Анализ военблогеров с т.з. маркетинга. Монтян
Ну что же, друзья, мы начинаем разбор самой неоднозначной из «условно патриотических» сеток – сетки Монтян. Какие механизмы продвижения использовались данной дамой для формирования своей ОПГ – организованной преступной группы блогеров?
Из моего обзора вы узнаете:
1) Как используется нейросеть для публикации шквала негативных комментариев
2) Как «пропихнуть» идеи экстремистов и террористов пророссийски настроенной аудитории
3) Как заставить авторов каналов, критикующих Монтян и ее сторонников, замолчать, лишив их доступа к каналу
4) Кому может быть выгодно создание подобной сети
После внимательного анализа данной сетки, я считаю, что с данной ОПГ должны разбираться не блогеры, а компетентные товарищи из госорганов, поэтому я приступаю к оформлению соответствующего заявления. Также обращаю ваше внимание на то, что комментарии к данному посту первое время чиститься не будут, чтобы собрать доказательную базу (а ее сбор уже в процессе).
А пока вы можете ознакомиться с моим разбором.
Итак, погнали!
Когда меня просили разобрать Монтян, честно говоря, я недоумевала. То, что она России, мягко говоря, не друг – на мой взгляд, из ее канала было настолько очевидно, что дополнительных фактов не требовалось. Кому интересен подробный разбор текстовых высказываний Монтян, рекомендую ознакомиться с каналом «Контора».
Поэтому, когда коллега «Кошкин Сибиряк» опубликовал о ней ругательный пост, я даже и не поняла, что он так взъелся-то. Ну поворчала Монтян что-то по поводу «охранителей», чего на нее внимание-то обращать – давайте еще Гончаренко пообсуждаем.
Сам «Кошкин» объяснил это тем, что недавно у него заблокировали канал из-за критики украинских блогеров, которые пытаются притворяться «про-российскими», и из-за этого он в раздраженном состоянии. Кстати, его история в моем отчете еще всплывет.
Недоумевая, я запостила отрывок с данной дамой, и посоветовалась с читателями, было бы им интересно узнать про Монтян.
И тут в комментариях открылся портал в ад. Больше всего это было похоже на атаку ботов, о которой я уже писала в своем Telegram-канале тут: https://t.me/gruboprostiite/686 Но на всякий случай коротко напомню принцип, как это делается.
Создаются 2 чат-бота.
Первый чат-бот автоматически ищет закрытые чаты, переходя по ссылкам из открытых чатов и добавляется в группу. Дальше данный бот приглашает второго бота.
Цель второго бота, от лица которого, кстати, можно писать сообщения — искать триггерные слова. Такими словами могут быть «санкции», «мобилизация», «война» и т.д. Ну или «Монтян».
Отследив данные слова, второй бот уведомляет своего владельца, и уже тот от лица бота начинает писать заранее заготовленные комментарии а-ля «выходите на улицы», «пора косить от мобилизации» или «Вам до её [Монтян] уровня очень далеко, так что не трогайте, она ведь может и в морду дать, причем это не фигура речи!» (последнее – цитата из моего чата).
Для сравнения:
Количество комментариев к посту про Монтян – 381 (причем около 50 я уже удалила, потому что они были слишком «ругательные» по отношению к участникам чата).
Среднее количество комментариев к моему посту – 20-30, как на этом скриншоте.
Что интересно: количество просмотров поста примерно одинаковое. Следовательно, сторонники Монтян не переходили в дискуссию из моего канала, как это обычно бывает, при написании комментария. Они – а точнее, их боты – переходили из по ключевому триггерному слову в чате, так как боты-поисковики ищут именно чаты, а не каналы.
Написать такой бот можно очень быстро, плюс ко всему есть готовые решения, а такие публикации вызывают большое доверие. У участников чата складывается ощущение, что люди, осуждающие СВО или поддерживающие Монтян, прям ВЕЗДЕ.
Нет, не везде. Везде их боты, и об этом надо помнить.
Когда я увидела шквал сообщений на ничем, в общем-то не примечательный пост с упоминанием Монтян, похожий на типичную атаку ботов, то задумалась: а ведь ее сторонники (инвесторы?) используют типично ЦИПСО-шный прием.
Причем ключевой посыл защитников данного блогера был примерно следующий:
В общем, по классике: «я дочь офицера, в Крыму все не так однозначно», и вот это все.
Но, впрочем, некоторые боты вообще не парятся, и пускают заготовленный шаблон, чтобы, по-видимому, сэкономить усилия реальных людей:
Маленькая ремарка: мой канал – об инфовойне, и на нем нет ни одного высказывания, «опускающего тех, кто живет и работает под обстрелами». Очевидно, что комментарий был написан ботом под копирку.
Впрочем, как вы позднее увидите из моего анализа, то, что Монтян и ее товарищи мотаются по разбомбленным ВСУ селам, отнюдь не противоречит ее деятельности по раскачиванию ситуации в России – скорее, наоборот.
