в 1337 году братьями-отшельниками Варфоломеем и Стефаном, переселившимися из Ростова в село Радонеж. Стефан вскоре удалился в Хотьков-Покровский монастырь, а Варфоломей остался неподалёку от Радонежа, поставив церковь во имя Святой Троицы и постригшись в иноки под именем Сергия. Собравшаяся здесь братия избрала Сергия своим игуменом. Здесь впервые на Руси был введён общежитийный монастырский устав.

В XIV – XVII веках монастырь был значимым культурным центром, здесь располагалась одна из крупнейших отечественных библиотек и книгописная мастерская. Здесь жили и творили живописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, резчик Амвросий, писатели Максим Грек, Авраамий Палицын, Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый, написавшие житие основателя обители, “покровителя земли Русской и заступника перед Господом Богом” Сергия Радонежского, канонизированного в XV столетии.

В середине XVI века обитель была обнесена каменной стеной с двенадцатью башнями, что превратило монастырь в надёжную крепость. С 1561 года настоятели Троицкого монастыря получали сан архимандрита и звание “первого среди русских монастырских настоятелей”. В 1702 году монастырь был поставлен вторым после Киево-Печерского, а в 1744-м был возведён в степень лавры.

Старая Москва в картинах Аполлинария Васнецова
Аполлинарий Васнецов

Старорусский город. 1899

Проникая из Ладоги в глубь русских земель, скандинавские торговые ватаги или нанятые в Киеве варяжские отряды встречали невиданные ранее многочисленные поселения, называемые местными жителями “город”, что означало “огороженное место”. Вот почему до конца XII столетия в древних скандинавских летописях наша страна называлась “Гардар” – страна укреплений, а затем уже “Гардарики” – страна городов.

Русские города представляли собой укреплённые поселения, центры княжеской власти, ремёсел, культуры и торговли. В ходе нашествия монголо-татар множество городов было сожжено дотла. Новый подъём русского градостроительства начался в конце XIV столетия. Особенно быстро развивались города, стоявшие на оживлённых торговых путях.

Средневековые города делились на внутреннюю крепость (кремль, или детинец) и посад. Центральным местом русских городов был рынок, называемый тогда “торгом” либо “торговищем”, расположенный обычно в низменной части, рядом с рекой. Большинство построек были деревянными. В условиях нашего климата деревянные дома, несмотря на угрозу пожара и недолговечность, были более практичными, хранили тепло и не отсыревали. Многие старые города и поныне радуют взор сохранившимися шедеврами уникального русского деревянного зодчества.

Старая Москва в картинах Аполлинария Васнецова
Аполлинарий Васнецов

Оборона города

Помимо Золотой Орды, была ещё Орда Белая, в которой правил хан Тохтамыш. Когда-то он разбил войска Мамая и стал править в его владениях. Но потомок Чингис-хана мечтал завоевать Русь и получать с неё дань.

Воспользовавшись тем, что войско Дмитрия Донского было ослаблено после Куликовской битвы, Тохтамыш напал на русские земли. Пришлось князю Дмитрию собирать ополчение в Костроме и других городах. За Москву князь не боялся: она была защищена крепкими белокаменными стенами, и Тохтамыш понимал: Московского Кремля ему не одолеть.

Тогда он решил взять город хитростью. Он передал послание москвичам, что пришёл с миром и надеется, что встретят его дарами. Москвичи поверили коварному завоевателю – и простодушно отворили ворота города. Начались страшная резня и разбой, запылали дома и храмы…

Так Тохтамыш и оказался победителем Руси, которая вновь стала зависеть от Орды.

Пострадали и другие города: Владимир, Переславль, Звенигород, Можайск…

Старая Москва в картинах Аполлинария Васнецова
Аполлинарий Васнецов

Московский Кремль при Иване III. 1921

Согласно известной пословице “Москва не сразу строилась”, столица России росла и хорошела усилиями многих людей и в разные времена. При Иване III началось большое строительство в Кремле. Во второй половине XV века Московский Кремль перестраивается под руководством итальянских зодчих, в частности, Пьетро Антонио Солари. Тогда в качестве основного материала для строительства был выбран обожженный кирпич.

