Как женщина-антрополог смогла наладить контакт с дикими племенами

Несколько лет назад на Северном Сентинельском острове (Индия) аборигены застрелили из лука приплывшего к ним американского миссионера Джона Чау. Он был одержим идеей обратить туземцев в христианство, несмотря на то, что сентинельцы – одно из самых изолированных от внешнего мира и враждебно к нему настроенных племен. Но однажды, 30 лет назад, к ним приплыла женщина. И осталась в живых.

В 1991 году одна женщина сделала невозможное: она сумела наладить контакт с самым изолированным в мире туземным племенем – сентинельцами

Мадхумала Чаттопадхия (Madhumala Chattopadhyay) предприняла необычную экспедицию с единственной целью – пообщаться с аборигенами острова и узнать, как выглядит жизнь самых закрытых от внешнего мира людей, которые известны своей агрессивностью и враждебностью по отношению к чужакам.

В одном из последующих интервью Мадхумала рассказывала: 

«Ни разу за все шесть лет, когда я занималась исследованием жизни андаманских племен, ни один туземец не сделал мне ничего плохого. Эти племена могут стоять на самой примитивной ступени технологического развития, но в социальном плане они на голову выше нас».

Сентинельцы населяют Северный Сентинельский остров – один из Андаманских островов в Бенгальском заливе

Сентинельцы входят в группу андаманских туземных племен наряду с племенами Онге, Шомпен и Джарава. Несмотря на то, что эти народы живут относительно близко друг от друга, их коммуникация с современным миром неодинакова. Джарава известно как одно из наиболее цивилизованных андаманских племен, а вот сентинельцы считаются самыми изолированными и самыми опасными.

Посещение Северного Сентинельского острова не только опасно для жизни, но и нелегально, то есть официально запрещено индийским законом

После ряда неудачных попыток наладить контакт с племенем правительство Индии приняло решение оставить сентинельцев в покое. К тому же общение с внешним миром может быть губительно для жителей острова, так как их иммунитет не знаком со множеством бактерий.

Около года назад, сентинельцы вновь доказали, что не готовы привечать у себя незнакомцев, с радостными криками подплывающих к ним на лодке (как это сделал молодой христианский миссионер Джон Чау). Его желание во что бы то ни стало познакомиться с жителями острова закончилось трагически.

Но еще раз: визиты на остров запрещены, Джон Чау нарушил закон. Все знают, что сюда лучше не соваться. Туземцы убивают рыбаков, которых случайно прибило ночью к берегу. Они обстреливают из луков кружащие над островом вертолеты, и даже метают в них копья. Одним словом, сентинельцы не готовы заводить друзей.

Тем удивительнее на фоне последних событий выглядит успех той старой экспедиции под руководством Т. Н. Пандита, в которой приняла участие Мадхумала Чаттопадхия, и невероятные ее достижения.

Еще в 12-летнем возрасте Мадхумала была полна решимости познакомиться с андаманскими туземцами. После блестящего окончания школы она начала изучать антропологию в Университете Калькутты. Она считала, и небезосновательно, что антропология – ее «паспорт к Онге», одному из коренных андаманских племен.

Мадхумала – одна из нескольких счастливчиков, которым удалось наладить дружеский контакт с сентинельцами 

И как ей это удалось, в чем секрет? Кокосовые орехи. Когда экспедиционная лодка приблизилась к острову, где их уже ожидали туземцы, все люди на лодке начали бросать в сторону берега кокосы, чтобы показать, что идут с миром. Аборигены осмелели, подошли ближе и даже начали подбирать кокосы из воды. Вскоре Мадхумала тоже была в воде, помогая собирать кокосы. 

Это действительно был успех, которого никто не ожидал. Считается, что его причиной стало присутствие женщины. От нее точно не исходило угрозы, поэтому туземцы проявили дружелюбие. После первого визита Мадхумала еще раз приезжала на остров и снова привозила кокосовые орехи, и ее встречали с таким же энтузиазмом – если не большим. 

Мадхумала посещала и другие андаманские племена. Самые тесные контакты у нее были с племенем Джарава

С этим племенем она познакомились в другой экспедиции в 1991 году. И стала единственной женщиной из внешнего мира, когда-либо побывавшей в племени Джарава. Чтобы не испугать туземцев, Мадхумала сначала оставалась в лодке, но потом ее заметили женщины племени и стали подзывать криками «Milale chera», что означает «Друг, иди сюда». Они даже исполнили что-то вроде приветственного танца, а потом сами подошли к Мадхумале и начали рассматривать ее волосы и кожу. 

Джарава – народ очень дружелюбный, и женщины племени быстро приняли Мадхумалу «в семью». И даже разрешали держать на руках маленьких детей и заботиться о них. Антрополог какое-то время жила в этом племени, делила с туземцами кров и пищу, и помогала им с лечением. 

Несмотря на то, что Мадхумала добилась невероятных успехов в налаживании контактов с туземными племенами Андаманских островов, лишь немногие сегодня знают и помнят о том, что она один из лучших антропологов нашего времени. Сейчас Мадхумала трудится в одном из государственных министерств в Дели, занимаясь скучной бумажной работой. 

А когда-то смогла подружиться не только с племенем Джарава, но даже с сентинельцами! 

  • avatar
  • .
  • +5

Больше в разделе

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.