Почему исчезли дирижабли?
Между первой и второй мировой войной наступил золотой век дирижаблей.
Первопроходцы эры воздухоплавания были уверены: будущее пассажирских перевозок именно за дирижаблями. Они имели массу преимуществ перед самолетами той поры. Детище немецкой инженерной мысли вызывало восхищение современников. Парящие в воздухе гиганты делали далекие путешествия доступными и комфортными.
Почему же на развитии дирижаблей был поставлен крест?
Летучие отели
Дирижабль был необыкновенно комфортен для пассажиров.
Он обладал большой грузоподъемностью. Большой дирижабль мог поднять до 200 тонн груза. Самолетам той эпохи такое и не снилось.
Побить рекорды грузоподъемности дирижаблей смогли только современные «Мрии».
Такая способность позволяла разработчикам летучих гигантов совершенно не экономить на пространстве для пассажиров.
«Цеппелин» имел длину в 236 метров, а «Гинденбург» — 245. Такой простор позволял создать роскошную обстановку для пассажиров.
Никаких тесных рядов кресел и крошечных проходов!
Пассажиры воздушного судна могли ночевать в нормальных двухместных купе, принимать душ в ванных комнатах, обедать в столовой и гулять на обзорных площадках с панорамными окнами. Планировались даже музыкальные вечера и танцы в салоне. Известно, что на «Гинденбурге» был рояль. Все, что возможно было сделано на борту из легкого алюминия, чтобы увеличить полезную коммерческую грузоподъемность. При желании пассажир мог даже взять с собой свой автомобиль, чтобы продолжить путешествие на нем за океаном.
Самолетам приходится понижать давление на борту при наборе высоты, чтобы компенсировать нагрузку на корпус судна. Поэтому большинство людей при полетах испытывает неприятные ощущения: уши закладывает, они болят, голова кружится. В самолете может стать плохо детям, старикам, больным людям. Дирижабли были лишены этого неудобства. Им было достаточно высоты в 200 метров, на которой никто не чувствовал дискомфорта.
Дирижабли тридцатых годов могли развить достаточно приличную скорость в 147 км/час. При комфорте для пассажиров добраться за три дня из Германии в США казалось просто чудом.
Путешествие на летающем гиганте было подобно круизу на морском лайнере: красиво, комфортно, впечатляюще.
Экономичная конструкция воздушных гигантов
Дирижабли заполнялись самым дешевым и доступным газом — водородом.
Даже при объеме баллонов самых крупных дирижаблей в 200 тысяч кубометров, цена на водород не сказывалась на стоимости перевозок существенным образом.
Уже проводящиеся эксперименты с заменой кислорода на гелий по расчетам тоже не сделали бы перевозки дороже.
Дизельные моторы на солярке тоже были очень экономичными.
С учетом их подъемной силы в качестве транспортного средства в расчете на перемещение 1 кг груза или одного пассажира они были самыми дешевыми, что в свое время, что сейчас.
Трагическая гибель «Гинденбурга»
6 мая 1937 года, завершив очередной рейс через Атлантику, при посадке в США вспыхнул самый большой в мире немецкий пассажирский дирижабль LZ 129 «Гинденбург». Из 97 человек спаслись только 62.
У дирижаблей оказалось слабое место: их оболочка не была полностью непроницаемой для водорода. В некоторых количествах он просачивался наружу. Вступая во взаимодействие с кислородом воздуха, водород становится пожароопасным. Хотя у всех людей на борту «Гинденбурга» отбирали спички и зажигалки, а внутри использовались только безопасные виды электроприборов, какой-то случайной искры хватило для того, чтобы водород вспыхнул.
Долгое время бытовала версия, что это не было случайностью. Рассматривалась возможность теракта, совершенного антифашистскими подпольными организациями Германии. Но подтверждение этой версии пока не найдено.
После гибели «Гинденбурга» его владелец — компания «Deutsche Zeppelin Reederei» отказалась от всех запланированных полетов в США и Бразилию. Правительством Германии был наложен запрет на пассажирские перевозки дирижаблями. Некоторое время на них еще возили почту и допускали до участия в выставках достижений воздухоплавания. Крушение «Гинденбурга» поставило крест на истории дирижаблей.
Но почему?
Ведь, к сожалению, периодически терпят аварии и самолеты. Но при этом мир продолжает на них путешествовать и возить грузы.
До катастрофы «Гинденбург» совершил 63 удачных рейса.
Почему один трагический случай с одним дирижаблем положил конец использованию этого вида транспорта, а с самолетами такого не произошло?
Дело в том, что разработчики поняли: дефект дирижаблей, связанный с проницаемостью оболочки для водорода им не удастся устранить никакими известными на то время способами.
Разработчики были вынуждены признать: полет на дирижабле — это путешествие на мине замедленного действия. Рано или поздно она рванет.
Тем не менее современные ученые последние десятилетия стали возвращаться к идеям дирижаблестроения.
0 комментариев