Многие здания, включая церкви, были спроектированы и возведены итальянскими мастерами. По их замыслу, центром Кремля стала Соборная площадь с расположенными на ней Успенским собором (1475-1479), Благовещенским собором (1484-1489), Грановитой палатой (1487-1491), Архангельским собором (1505-1508) и колокольней “Иван Великий”.

Ивана III называли “собирателем державы”: он присоединял к Москве не подмосковные города, а целые княжества. За время правления Ивана III сложилось единое централизованное государство, в состав которого вошли Новгородская республика, долгое время бывшая соперницей Москвы, Тверское княжество, а также Ярославское, Ростовское и частично Рязанское княжества.

Старая Москва в картинах Аполлинария Васнецова
Аполлинарий Васнецов

В Московском Кремле

На картине Иван III показывает гостям панораму Соборной площади. На переднем плане мы видим архитектурные детали строящегося Архангельского собора, архитектором которого был приглашённый венецианец Алевиз Фрязин Новый. В XIII веке на этом месте стояла деревянная церковь Архангела Михаила, построенная братом Александра Невского, Михаилом Ярославичем. В 1333 году при князе Иване Даниловиче Калите деревянную церковь заменили белокаменным храмом. Он был самым большим из построенных в Кремле и возведён в благодарность за избавление Москвы от голода.

На Соборной площади уже возведены Успенский собор, Благовещенский собор и Грановитая палата.

Старая Москва в картинах Аполлинария Васнецова
Аполлинарий Васнецов

Старая Москва. Разъезд после кулачного боя. 1900-е

На картине изображён традиционный кулачный бой. Бои чаще всего проходили в период от Рождества до Крещения, на Масленицу. Действовали строгие правила боя: лежачего не бить, не наносить удара сзади – противники должны стоять лицом к лицу. В старину ни один праздник не обходился без кулачного боя.

Дети соревновались, играя в игры: “Царь горы”, “Куча мала”, “Взятие снежного городка”. Так воспитывались настоящие мужчины, будущие защитники Родины. Подростки участвовали уже в настоящих кулачных боях и бились со сверстниками. Это правило действовало и для остальных бойцов: молодые люди и взрослые – “сильные бойцы” – сражались в рамках своей возрастной группы. Обычно подростки начинали бой, а взрослые мужчины завершали его.

Были два способа боя: “стенка на стенку” и “сцеплялка-свалка”. Первый способ предполагал, что бойцы, выстроившись в ряд, должны удержать его под давлением “стенки” противника. В “сцеплялке-свалке” каждый выбирал себе противника по силе и не отступал до победы, после чего “сцеплялся” с другим противником.

Бои заканчивались пиром победителей и побеждённых. В общем застолье забывались невольные обиды: ведь сегодняшние проигравшие в следующем бою могли стать победителями.

Старая Москва в картинах Аполлинария Васнецова
Аполлинарий Васнецов

Площадь в городе московских времён

Столица России – Москва, а её “сердце” расположено на Красной площади. Сейчас на самом подступе к ней расположен “нулевой километр”. В старину же “центральным” считалось “царское” – Лобное место.

А ещё раньше, во времена, изображённые на картине, здесь располагался торг, то есть, говоря по-современному, рынок. После большого московского пожара, произошедшего в 1493 году, Иван III велел расчистить место перед новыми Кремлёвскими стенами, чтобы огонь пожаров не смог перекидываться от здания к зданию. Это место тогда так и называли – “Пожар”. Но со временем Кремль был окружён широким рвом, и бойкая торговля на границе Кремля и посада возобновилась. Правда, называлась эта площадь, так не похожая на привычную нам современную, Троицкой – по названию одной из деревянных церквей. Красной, то есть красивой, площадь стали называть уже после постройки Китайгородской стены.

