Вредители из КБ Антонова

 

Ровно 65 лет назад, 22 июля 1959 года, состоялся первый пассажирский авиарейс советского четырехдвигательного турбовинтового лайнера Ан-10 “Украина”, разработанного киевским КБ под руководством Олега Антонова.

Самолет спроектировали очень быстро для столь крупной и сложной машины, поскольку за основу был взят двухдвигательный военно-транспортный Ан-8. В мае 1956 года был представлен эскизный проект, в ноябре — утвержден макет, а уже через три месяца, в начале марта 1957-го, из сборочного цеха выкатили готовый образец.

Впоследствии эта спешка вышла боком, поскольку сокращение сроков разработки произошло, в частности, за счет уменьшения объема прочностных и ресурсных испытаний. Да и вообще, название “Украина” не могло не предвещать катастрофы.

Летные испытания также прошли по ускоренной программе. В конце 1957-го взлетел первый серийный экземпляр, а в июле 1959-го началась регулярная эксплуатация Ан-10 на одном из самых напряженных “курортных” маршрутов Москва—Симферополь. По мере постройки новых машин их начали ставить и на другие рейсы. Всего в 1957-60 годах было построено 108 экземпляров Ан-10 и его моификации Ан-10А, в которой число пассажирских кресел увеличили со 100 до 112.

За счет очень плотной компоновки салона Ан-10А получился самым высокорентабельным советским авиалайнером. Себестоимость перевозки пассажиров на нем была гораздо ниже, чем на Ту-104 и Ту-134, а билеты, соответственно, — дешевле. Но пассажиры не любили эту машину. Сам я ее уже не застал, однако мне доводилось общаться с людьми, которые летали на “Украине” – и ругали ее за тесноту и духоту в салоне, а также говорили, что у нее были нелестные прозвища “сарай” и “скотовоз“.

С надежностью и безопасностью дела тоже обстояли фигово. За 12 лет эксплуатации Ан-10 и Ан-10А произошло 10 катастроф с многочисленными жертвами и три серьезные аварии. Как минимум, восемь из них были обусловлены техническими причинами, в том числе — “врожденными” конструктивными дефектами.

 


Ан-10А, разбившийся в Сургуте. Вообще, подобных фотографий известно очень мало, потому что летные происшествия в СССР были строго засекречены.

 

А после крупнейшей катастрофы под Харьковом 18 мая 1972 года из-за разрушения крыла в полете, в которой погибли все находившиеся на борту — 115 пассажиров (трое маленьких детей летели без билетов) и 7 членов экипажа, дальнейшую эксплуатацию “Украины” в пассажирском варианте запретили.

40 из 67 машин, использовавшихся “Аэрофлотом”, в 1973 году отправили на слом, а остальные приспособили для грузовых перевозок. Но в 1976 году их тоже утилизировали. Несколько экземпляров, переданных в ВВС, летали до 1980 года.

Однако, несмотря на зловещую репутацию, “Украина” в 1960-е годы стала рекордсменом “Аэрофлота” по пассажирообороту, перевезя за 10 лет более 35 миллионов человек.

Большинство Ан-10 и Ан-10А принадлежало Украинскому управлению “Аэрофлота”, что многое объясняет.

 
Материал: vikond65.livejournal.com/2019575.html
  • avatar
  • .
  • -4

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.