5 российских вокзалов, которые заслуживают считаться архитектурными шедеврами

Известно, что творческие люди могут сделать произведение искусства буквально из чего угодно. И архитекторы в этом отношении исключением не являются. Причём даже если речь идёт о таких проходных в буквальном смысле слова сооружениях, как вокзалы, ведь там действительно мало кто задерживается, чтобы рассматривать инженерные решения. Однако в реальности немало этих транспортных хабов, в том числе и на отечественных просторах, созданы настолько красивыми, что определённо имеют право быть увиденными.

1. Вокзал в Новом Петергофе (Санкт-Петербург, Петродворцовый район)

Будто не вокзал, а маленький дворец.

Этот действительно памятник монументальной готике — вокзал в Новом Петергофе был построен в 1855–1857 годы архитектором Николаем Бенуа, тогдашним главным зодчим пригородной резиденции династии Романовых. И, вдохновившись европейскими зданиями соответствующего стиля, он создал такой красивый комплекс из простого вокзала, что дворяне до революции прямо там проводили званые вечера, а неподалёку от платформ размешались ресторан, винный погреб и даже бальный зал.

Сегодня здание после реставрации остаётся недоступным для посещения, но если ехать на электричке из Петербурга в Ораниенбаум либо в обратном направлении, то можно получить возможность проехать прямо под готическими сводами старого вокзала.

2. Центральный вокзал Иваново (Ивановская область)

Яркий пример великолепной реставрации.

А в Иваново бережно сохранили историческое наследие архитектуры в инфраструктуре российских железных дорог. Первоначально здание центрального вокзала было построено в 1929–1933 годы, в период расцвета революционной архитектуры. А вот сегодня это сооружение осталось единственным сохранившимся в России крупным вокзальным комплексом в стиле конструктивизма.

В период СССР он несколько раз видоизменялся, умудрившись вместить и сохранить отпечатки сразу нескольких архитектурных эпох. Поэтому реставрация, проводившаяся с 2018 по 2020 годы, была проведена очень скрупулёзно, так что получилось и сохранить советское наследие, и осовременить фасад здания.

3. Станция Шуя (Ивановская область)

Памятник дореволюционной вокзальной архитектуре.

Ещё один вокзал из Ивановской области, определённо заслуживающий внимания. К слову, его реставрировали одновременно с центральным вокзалом в Иванове, хотя они между собой и непохожий. Вокзал в соседней Шуе во многом сохранил дореволюционный облик и представляет собой частично деревянное, частично кирпичное здание, построенное в конце позапрошлого столетия, основываясь на типовых проектах вокзалов 3-го класса Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги.

Но после ремонта 2020 года там теперь не только транспортный хаб — внутри расположилась историческая экспозиция, связанная с историей железнодорожников разных эпох, а также детская комната.

4. Станция Слюдянка (Иркутская область)

Архитектурная жемчужина царской Транссибирской магистрали.

В начале ХХ столетия Транссибирская магистраль, именуемая не иначе как «Железным поясом» России, активно развивалась, а участок вокруг озера Байкал считался настоящей жемчужиной этого инфраструктурного маршрута. И здесь имеется ввиду не только природная красота этого отрезка, но и исключительная сложность его прокладывания. Само собой, что и вокзалы там соответствующие, а самый удивительным можно найти на станции в поселке Слюдянка.

Ведь он действительно уникальный: он представляет собой единственный на планете вокзал, который целиком построен из блоков мрамора — местного белого и розового. Возвели его ещё в 1905 году по инициативе министра путей сообщения Михаила Хилкова, который лично курировал постройку КБЖД, а работает он по сей день, радуя глаз своей красотой.

5. Царский павильон (Санкт-Петербург, Пушкинский район)

Вокзал для императора, к которому теперь не подъехать.

Удивительной историей может похвастаться и вокзал, известный как Царский павильон. Название этой небольшой станции полностью отражает суть работы — она была построена в конце XIX столетия специально для императора Николая II, членов его семьи и ближайших приближенных, а расположился на окраине его любимой резиденции в Царском Селе.

Поезда к нему ехали от Варшавского вокзала по путям общего пользования до Александровской, а потом изменяли направление, сворачивая на отдельный «царский путь», который и заканчивался этой специально спроектированной станцией. Там уже правитель пересаживался на автомобиль, проезжая оставшийся отрезок пути до Александровского дворца. Сегодня роскошный вокзал утратил былую красоту, да и доехать поездом до него не выйдет — рельсы туда были разобраны, однако он всё ещё сохраняет кусочек истории дореволюционной России

 

источник

  • avatar
  • .
  • +12

Больше в разделе

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.