Старая Москва в картинах Аполлинария Васнецова
Аполлинарий Васнецов

В горнице древнерусского дома московских времён

На женской половине богатого русского дома живут женщины разного возраста и социального положения. С ними – и их малые дети.

В левой части картины изображена, похоже, мать хозяина этих хором. Старушка старается держаться поближе к печке. Она смотрит, как служанка катает на лошадке её внука. Второй внук, постарше, забившись в угол, пытается читать и писать, хотя при такой суете это и непросто.

В центре картины – девушка на выданье: при скудном свете витражных окошек она примеряет головные украшения. Сейчас у неё на голове кокошник, а мать предлагает ей примерить другой головной убор.

Через открытую дверь видна спальня. На постели горкой лежат подушки, стоят сундуки с вещами.

Стены дома, несмотря на явное богатство, не каменные: они сложены из брёвен. Деревянный дом – традиционное русское жилище. Сейчас в городе не найти “срубную избу” – её вытеснили каменные дома. Зато в деревнях и сёлах они сохранились. В деревянном доме в жару прохладно, а зимой тепло, да и аромат дерева особенный, его ничем не заменить.

Старая Москва в картинах Аполлинария Васнецова
Аполлинарий Васнецов

Крытый Воскресенский мост в конце XVI века. 1921

Воскресенский мост (его ещё называли “Курятный”) – первый каменный мост в Москве через реку Неглинную в районе Воскресенских (Иверских) ворот, на современной Манежной площади, напротив Тверской улицы. Раньше тут была деревянная переправа в самом центре столицы – Кремль и Китай-город с Белым городом. Переправлявшиеся здесь через реку Неглинку дальше прямым ходом отправлялись в Тверь. Предприимчивому Борису Годунову не нравилась деревянная переправа, и он приказал построить каменный мост. Строительство велось в 1601-1603 годах.

Под крышей можно было прогуливаться, торговать и не бояться ни снега, ни дождя, ни ветра. Но после, когда Москву восстанавливали и перестраивали, мост был засыпан землёй, и о нём забыли. Только в начале XXI века вспомнили, что мост представлял собой историческую ценность. Стали мост откапывать, а то, что сохранилось, реставрировать. Сейчас сооружения Воскресенского моста – центральное место экспозиции Музея археологии Москвы.

Но вот реку Неглинную, через которую он был переброшен, из подземелья выводить на свет не будут. Она хоть и историческая – наравне с Москвой-рекой, но уж очень своенравная. Москвичи не раз страдали от её разливов. И Неглинную пустили по трубам под землёй.

Старая Москва в картинах Аполлинария Васнецова
Аполлинарий Васнецов

Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. 1913

Спешат по заснеженным улицам древнего Кремля гонцы. Наверное, они едут из царского дворца с важным известием, которое нужно доставить срочно. Сейчас посыльного мы стали называть французским словом “курьер”, что переводится как “бегун”. Наверное, такие гонцы существовали всегда, но известны они нам со времён античности.

В России в XVI-XVII столетиях регулярными почтовыми и транзитными перевозками заведовал Ямской приказ. Возглавлялся он обычно боярином. Ямской приказ следил за устройством и надлежащим содержанием ямов – почтовых станций, где гонцы могли быстро сменить загнанных лошадей на отдохнувших и, не медля, продолжить свой путь.

Старая Москва в картинах Аполлинария Васнецова
Аполлинарий Васнецов

Мясницкие ворота. Уличное движение в XVII веке. 1926

В Москве, как и в других старинных русских городах, есть площади, в названии которых присутствуют слова “застава” или “ворота”. Они были раньше, но мешали проезду транспорта, и их снесли. Именно так и произошло с Мясницкими воротами, которые вы видите на картине. По деревянному настилу едут в каретах богатые люди, а кто победнее да попроще – на санях и не по настилу. Многие москвичи спешили сюда, чтобы зайти в мясную лавку.

Башни с воротами давно нет, а название осталось в площади Мясницких ворот, к которым ведёт Мясницкая же улица. Одними из первых жителей Мясницкой были “переведённые” новгородцы: после присоединения Новгорода Иван III перевёл в Москву представителей богатых или знатных семейств.

