Летающие автомобили в 1950-х годах? Да.

От Waterman Arrowbile 1950-х годов до новейшего PAL-V Liberty

Только представьте, какое будущее ждет автомобили. Сейчас семимильными шагами развиваются автономные транспортные средства, но до сих пор самым захватывающим научно-фантастическим пророчеством являются летающие автомобили.

Хотя они могут показаться чем-то из области научной фантастики, правда в том, что летающие автомобили существуют с 1930-х годов. И хотя ни один из них так и не поступил в серийное производство, летающие автомобили — это реальность. Давайте посмотрим на некоторые из них.

Waterman Arrowbile

Технически являясь самолётом, который может передвигаться по автомобильным дорогам, а не полноценным летающим автомобилем, Waterman Arrowbile появился еще до того, как концепция летающих автомобилей стала навязчивой идеей мечтателей.

Он был создан пионером американской авиации Уолдо Уотерманом и начал свою жизнь как самодельный самолет Arrowplane, созданный в 1935 году для правительственного конкурса на дешевые и простые в управлении самолеты.

Переделывая его в Arrowbile, конструктор использовал множество автомобильных деталей, таких как радиатор от Studebaker, тормоза от Willys и так далее. Arrowbile мог отсоединять крылья и пропеллер, а затем передавать мощность двигателя на колеса. Впервые летающий автомобиль поднялся в воздух в 1937 году. В итоге удалось даже выпустить шесть экземпляров Arrowbile, но в серийное производство он так и не пошёл.

Fulton Airphibian

Еще один удивительный старый летающий автомобиль, который действительно работал в обеих ипостасях. Fulton Airphibian был гораздо более традиционной конструкции, чем Waterman Arrowbile, но с не менее странным процессом превращения в автомобиль.

Airphibian был разработан сразу после Второй мировой войны американским авиационным новатором Робертом Эдисоном Фултоном-младшим. Он был спроектирован таким образом, чтобы прилететь в аэропорт, отсоединить половину самолета и доехать до места назначения. Превращение из автомобиля в самолет происходило путем присоединения всего крыла, хвоста и задней части фюзеляжа.

Airphibian был показан в 1950 году и стал первым официально сертифицированным летающим автомобилем. Всего было построено четыре самолета, но растущие расходы привели к тому, что компания была продана, а проект Airphibian закрыт.

Taylor Aerocar

Еще одна довольно успешная попытка из раннего периода летающих автомобилей. Taylor Aerocar с яйцеобразным кузовом выглядел забавно как в виде автомобиля, так и в формате самолёта.

Впервые он поднялся в воздух в 1950 году и был сертифицирован в 1956 году. Aerocar мог функционировать как небольшой компактный автомобиль и превращаться в самолет при необходимости, буксируя крылья и хвост за собой до ближайшего аэродрома.

Летающий автомобиль оснащался двигателем Lycoming O-360 flat-4, который обычно используется в небольших самолетах. В самолётном режиме он вращал расположенный сзади пропеллер, а на дороге отправлял крутящий момент на ведущие колёса. Максимальная скорость в полете составляла 160 км/ч. Всего было построено пять Taylor Aerocar, что сделало его довольно успешной попыткой создания летающего автомобиля.

Convair Model 118 ConvAirCar

Convair Model 118 появился раньше Aerocar и был летающим автомобилем в самом буквальном смысле этого слова: его дизайн больше напоминал стандартные дорожные автомобили того времени чем самолёты.

Изначально появился Model 116, который совершил полет в 1946 году. Авиационный инженер Тед Холл предлагал его военным, но те не проявили должного интереса. Развиваясь и совершенствуясь, Model 116 превратился в Model 118 со стеклопластиковым корпусом. Как и Aerocar, этот летающий автомобиль перевозил за собой детали, используемые для полета. Их нужно было вручную присоединить к автомобилю уже на аэродроме.

Используя отдельные двигатели для колес и пропеллера, Model 118 успешно совершил полет в 1947 году, но разбился во время испытаний. Затем был построен второй прототип, но до серийного производства дело не дошло.

AVE Mizar

Вместо того чтобы разрабатывать полностью новую конструкцию летающего автомобиля, AVE Mizar представлял собой обычный автомобиль, которому добавили крылья и хвост от существующего самолета.

Mizar был разработан в 1971 году инженером компании Northrop Генри Смолински, который взял за основу серийный автомобиль Ford Pinto. Самолётные детали были позаимствованы от Cessna Skymaster. В итоге получился летающий автомобиль, в котором остались неучтенными сразу несколько проблем.

Он был не только тяжелее Cessna Skymaster, но и способ отсоединения автомобиля от самолётных деталей вызывал сомнения. Хотя он совершил несколько коротких, но успешных первых испытательных полетов, к сожалению, Mizar развалился во время полета в 1973 году, в результате чего Генри и пилот, находившийся на борту, погибли.

Moller M400 Skycar

Вероятно, это самый футуристический и фантастический из всех летающих автомобилей, которые были построены. Moller M400 — это очень крутой автомобиль, который, к сожалению, так и не вышел из стадии разработки.

Концепт Moller M400 с вертикальным взлётом и посадкой (VTOL) был впервые показан миру в 1991 году в выпуске журнала «Популярная Механика». Несмотря на успешный публичный полет в 2003 году, M400 так и не вышел за рамки испытаний и не стал реальностью.

M400 Skycar имеет очень интересную силовую установку, использующую восемь роторных двигателей Ванкеля для привода канальных вентиляторов, обеспечивающих подъем и тягу.

Terrafugia Transition

Terrafugia Transition находится в разработке уже более десяти лет и является довольно удачной конструкцией летающего автомобиля с раскладными крыльями.

Впервые о разработке Transition было объявлено в 2006 году, а первый полёт прототип совершил 2009 году. Доработанный до «серийной» формы, Transition застрял в петле развития, а заявленные сроки производства постоянно отодвигались.

Недавно получив одобрение летной годности от FAA, компания Terrafugia в феврале 2021 года уволила большинство своих сотрудников и перенесла производство в Китай.

PAL-V Liberty

Хотя PAL-V Liberty и является летающей машиной, правильнее будет назвать его автожиром. Сами по себе автожиры являются интересными летательными аппаратами, но PAL-V Liberty делает еще один шаг вперед, ведь он полностью легален на дорогах Европы.

Используя лопасти вертолета для создания подъемной силы (они вращаются только под действием потоков воздуха) и задний пропеллер для поступательного движения, автожир является увлекательной концепцией, которая происходит из далёких 1920-х годов.

Объединив автожир с автомобилем, компания PAL-V создала свой первый концепт в 2009 году и смогла оторвать его от земли, выпустив PAL-V ONE в 2012 году. Преобразованный в 2012 году в Liberty, автомобиль все еще находится в разработке, но уже получил европейскую сертификацию для использования на дорогах общего пользования в 2020 году, а его производство планируется начать в 2022 году.

  • avatar
  • .
  • +12

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.