После атаки ботов мне стало действительно интересно разобрать бренд «Монтян» с точки зрения продвижения. Какие технологии использует она – и как используют ее для продвижения определенных нарративов.
Когда я начала анализировать, как раскручивался Telegram-канал Монтян, то удивилась, как часто ее упоминали очевидно про-российские блогеры или СМИ. Складывалось ощущение, что ее упоминали чуть ли не все крупные, в том числе явно заслуживающие доверия каналы!
Но когда я присмотрелась, каково было содержание этих постов – оставалось только посмеяться. Все они представляли собой одинаковую рекламную подачу – это были типичные рекламные посты.
Кстати, интересно сравнить реакцию на Монтян на канале «Война с фейками» и на канале «Олег Царев»
Причем зачастую про-российсий канал ее рекламировал чаще, чем она рекламировала их в ответ. Возможно, такая тактика имела целью создать общее впечатление, что Монтян очень популярна в пророссийских СМИ.
«Война с фейками» рекламирует Монтян 4 раза:
А вот она их прорекламировала только один раз:
То есть опять мы видим платную рекламу.
Вероятнее всего, в том, что касается ее публикаций на канале Дмитрия «Гоблина» Пучкова, имел место взаимопиар.
Вот рекламные публикации «Гоблина» на канале Монтян:
А вот рекламные публикации канала Монтян у «Гоблина».
В основном «Гоблин» публиковал ее рекламные публикации, но есть и репосты, где она выкладывала фотографии с нацистской символикой на Украине, что, впрочем, было логично репостнуть, исходя из тематики канала «Гоблина».
Так что «Гоблин» и Монтян совершенно точно не в одной сетке. Подобного вида реклама зачастую выстраивается вообще не так – это делается через менеджеров. Блогер только согласовывает ту или иную кандидатуру в целом, но он может быть не согласен ни с блогером, ни с подачей.
Блогеру может вообще не нравиться другой блогер – это не играет никакой роли. При этом блогер хочет прироста аудитории – поэтому реклама и взаимный пиар оправданы.
Напомню, что взаимный пиар – это единичные упоминания того или иного блогера. Сетка – это регулярные упоминания блогера на постоянной основе.
Меня не интересуют рекламные посты, меня интересует сетка. В самой сетке как таковой нет ничего плохого – она позволяет получать условно бесплатные просмотры и охваты. Однако сетку важно анализировать, так как именно сетка позволяет понять истинные устремления блогера и какую нишу в Telegram-дискурсе он занимает в целом.
Когда я начала смотреть подборки каналов «на которые я рекомендую подписаться и читаю сам» или «а вот какие каналы помогли преодолеть рубеж», в которых участвует Монтян, там тоже ничего особенно интересного не было – налицо оплаченные/отрекламированные подборки каналов, которые распространяются по десяткам Telegram-аккаунтов.
Кстати то, что Татьяна Монтян регулярно ездит на Донбасс, она распространяла в качестве рекламного поста в про-российских каналах. Обратите внимание на реакции на данное сообщение (начиная со второй).
Что интересно, ЦИПСО, судя по всему, с Монтян не связаны, так как один из их крупнейших каналов предлагал «разносить» в комментариях. Конечно, это может быть «работа под прикрытием», но по-видимому, Монтян не связана ни с ЦИПСО-шными каналами, ни структурами. Ее интерес заключается в другом – позднее мы это увидим.
Кстати говоря, ряд размещений по типу «взаимный пиар» с Монтян сделал Олег Царев. Он рекламировал ее 16 раз, она его прорекламировала 6 раз.
Не найдя прямой сетки на канале Монтян, я расстроилась. Неужели мне так и не удастся ничего раскопать про данного блогера?
Но сторонники блогера продолжали строчить комментарии в чат моего канала, с яростным остервенением защищая своего кумира, поэтому я решила не сдаваться, и зайти с другой стороны – а кто регулярно упоминает саму Монтян?
Например, довольно часто ее канал упоминает «Синяя Борода» — 23 раза.
При этом она его – только 1 раз, вот этот пост:
«Странное несоответствие», — подумала я. Блогер, который отслеживает свою статистику (а Монтян отслеживает свою статистику, она даже анализатор аудитории своего канала запускала, судя по сервису Telemetr), всегда видит, когда его репостят, и зачастую хочет того отблагодарить и репостнуть в ответ.
Ну хорошо, не всегда, но частенько, особенно если аудитория того, кто тебя репостит – довольно большая.
Однако у Монтян подобная практика была осознанной и целенаправленной: ее репостят, и много, а она – крайне мало. Я заинтересовалась и стала проверять.
Монтян перестала упоминать канал волонтера на Донбассе Лысенко после апреля, да и всего упоминаний его канала – лишь 11 постов.
Он ее канал упоминал примерно столько же раз – в контексте сборов:
Однако если мы зайдем на канал Монтян, то выяснится, что на самом деле она упоминала Лысенко 172 раза, просто по фамилии – и именно в контексте сборов. Он ее на своем канале примерно так же часто упоминал ее в данном контексте – 155 раз.