В конце XVII – начале XVIII века мясная торговля была вытеснена к Земляному Валу, затем и сам торг был уничтожен, но название сохранилось за улицей.

При Петре I Мясницкая стала дорогой между Кремлём и Немецкой слободой, по которой постоянно ездил царь. На улице стали селиться дворяне и новая аристократия во главе с князем Меншиковым. Дворянской улица оставалась и в XIX веке.

Старая Москва в картинах Аполлинария Васнецова
Аполлинарий Васнецов

Семиверхая угловая башня Белого города. XVII век. 1924

Белый город – историческая местность Москвы. Теперь на его месте находится Бульварное кольцо. А в прежние времена Белый город, как Кремль и Китай-город, был обнесён мощной стеной с башнями. Протяжённость этой стены превышала девять километров.

В стене было 27 башен. 17 из них были “глухими”, то есть в них не было ворот для проезда, в десяти других башнях через ворота можно было проехать. Самой большой и самой красивой среди всех была Семиверхая башня, которую вы видите на картине. Она названа так потому, что её венчали семь башенок – шатров, шесть вокруг самой большой, центральной. Конечно, она была создана не для красоты, а для защиты города от набегов кочевников. Пушки башни были нацелены на Крымский брод – наиболее опасную окраину Москвы, откуда часто совершала набеги татарская конница.

Постепенно стены Белого города ветшали, москвичи брали камни для собственных нужд, да и правительство не щадило этот памятник старины. С 1760-х годов камни и кирпичи Белого города с разрешения городских властей стали использовать для постройки казённых зданий.

Старая Москва в картинах Аполлинария Васнецова
Аполлинарий Васнецов

Книжные лавки на Спасском мосту в XVII веке. 1902

Новгородские берестяные грамоты свидетельствуют, что русский народ был любознательным и образованным. В Москве, под стенами Кремля, на Спасском мосту, было множество лавок, в которых торговали лубочными картинками и книжицами. Сейчас моста уже нет. Он простоял с 1516 по 1812 год.

После 1812 года Спасский мост был разобран, и местные книготорговцы окончательно переселились на Никольскую улицу.

Конечно, книги, рукописные и печатные, можно было купить не только у Спасского моста. Их продавали в самых неожиданных местах: в пушном ряду или шапочном, скорняжном или рыбном. Покупаешь себе меховую шапку, а тут на глаза интересная книжица попалась. Больше всего книг продавалось в овощном ряду. Здесь было больше всего покупателей.

Сначала Спасский мост был деревянным, а с XVII века, как это и показано на картине, мост был отстроен из камня.

Назывался Спасский мост также ещё и Поповским кресцом, потому что на нём вплоть до конца XVIII века происходил наём священников, не имевших приходов, для различных домовых церквей.

А книги в Москве сейчас, как и в старину, можно купить не только в книжных магазинах, но и в киосках и на “развалах” – в любой части города.

Старая Москва в картинах Аполлинария Васнецова
Аполлинарий Васнецов

Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век. 1903

На Соборную площадь Московского Кремля в старину могли приходить люди разного звания, от богачей до простых торговцев и нищих. Проносились стрельцы на конях – они охраняли Кремль. Люди посещали церкви. В левой части картины можно увидеть юродивого. Он бежит рядом с санями, которыми правит богач. Юродивые говорили людям всю правду о них, даже если эта правда не нравилась.

Соборная площадь Кремля – и в старину, и сейчас – является центром Кремля и российской столицы, Москвы, и “сердцем” России. Со всех сторон площадь окружают старинные соборы и палаты. Это Грановитая палата, Успенский и Архангельский соборы, Ризоположенская церковь и колокольня “Иван Великий”. В XXI веке мы видим Соборную площадь такой же, какой она была в конце XV века. Изменилась мода, нет больше царя, но здания здесь всё те же. Многие из них были построены специально для этого приглашёнными итальянскими архитекторами. С Соборной площадью связано много важнейших событий в российской истории. В Успенском соборе венчали на царство великих князей и царей, а потом и императоров. В Архангельском соборе похоронены многие из них. В Грановитой палате проходили собрания Боярской думы и Земские соборы, на которых решались важнейшие дела государства.

