Котиков вам в ленту
Ровно 80 лет назад, 26 июня 1942 впервые поднялся в воздух прототип американского палубного истребителя Грумман F6F «Хеллкэт». Машина это была выдающаяся, поэтому имеет смысл о ней поговорить подробнее.
По американским данным за два года боёв на Тихом океане американские лётчики на F6F сбили 5156 самолётов — больше, чем на «Корсарах», «Лайтнингах» и «Уайлдкэтах», вместе взятых.
Вот вам картинка, наглядно демонстрирующая разницу в подходах к созданию истребителей в СССР и США. Внизу — «Хеллкэт», вверху — его ровесник Ла-5, впервые взлетевший в конце марта 1942 года. Изображения даны в едином масштабе.
Вид сбоку, впрочем, не дает представления о том, насколько Ла-5 технически несуразен. Дело в том, что Ла-5 — это ЛаГГ-3, перешитый на звездообразный мотор АШ-82. ЛаГГ исходно проектировали под V-образный мотор М-105П (сильно задроченный клон французского мотора Hispano-Suiza 12Y). Мотор этот длинный и узкий, поэтому мидель фюзеляжа предельно обжат (особенно по ширине) под размеры этого мотора, а кабина пилота сдвинута назад.
Когда до советских конструкторов дошло, что мотор М-105 слишком слабый и не имеет перспектив роста мощности, и вдобавок этих моторов тупо не хватает — уже в сентябре 1941 года ОКБ-301 под руководством Гудкова М. И. впервые оснастило ЛаГГ-3 звездообразным двигателем воздушного охлаждения АШ-82 и успешно его испытало (это так называемый Гу-82). Затем эту идею собезьянничал Лавочкин, слепив Ла-5.
И вот смотрите — мы имеем совершенно бездарный переход от широкого носа самолета Поликарпова И-185, стыренного Лавочкиным, к зауженному фюзеляжу от ЛаГГ. Ширина обусловлена большим лбом звездообразного мотора.
Нос можно было бы укоротить — но тогда уйдёт центровка! Поэтому в Ла-5 между мотором и пилотом мы видим полтора метра пустоты, занятой всяким хламом:
У американцев не так. У них пилот сидит над крылом, в центре тяжести машины. Это обеспечивает максимально удобные условия для работы вестибулярного аппарата и пилотирования машины при резких маневрах:
Форма фюзеляжа приближена к каплевидной (на дозвуковых скоростях форма капли — самая аэродинамически выгодная). В СССР этого слегка не понимали и занимались максимальным обжатием поперечного миделя фюзеляжа, думая, что это снизит лобовое сопротивление само по себе. А вот хрен там угадали. Коэффициент лобового сопротивления у Хэллкета при нулевой подъёмной силе: 0,0211. Аэродинамическое качество самолёта: 12,2. А теперь попробуйте найти значения этих параметров для любого из советских истребителей. Нету нигде? Подумайте, почему.
Главный конструктор фирмы Grumman Уильям Т. Швендлер приступил к работе над новым самолётом, получившим рабочее обозначение G-50. Была принята задача обеспечить больший радиус действия, хорошую защиту и сильное вооружение. В результате размеры самолёта увеличили. Однако с самого начала стало ясно, что установленный двигатель Wright R-2600-16, имеющий у земли мощность 1700 л. с. при 2400 об./мин и 1400 л. с. на высоте 6550 м, очевидно слабоват для столь тяжёлого самолёта.
Был сделан макет в натуральную величину, который показали Макетной комиссии Бюро Аэронавтики. В результате решили увеличить размеры самолёта еще больше: длину с 9,55 до 10,22 м, размах крыла с 12,65 до 13,06 м и, соответственно, площадь крыла с 26,94 до 31,03 м². Должен был получиться самый большой палубный истребитель, который имел одну из самых маленьких удельную нагрузку на крыло. По расчётам самолёт должен был иметь высокую скороподъёмность. Двигатель Pratt & Whitney R-2800-10 оказался то что надо.
Истребитель представлял собой среднеплан со складываемыми назад крыльями. Система складывания крыла была отработана на F4F-4 «Wildcat» и TBF-1 «Avenger».
На фото — десятитысячный серийный экземпляр «Хеллкэта». Всего было построено 12700 таких истребителей в 12 модификациях. Помимо авиации ВМС США они состояли на вооружении в Великобритании, Франции, Аргентине и Уругвае. Последние уругвайские «Хеллкэты» были списаны в 1961 году.
