Авторынок России 2023

 

Список самых востребованных автомобилей в стране в прошлом месяце возглавила Lada Granta: за год показатели продаж этой модели выросли почти втрое. Это неудивительно — при цене от 678 тыр у неё тупо не осталось конкурентов.

И знаете, я вам скажу честно — рынок новых автомобилей сейчас просто бессмысленно обсуждать. Цены взлетели так, что покупать сейчас новую машину может только безумец, которому деньги жгут руки, либо идиот, не понимающий, что эти вот заряженные в потолок цены не соответствуют ничему, кроме желания автодилеров максимально дорого пристроить складские остатки машин ушедших из России брендов.

Как ни странно, поголовье дураков в России значительно сократилось — поэтому на российском рынке новых легковых автомобилей в январе 2023 года было реализовано всего 45 231 шт. Этот результат на 47,4% меньше по сравнению с «докризисным» прошлогодним. Причем в это число вошли и те автомобили, которые были ввезены в РФ по схеме параллельного импорта, из Казахстана и так далее. Собственно говоря, число 45 231 — это количество госрегистраций новых автомобилей в январе, по данным ГАИ.

Продажи Kia рухнули на 80% (то есть в 5 раз), продажи Hyundai на 82%, продажи Рено — в 12 раз. Продажи АвтоВАЗа остались прежними — хотя самая дешевая Гранта выросла почти втрое, зато практически обнулились продажи Весты и X-Ray. В общем, обсуждать этот вставший раком рынок, по которому бегают остатки идиотов, покупающих машины втридорога — я не вижу смысла.

Если вот прямо очень срочно нужна именно новая машина — покупайте Гранту. Или, если она западло — тогда Хавал Джолион, F7, F7x. Всё остальное — бессмысленно дорого. А лучше — ждите, пока безумие схлынет.

Если не на чем ездить, а ездить очень надо — купите на вторичке что-то дешевое в качестве времянки, но не нарезайте круги вокруг автосалонов с безумными ценниками. Цены потом рухнут — и вы уже никогда не продадите то, что купили сейчас новым, даже за половину нынешней цены.

Теперь давайте посмотрим на рынок вторички, то есть б-у автомобилей. Там психоз тоже затронул часть населения, цены выросли — но не так сильно и по-разному на разные машины. Рынок вторички, кстати, тоже сократился — но гораздо меньше, чем рынок новых авто, он упал в объеме (в штуках) примерно на 20%, а в деньгах почти не изменился. Что нам кагбэ намекает на неизменный объем платежеспособного спроса.

Главная беда вторички в России — это таксисты. Любой б-у автомобиль, который может ездить в такси — будет ездить в такси. Запомните это. Из этого следует, что на вторичке вас ждут ряды уезженных в хлам тачил, на которых бомбили все эти яндекс-таксисты — бомбили до тех пор, пока машина не начала сыпаться. После чего машине причесали внешний вид с различной степенью изобретательности (скрутили пробег, почистили салон, намазали кузов полиролью), и выставили на продажу.

Хороших (то есть с приличным остаточным ресурсом) б-у машин, на которых можно бомбить — на рынке практически нет. Те, которые туда попадают по разумной цене — немедленно выкупаются таксистами, и быстро убиваются.

Поэтому если не хотите купить «напомаженный труп» — вам придется обратить внимание на те машины, которые не пользуются спросом у таксистов. Прежде всего это разного рода компакт-класс и некоторые китайцы.

К сожалению для вас, таксисты в последние годы стали более всеядными и начали убивать даже машины B-класса. Например, VW Polo седан и даже Ford Fiesta седан будут с высокой вероятностью уезжены таксистами. А эти же модели с кузовами хэтчбек — будут в среднем в гораздо лучшем состоянии, потому что не пользуются популярностью в такси из-за очень маленького багажника.

Когда-то удачным вариантом для малых бюджетов были пресловутые Чери Кимо и Чери Индис — компактные китаймобили, которые непригодны для такси, и которые довольно практичны для эксплуатации в городе. Но они сняты с производства (последние Индисы в России датируются 2013-2014 годом), и они уже все сгнили. Ну в смысле они еще ездят — но то, что есть на вторичке, имеет кузова со сквозной коррозией во множестве мест. Те же, кто вовремя сделал антикор и у кого эти машины не сгнили — их просто не продают, потому что зачем? Много за них не выручишь, при этом им на замену сейчас нечего покупать, машин такого класса на рынке практически нет.

Да-да — к большому сожалению для нас, товарищи китайцы примерно 8 лет назад прекратили поставлять в Россию недорогие машины компактного класса, и начали заваливать нас кроссоверами, причем чем дальше — тем большего размера, довольно быстро дойдя до 7-местных моделей и премиум-класса. Китайцы искренне не понимают, что в России платят деньги за понты, а не за функциональность. А какие понты с чайномобиля?

Те, кому надо «не шашечки, а ехать» — те всегда покупали ту же Ладу Гранта или нечто подобное (Рено Логан, Поло Седан). А если у человека есть лишние несколько миллионов — он покупает понты. Машина при этом может быть ломучим гогном (как современные Тойота РАВ4 или Мицубиси Аутлендер) — но на это готовы закрывать глаза, главное — что этим можно понтоваться перед знакомыми и сослуживцами.