Старая Москва в картинах Аполлинария Васнецова
Аполлинарий Васнецов

Красная площадь во второй половине XVII века. 1925

Значение Красной площади в XVII веке поднялось, а её архитектурный облик изменился. В 1624-1625 годах была надстроена и украшена скульптурой Фроловская (так раньше называлась Спасская) башня, через её ворота осуществлялись торжественные выходы царя и патриарха. Наиболее пышная из таких процессий, “шествие на осляти” в Вербное воскресенье, направлялась от Успенского собора через Спасские ворота к собору Покрова что на Рву (храму Василия Блаженного). В шествии, возглавляемом патриархом и царём, участвовали духовенство и многочисленная знать, стрельцы и певчие. Через Воскресенские ворота в северной части Красной площади въезжали послы заморских стран, там же размещался Сытный отдаточный двор – место выдачи жалованья служилым людям. В другой части Красной площади, между Покровским собором и Спасскими воротами, располагалась Тиунская изба – место сбора налогов и пошлин и центр управления московскими церквями.

В начале Никольской улицы в память об избавлении от польско-литовских интервентов в 1636-1637 годах был возведён Казанский собор. Площадь была вымощена брёвнами, и на ней кипела оживлённая торговля с лотков. У моста возле Спасских ворот продавали книги и лубки, а у Никольских ворот торговали горячими блинами и пирогами. Торговцы полотном, рубахами, калачами и квасом собирались возле Лобного места.

Старая Москва в картинах Аполлинария Васнецова
Аполлинарий Васнецов

Всехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века. 1901

Идут по улицам Москвы скоморохи. Были они одновременно и актёрами, и певцами, и танцорами, и дрессировщиками зверей, и кукольниками, и авторами шуток и смешных пьесок, которые сами же и разыгрывали. Эти бродячие комические актёры производили много шума: гудели в гуделки, волынки и жалейки, били в бубны, играли на домрах и гуслях. На них часто были личины – маски, а одевались они, как шуты гороховые, во всё яркое, пёстрое и необычное. Исполняли глумы – то есть глумились то над толстым купцом, а то и над самим князем! Конечно, скоморохам часто “доставалось на орехи”. Людям запрещали слушать их глупые шуточки. Часто скоморохи объединялись в ватаги. Одну из таких ватаг мы и видим на картине.

Но какой же праздник без веселья? А где веселье – там и скоморохи. Пусть и в нарушение строгих правил.

Шуты-весельчаки были всегда, но точно известно, что на Руси они появились в середине XI века: они изображены на фресках в Софийском соборе в городе Киеве. А собор этот построен был в 1037 году.

Особенно много их было с XV по XVII века, а вот в XVIII веке скоморохи стали постепенно исчезать. Их место заняли балаганы и райки – маленькие народные комические театры. Они не имели постоянного здания, а собирались по мере необходимости во время ярмарок и гуляний.

В Западной Европе такие бродячие комические актёры назывались “жонглёрами”, “трубадурами”, “вагантами” и “менестрелями”

.

Старая Москва в картинах Аполлинария Васнецова
Аполлинарий Васнецов

Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. 1922

От века к веку Москва росла и хорошела. И украшением Москвы всегда был её центр, соборы Кремля на высоком Боровицком холме. На этой картине, кроме Кремля, мы видим Всехсвятский каменный мост. Это первый постоянный каменный мост через Москву-реку в XVII веке, задуманный и начатый в 1643-м, но окончательно достроенный в 1682-1692 годах. Соединял Замоскворечье с Белым городом через Всехсвятские ворота, по которым и был назван. Находился немного выше устья Неглинки – “Трубы” – и Водовзводной башни Московского Кремля.

Он представлял собой выдающееся архитектурное и инженерное сооружение, считался одним из чудес Москвы. Существовал, со значительными утратами, до 1858 года.

