Гремя огнем, но не сверкая блеском

 

Поздним вечером 2 июля 1939 года штаб японской Квантунской армии приступил к операции под кодовым названием “Второй этап Номонханского инцидента”. В ходе этой войсковой операции предполагалось форсировать реку Халхин-Гол и, двигаясь вдоль западного берега с севера на юг, захватить переправы, отрезав тем самым советскую группировку на восточном берегу от основных сил, а затем ее уничтожить.

В ночь на 3 июля, то есть, ровно 85 лет тому назад, по наведенному понтонному мосту через реку скрытно переправилась так называемая группа Кобаяси — части 7-й и 23-й японских пехотных дивизий. Заняв плато Баин-Цаган, на котором не было советских войск, японцы установили артиллерию и начали быстро окапываться. Одновременно два полка 23-й дивизии двинулись вдоль Халхин-Гола на юг, к советским переправам. Тем временем на восточном берегу другие японские части (группа Ясуока) нанесли отвлекающий удар.

С рассветом в битву вступила японская авиация. Бомбардировщики из 10-го, 15-го и 61-го сентаев атаковали и рассеяли монгольскую конницу из 6-й кавалерийской дивизии МНРА, сорвав намеченную контратаку с северного фланга. В оперсводке одной из советских наземных частей сказано, что “японская авиация действовала дерзко, производя бомбежку с высоты 800-1000 метров. Отдельные самолеты противника производили посадку в расположении их пехоты” (очевидно, для уточнения задач и целеуказания, прим. авт.).

Японские летчики совершили в тот день несколько сотен боевых вылетов на поддержку наземных войск, потеряв от зенитного огня и атак истребителей шесть самолетов и четырех членов экипажей. К каким типам относились сбитые машины, японцы не указывают.

Легкий бомбардировщик Ки-30 и разведчик Ки-15 из 10-го смешанного сентая ВВС Квантунской армии.

Узнав о вражеском наступлении, советское командование оценило угрозу и немедленно бросило в бой свой главный резерв — 11-ю танковую бригаду: 152 танка БТ и 11 огнеметных БХМ-5. На марше к месту сражения танкисты дважды подвергались атакам японских бомбардировщиков в количестве пяти и десяти машин, однако единственным ущербом от этих налетов стало повреждение близким разрывом бомбы опорного катка одного из БТ. Уже через три часа танк был восстановлен.

В 11.00 11-я бригада, быстро дозаправившись, фактически с ходу вступила в бой. Началась битва, вошедшая в историю под названием “баин-цаганскго побоища”. За несколько часов советские танкисты, атакуя без поддержки пехоты, ценой огромных потерь отбросили японцев от переправ и взломали наспех созданную оборону на Баин-Цагане. За день бригада потеряла 82 пушечных танка и шесть огнеметных, то есть, более половины своего состава. 49 танков полностью сгорели, 135 танкистов погибли или пропали без вести.

Примерно в 15.00 над полем битвы появились советские бомбардировщики. 73 СБ из 150-го и 38-го полков с высоты 3000 м сбросили бомбы на вражеские позиции у рек Халхин-Гол, Хайластын-Гол и озера Яньху. Одна из эскадрилий точно накрыла штаб 23-й дивизии, на время парализовав его работу. Был убит начальник штаба полковник Оучи и еще несколько офицеров, а прикомандированный к дивизии офицер оперативного отдела штаба Квантунской армии майор Гондо получил ранения.

Другая эскадрилья бомбила наведенный японцами понтонный мост, но прямых попаданий не добилась. В районе цели на бомбардировщиков напали японские истребители и сбили один самолет.

Бомбардировщик СБ ранней модификации с моторами М-100 из 150-го СБП, район Халхин-Гола май-июнь 1939 г.

Помимо СБ, японцев на Баин-Цагане несколько раз атаковали И-15бис из 22-го ИАП. Пулеметным огнем они расстреливали пехоту в неглубоких, наскоро отрытых окопах и разгоняли прислугу артиллерийских орудий.

В 16.45 бомбардировщики 150-го СБП совершили повторный налет. На этот раз их целью стали японские резервы у сопки Номон-Хан-Бурд-Обо. Один самолет был сбит зенитным огнем, экипаж погиб. На обратном пути еще одна машина стала жертвой истребителей. Таким образом, 3 июля 1939 года советская бомбардировочная авиация понесла первые в своей истории боевые потери.

В докладах японских пилотов два сбитых ими СБ превратились в четыре. Вдобавок японцы заявили, что сбили шесть И-16 и один Р-Z, однако на самом деле самолеты данных типов в тот день потерь не имели.

 
Материал: vikond65.livejournal.com/2000384.html
  • нет
  • avatar
  • .
  • +11

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.