Китайцы не понимали этой специфики рынка, они смотрели в статистику продаж — ну вот же, русские охотно берут кроссоверы по 3 миллиона и дороже, надо им напихать таких же. А потом выясняется, что Haval Jolion неохотно берут даже за 1.8 миллиона при нынешнем психозе (а еще недавно и за 1.2 миллиона брать не хотели), и на машину надо довать большие скидки и подарки, чтобы купили.

Тем не менее случилось то, что случилось — дешевые компактные машины в Россию поставлять перестали, начали пихать кроссоверы, причем класса «выше среднего». Их на вторичке полно — но они там стоят либо по неадекватным ценам, либо уже убиты таксистами.

При этом мало кто осознаёт, что структура российского автомобильного рынка изменилась самым радикальным образом. Скажем, если до недавнего времени премиальные автомобили составляли около десяти процентов российского рынка, то совсем скоро их доля уменьшится до двух процентов — потребитель ищет и покупает более дешевые автомобили. Уже сейчас рынок вторички забит «премиумом», который никому не нужен.

Я уже писал о вариантах, когда Бентли в очень приличном состоянии и внешне и по салону — продают за 1.8-2 миллиона. Это смешная цена за топовый лакшери в максимальном фарше, с мотором 500 кобыл и полным приводом — тем не менее желающих прикупить очередь отнюдь не выстроилась. Больших мерседесов и бмв полно, и цены на них весьма смешные, в сравнении с тем, сколько они стоят новые. Но желающих — мало. Рынок изменился. Народ хочет машины подешевле, да еще и чтобы обслуживать их можно было бюджетно. А как вы будете бюджетно обслуживать сложные мерседесы и бмв, особенно с учетом того, что фирмы ушли с рынка, официальных запчастей нет, и так далее?

Так вот — произошел рыночный разрыв. Последние лет десять на рынок РФ дешевые машины почти не шли, исключения можно пересчитать по пальцам одной руки. Прежние недорогие машины за эти 10 лет сгнили и изъезжены таксистами, а новые на рынок почти не поступали. А спрос на них — вырос. Отсюда — страшный дефицит недорогих машин с приличным остатком ресурса, при том, что рынок завален предложениями разного рода больших кроссоверов и всяких Шкод Октавий из таксопарков (многократно битых и с убитыми агрегатами).

Что с этим делать — я не знаю, и никто не знает. Надо ждать. Вот вам реперные цены по СПб:

ВАЗ (LADA) Granta 2015 года — нетрудно найти за 300 тыр. За эту же цену можно найти Гранты 2018 года с проблемами (типичный вариант — убитый мотор или коробка педерач, гарантия кончилась, «возиться с ремонтом хозяину не хочется» и так далее).

Разумеется, с очень высокой вероятностью это будут машины от бомбил. Бомбилы за 2 года наезжают 200 тыщ км — что там у них показывает одометр, можете даже не смотреть. По этой же причине бессмысленно смотреть Гранты более свежих годов — они будут такие же убитые, только дороже. Если хочется ковыряться — 2018 год за 300 тыр это более хороший вариант, чем за ту же цену 2015 год якобы без проблем. Смотрите прежде всего на состояние кузова — гниль, следы ремонта, в каких авариях машина была. Приличный кузов — это главное, остальное можно сделать.

Kia Rio (и Hyundai Solaris) 2015 года будет стоить в районе 400-450 тыр. И это тоже будут машины от бомбил, то есть убитые. Их восстановление будет гораздо дороже, чем у Лады Гранта — поэтому я не советую даже смотреть на них. Как и на Фокусы, Поло Седаны, Шкоды Рапид и Октавия. Это всё заведомый хлам. Аналогичный хлам и Рено Логаны, но они несколько дешевле.

Вот такой Peugeot 107 можно взять дешевле 400 тыр, года 2014-2015 примерно:

На этой машине явно не таксовали и не гоняли на межгород — поэтому пробеги в 100 тык и менее могут быть вполне реальными. Практически все эти машинки с роботом (АМТ) и моточиком в 1 литр. Машинка маленькая, но уютная. Технически это леворульная Toyota Aygo (ха-ха, но факт — хотя об этом почти никто не знает) с французским шильдиками.

Вообще мелкие французы — Пежо, Цитроён, Рено — могут быть интересны как дешевая городская машинка. На вторичке их цены относительно невелики, и очень дискутируемы, потому что любителей таких машинок в России мало, очень мало.

Kia Picanto 2014 года — стоит около 400 тыр, при этом у них как правило большие пробеги. Хотя состояние у многих хорошее, но с малыми пробегами их никто продавать не хочет.

LIFAN Solano 2015 год — есть в районе 320-340 тыр. Встречаются относительно редко, но встречаются, и при этом еще не сгнившие, во вполне сносном состоянии. Есть шанс найти машину не из-под бомбилы.

Daewoo Nexia 2015 год (да-да, их узбеки крутили аж до 2016 года) — встречаются редко, но за 200 тыр это должна быть машина в почти идеальном очень хорошем состоянии с пробегами ниже 100 тык, а в среднем состоянии её можно взять даже за 160 тыр. После рестайлинга она называется Daewoo Gentra и стоит уже от 300 тыр и выше.

Daewoo Matiz сходных годов сейчас стоит 230-250 тыр, а за состояние, близкое к идеалу, могут хотеть даже 300 тыр. Да, есть матизы и за 120-150 тыр — но это будет полурабочая гниль из-под чуреков.

И вообще, товарищи — предложение в разумном сегменте недорогих 8-леток в Питере очень даже убогое, нормальных машин почти нет. Причины — см.выше.

 
Материал: Proper
  • avatar
  • .
  • +8

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.