Старая Москва в картинах Аполлинария Васнецова
Аполлинарий Васнецов

На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века. 1900

Воскресенский мост (Курятный мост) долгое время был украшением и гордостью Москвы. Его построили при Борисе Годунове.

На мосту были зубцы, как на Кремлёвской стене. Река Неглинная в районе Воскресенского моста была перегорожена плотиной ещё в начале XVI века по указу Василия III. В результате разлился обширный пруд. У плотины поставили мельницы, а рядом, на низком правом берегу, устроили мучные лавки. Местный торг славился пряниками замысловатой формы, а ещё “сахарным хрустом”, то есть леденцами. Отсюда до Троицкого моста тянулись торговые ряды, где торговали в основном квасом и блинами.

Старая Москва в картинах Аполлинария Васнецова
Аполлинарий Васнецов

Движение пешеходов и экипажей на Воскресенском мосту в XVIII веке. 1926

Три столетия назад на месте современной Манежной площади в Москве располагался Воскресенский мост над рекой Неглинной. Это был не просто мост, а ещё и рынок. Этот мост-переход, связывающий Кремль с Белым городом, был необычен тем, что, по предположениям историков, имел изначально двускатную крышу, поддерживаемую высокими арками, характерную больше для западноевропейских городов.

Славился он торговлей разнообразными пряниками всевозможных форм и с начинками на любой вкус, а ещё “сахарным хрустом”, то есть леденцами. “Вероятно, — писал Аполлинарий Васнецов, — в вечернюю пору вид отсюда был очарователен, когда окружающие стены и башни отражались в зеркальной воде прудов”. По мнению живописца, крыша над мостом могла сгореть в огне одного из многочисленных московских пожаров или же обрушиться от ветхости и снега. Новую крышу не поставили, а со временем исчез и сам мост – Неглинную заключили в трубу, а мост засыпали. Фрагменты Воскресенского моста были обнаружены археологами в 1994 году.

Старая Москва в картинах Аполлинария Васнецова
Аполлинарий Васнецов

Городская площадь XVII века

Городские площади возникли в качестве торга, то есть рынка, на свободных от застройки пустырях, перед проездными воротами крепостных стен. Собирались на площадях не только присмотреть товар для покупки, прицениться да поторговаться. В старину здесь устраивались народные собрания – вече. Позже на площадях оглашались царские указы, устраивались публичные казни. Служили площади и местом народных увеселений, таких, как скоморошьи представления и кулачные бои.

Старейшая московская площадь – Красная, а самая известная из столичных площадей, возникших в XVII веке, была Разгуляй, образовавшаяся на перекрёстке дорог в Рубцово-Покровское, Измайлово и Немецкую слободу.

Старая Москва в картинах Аполлинария Васнецова
Аполлинарий Васнецов

Москва. Конец XVII века

На протяжении XVII столетия внутри Земляного города (сейчас это Садовое кольцо) происходило уплотнение застройки. А за его пределами продолжали строиться многочисленные слободы, в пригородах воздвигались новые царские резиденции – деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском, дворцы в сёлах Алексеевское и Измайловское.

Со второй половины XVII столетия всё чаще здания возводили по заранее намеченному плану, согласовывая их внешний вид с окружающими строениями. С особым размахом строились роскошные здания государственного назначения, Гостиный двор в Китай-городе, государевы дворы – Конюшенный, Печатный, Пушечный и другие. В ряде монастырей, в том числе в Новодевичьем, были сооружены высокие колокольни. Время конца XVII века знаменуется появлением в Москве храмов, построенных в стиле Нарышкинского барокко, с характерной центрической композицией и богатым декором. Среди архитектурных шедевров этой эпохи выделяются Святые ворота Крутицкого подворья, церкви Вознесения в Кадашах и Покрова в Филях, новаторская для своего времени церковь Успения на Покровке.

Вот такая получилась экскурсия во времени по средневековой Москве в картинах художника Серебряного века...
  • avatar
  • .
  • +29

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.