Самурайский сюрприз

Ровно 85 лет назад, 1 апреля 1939 года, впервые поднялся в воздух японский экспериментальный истребитель А6М1 — первый прототип легендарного “Зеро” — лучшего японского истребителя и одного из лучших в мире палубных самолетов Второй Мировой войны.

Истребитель, спроектированный 37-летним авиаконструктором Дзиро Хорикоси, обладал уникальным сочетанием высокой маневренности, легкого управления, мощного вооружения и большой дальности полета, необходимой для действий над огромной акваторией Тихого океана.

На первом и втором прототипах, облетанных в 1939 году, стояли двигатели Мицубиси “Зуйсей” мощностью 780 л.с., оснащенные двухлопастными винтами. Но уже на третью машину с обозначением А6М2, взлетевшую в январе 1940-го, поставили 940-сильный двигатель Накадзима “Сакае” с трехлопастным пропеллером. И получился шедевр. Все летные характеристики резко выросли, а самолет немедленно запустили в серию.

Боевой дебют истребителя А6М2 “Тип ноль” или “Зеро”, впоследствии ставшего неофициальным символом японских императорских ВВС, состоялся над Китаем в сентябре 1940 года. Свой цифровой индекс он получил в соответствии с японской традицией обозначать боевые машины последней цифрой года принятия на вооружение, в даном случае — 2600 года, по традиционному японскому летоисчислению.

В своем первом бою 13 “Зеро” под командованием капитана Сабуро Синдо атаковали 27 китайских истребителей И-153 “Чайка”, недавно полученных из СССР. Китайцы осуществляли воздушное прикрытие своей тогдашней столицы — Чунцина, охраняя его от японских бомбардировщиков. Но вместо медлительных и неповоротливых бомберов им встретился куда более серьезный противник.

Китайские летчики никак не ожидали его там увидеть, поскольку у тех японских истребетелей, с которми им раньше приходилось иметь дело, запасов топлива не хватало для полета до Чунцина и обратно. Китайцы не могли себе представить, что у новой японской машины боевой радиус действия превышает 900 километров.

Согласно докладам японских пилотов, итог боя получился ошеломляющим: сбиты все 27 советско-китайских истребителей, а сами японцы не потеряли ни одного самолета. В частности, старший сержант Тосиро Ямасита заявил о пяти воздушных победах, сержант Ёсиро Оки — о четырех, а младший сержант Тораити Токасука — о трех.

Впрочем, на самом деле японцы вольно или невольно завысили свои достижения. Сбито было “всего-навсего” 13 китайцев, а еще 11 совершили вынужденные аварийные посадки, но впоследствии их самолеты были списаны как не подлежащие восстановлению. Трем “Чайкам” удалось спастись. Однако потерь у японцев действительно не было.

Через несколько дней те же “Зеро” провели штурмовку авиабазы в Куньмине. Китайцы своевременно заметили нападавших и к моменту их появления над летным полем успели поднять в воздух 15 истребителей: советских И-16 и американских Кертисс “Хок”. Но через несколько минут все эти машины были сбиты! Еще четыре истребителя, не успевших взлететь, японцы расстреляли на земле и снова ушли без потерь.

Узнав от китайцев о появлении у японцев какого-то непобедимого суперистребителя, ни советские, ни американские военные советники, разумеется, им не поверили, списав разгромы китайских летчиков на их трусость, криворукость и панику. Действительно, им очень сложно было поверить в то, что японские “отсталые полудикари” сумели самостоятельно создать нечто, обладающее решающимм превосходством над советскими и американскими разработками.

Но уже через год американцам на собственном опыте пришлось убедиться, что китайцы отнюдь не врали. “Зеро” реально оказался исключительно грозным противником, а очень многие американские пилоты погибли в боях с этими машинами. Все-таки, хорошо, что в 1941-м Япония напала на США, а не на нас.

 
Материал: vikond65.livejournal.com/1915436.html
  • avatar
  • .
  • +7

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.