Максимальная скорость: 610 км/ч
Посадочная скорость: 135 км/ч
Боевой радиус: 1520 км
Перегоночная дальность: 2460 км
Практический потолок: 11 370 м
Скороподъёмность: 17,8 м/с
Время набора высоты: 6100 м за 7,7 минуты
Внезапно для некоторых, Хэллкет поднимал почти 2 тонны бомб — вдвое больше, чем двухмоторный советский бомбардировщик Пе-2. Он без проблем поднимал торпеду Mk.13-3 и еще оставался запас грузоподъемности для бомб. Очень удобный универсальный самолет. К чему-то подобному шел конструктор Сухой — да не дошел.
Вооружение: 2 × 20 мм пушки AN/M2 по 225 снарядов (20×110 мм) на ствол и 4 × 12,7 мм пулемёта Browning M2 по 400 патронов на ствол.
Я думаю, причины результативности этой машины в воздушных боях довольно очевидны. Пушка AN/M2 — это американское название пушки Hispano-Suiza HS.404 скорострельностью 700 выстрелов в минуту. Забавно, что её разработчик (швейцарец Марк Биркигт) продал лицензию на эту пушку не только американцам и еще куче стран, но и СССР, причем еще до войны. И что же вы думаете? СССР всё прохлопал ушами, надрачивая на свою пушку ШВАК аналогичного калибра. При этом швейцарская пушка не только имела большую дульную скорость снаряда, так еще и снаряд был ВДВОЕ ТЯЖЕЛЕЕ, чем у советской пушки. Со всеми вытекающими результатами по разрушительному воздействию на цель. Вот этот патрон, в серединке:
Особенностью английских и американских пушек 20-мм Hispano (крыльевые пушки) являлось наличие пружинного адаптера — демпфирующего механизма, снижавшего нагрузки при стрельбе на конструкцию планера самолёта. Адаптер представлял собой две пружины, закреплённые снаружи ствола — одну более слабую, ходовую, вторую более мощную буферную. При каждом выстреле пружины позволяли орудию совершать «откат» относительно установки на расстояние примерно 19 мм, компенсируя отдачу пушки.
Сама по себе эта пушка весит всего 43 кг. То есть столько же, сколько более слабая ШВАК 20 мм. Позднее была выпущена облегченная версия, еще более легкая.
Две таких пухи и еще 4 пулемета 12.7 мм — внушительная огневая мощь.
Ночная версия F6F-5N с поисковым радаром «Сперри», подвесным топливным баком и креплениями для ракет HVAR перед катапультным взлетом с палубы авианосца «Бадонг-Страйт».
6 комментариев
Что за идиот писал статью?
Или ты решил взбодрить обстановку? )))
1. сравнивается несравнимое — самолёты совершенно разного назначения и условий применения
2. по поводу количества сбитых на Хэллкетах — аналогично, всё зависит от театра боевых действий, выполняемых задач, и характеристик «целей» с которыми им пришлось иметь дело на данном театре (исключительно — Тихоокеанский)
Каждый из этих пунктов я могу ещё на полсотни разбить, даже пользуясь тем, что помню до сих пор, не влезая в интернет (весьма сомнительный, кстати, ныне) — но это мне надо будет на полдня засесть, чтобы доходчиво расписать для широкой аудитории.
misterProper, аффтар сего набора букав.Стилистика «статьи», как у подзаборной журнашлюшки.
Уничижительно — оскорбительные эпитеты: «технически несуразный», «идею собезьянничал», «совершенно бездарный», «хрен угадали», «СССР всё прохлопал ушами, надрачивая на свою пушку ШВАК» исключительно в адрес советских конструкторов и авиации.
Возвышенно-пафосные: «выдающаяся машина», «американские лётчики на F6F сбили 5156 самолётов», «максимально удобные условия», «самая аэродинамически выгодная», «внушительная огневая мощь» и т.п. — в адрес американцев.
Аксель, ты хотя бы читаешь то, что выкладываешь? Даже если убрать в сторону «технические детали», которые вызывают большие сомнения, стилистика сего текста тебя не смущает? Очевидно же, что аффтар предвзят и некомпетентен.
Итого: КГ/АМ.