Настоящее белорусское качество
Слухи о выделении РФ 1,5 млрд. долларов для подготовки белорусскими производителями поставок на российский рынок комплектующих, способных заменить детали известных западных компаний, появились еще в апреле текущего года.
В мае А. Лукашенко очень эмоционально оценивал перспективы включения в программу импортозамещения продукцию минского «Интеграла». Причем тема подавалась в формате спасения российских потребителей, включая российское ВПК, от дефицита микроэлектроники. Более того, о готовности вложить деньги в рамках кредита для импортозамещения в «Интеграл» говорил и президент России (в июне 2022 г.)
Однако заканчивается август, а кредита так и нет. Это свидетельствует о том, что Россию не удовлетворяют предложенные белорусской стороной проекты «импортозамещения». В итоге об «Интеграле» забыли, и сейчас в Минске говорят о трех проектах, связанных с автомобилестроением. Но и на них отклика из Москвы пока нет.
Российский кредит, как говорится, «подвис». Имитировать невероятные возможности по выпуску новейшей продукции, как это делал А. Лукашенко 25 июня на встрече с президентом России в Санкт-Петербурге, не получается.
На минувшей неделе А. Лукашенко посетил одно из минских предприятий и выяснил, что единственное, что делает Минский мотовелозавод, так это приклеивает этикетку на когда-то французский мотоцикл, целиком скопированный и произведенный в Китае:
Это мотоцикл Mash X-Ride 650 classic:
Примерно такую же практику использовал и завод «Интеграл», приклеивая этикетки на импортные мониторы и ноутбуки.
Я понимаю, что всё сложно — но в России предприятия в Калининграде, например — реально паяют платы для мониторов и телевизоров, делают из пластика корпуса и вот это всё. Да, ЖК-матрицы китайские и микросхемы тоже китайские — но платы-то напаяны в России. И у меня, между прочим, как раз такой телевизор, и он вполне ОК. Почему белорусы не могут делать хотя бы это?
Если Минск видит свое участие в российской программе импортозамещения в роли наклейщика этикеток, то это никому не нужно. Русские сами умеют клеить этикетки.
Понятно, что РФ будет строить новые заводы по производству чипов, неуклонно «спускаясь» к все более современным технологиям, попутно снимая зависимость от Тайваня, США и Китая. Но в чем тут место для Белоруссии? Свои деньги РФ потратит на свои заводы, времена СССР, когда за счет русских строили заводы на окраинах — давно прошли.
Москва на примере кредита по импортозамещению не собирается финансировать технологии прошлого века, но других у РБ просто нет. Делать из Беларуси второй Тайвань Москва тоже не будет, потому что зачем? Украина многому научила…
Возвращаясь к несчастному мотоциклу: ну ладно, мотор делать сложно. Но раму-то согнуть и сварить — в Белоруссии могут? Или что — и это разучились делать? Всякие там пластиковые детали — крылья, кожуха. Что в этом сложного? Наконец, простая арматура — подножки, руль, мостики, кронштейны — что в этом хитрого? Даже моторезина, в конце концов.
Я так понимаю, что ничего не делается, потому что бизнес-модель в Белоруссии такая:
1. Получаем у государства деньги на развертывание производства
2. Деньги крадём
3. Покупаем китайские мотоциклы, клеим на них наклейку «Минск — зроблено у Беларуси»
4. Выдаем это за развернутое производство
5. Профит!
Напомним, что в 2022 году Россия в условиях конфликта не поддержала ни одного проекта масштабного инвестирования в РБ. Не во что инвестировать. Кроме воровства и перепродажи чужого — ничего нет.
9 и 10 августа текущего года А. Лукашенко и премьер Головченко сделали заявления, говорящие о том, что Минск готов вернуться к политике многовекторности и восстановить торгово-экономические отношения с Западом. Более того, по словам А. Лукашенко, его об этом просят неведомые поляки, а Р. Головченко отчитался о товарообороте с Евросоюзом в условиях санкций в 3,5 млрд. долларов. Расчет тактический и двойной:
— Россия обратит внимание на «прыткого» союзника, что может вылиться в дополнительную финансовую поддержку;
— Евросоюз в свою очередь не пропустит заявку Минска на готовность отойти от союза с Россией в обмен на снятие санкций.
Надежды, конечно, наивные. После выхода Москвы из украинской «западни» кризис в отношениях России и Запада никуда не денется. Бесконечно белорусская экономика жить за счет российских дотаций не сможет. Москва будет создавать новую экономику, так как у нее просто нет иного выхода, но вряд ли она возьмет с собой постсоветскую коррупционную олигархическую белорусскую «подругу».
0 комментариев