А вот это уже похоже на сетку. Но не Telegram-сетку в привычном понимании этого слова, а сетку блогеров и их общих нарративов. Если Telegram-канал Лысенко – чисто «технический», и исключительно рапортует о сборах и привозах гуманитарной помощи, то в интервью он уже позволяет высказывания определенной окраски, например: Андрей Лысенко обратился к украинцам: "У вас был майдан — мы не то что поддержали это мнение, но согласились с ним. Я сам украинец. Моя фамилия Лысенко. Я никогда не откажусь от своей национальности. Да, я могу быть гражданином Российской Федерации, Беларуси — неважно. На окраине города, в селах у нас говорят на украинском языке", — подчеркнул он.
Нарратив: подчеркиваю, я украинец, а не русский.
«Мы приехали, передали продукты 150 семьям. К сожалению, администрация самого района боится туда ехать».
Нарратив: администрация ничего не может, все решают только волонтеры.
«Слава Украине! Кто не донецкий, не знает, — у нас даже приходишь на заправке: «Слава Украине». Народ даже на заправкетак подбадривает».
Нарратив: комментарии излишни
Мне стало интересно, а кто упоминает Монтян чаще всего? И лидер по упоминаниям – это канал «Призрак Новороссии». Причем его она упоминает всего лишь 13 раз в формате ссылки на канал:
А вот в формате чисто упоминания имени Монтян упоминает автора канала «Призрак Новороссии» уже 49 раз:
При этом сам Грубник, автор канала «Призрак Новоросии», упоминает ссылку на ее канал 89 раз, а ее имя – 68 раз.
Вот это уже точно похоже на сетку – но не явную, а заретушированную, прикрытую. Однако совершенно точно в данном случае мы имеем дело не с взаимопиаром, а вполне конкретной сеткой.
Что интересно, по каналу «ПриZрак Новороссии» четко видны связи с определенными блогерами, потому что он регулярно дает ссылки на каналы внутри сетки. И вот там-то и вскрылись связи с экстремистскими каналами.
Например, Telegram-каналом «Нам пишут из Янины», который преимущественно занимается дискредитацией армии РФ и проводит ультра-националистические идеи:
Также данный канал славится «передергиванием фактов» и разгоном пораженческих настроений в России.
Однако если присмотреться к каналу Монтян повнимательнее, то выяснится, что «слона-то я и не приметил»: прямо в закрепленном сообщении упоминается как раз данный, подчеркиваю, экстремистский канал.
А теперь вернемся к моменту бана администратора канала «Кошкин сибиряк», после которого он потерял доступ к каналу. Это могло произойти в том числе и после массированного потока жалоб на его аккаунт – скажем, за распространение спама или чего-нибудь еще надуманного, после чего его доступ к каналу был утрачен, пока в случившемся не разобралась техподдержка Telegram.
Предположительно, после этого поста на «Кошкина» «наехали», и попытались лишить его доступа к каналу.
А кто у нас филигранно умеет использовать армию ботов? Правильно.
Впрочем, не могу сказать, что Монтян совсем так уж стыдится ставить ссылки на экстремиста «Мурзу» в своем Telegram – его имя она упоминает вполне охотно.
Впрочем, что не делает Монтян, охотно делает Грубник, не только распространяя соответствующие нарративы дискредитации армии и тотального недоверия, но и ссылаясь на соответствующих блогеров из «сетки».
Впрочем, и экстремистский канал «Нам пишут из Янины» ссылается на Грубника вполне охотно – 66 постов с ссылкой на канал «ПриZрак Новороссии» показывает, что каналы находятся в одной сетке, как и 169 упоминаний канала «Нам пишут из Янины» на канале «ПриZрак Новороссии».
В эту же сетку прекрасно вписывается ультра-правый националист «Бульба престоловъ», который упоминает Мурзу, автора экстремистского канала «Нам пишут из Янины» 27 раз и ссылался 20 раз.
Данный канал, помимо ультра-правой повестки, известен разжиганием межнациональной розни:
Помимо попыток нарисовать некую «фазу критического перехода» можно попутно еще поразжигать межнациональную рознь, правда, Бульба престолов?
Ну и конечно, дискредитация армии РФ, куда же без этого:
Самая активная связь — это взаимодействие каналов «ПриZрак Новороссии» и «Zаписки авантюриста» — 415 упоминаний.
Общий нарратив у данных каналов один:
«Россия – слабое государство»
«Радикальный национализм – путь к решению проблем»
«Украина не Россия, Донбасс – не Россия»
«Российская власть прогнила, и ее пора менять. С этим лучше всего справятся радикальные политики новой формации»
В общем, стартовый набор любого уважающего себя революционера. Подробный разбор данных каналов с цитатами вы можете найти на канале «Контора».
Вот лишь несколько примеров:
— от 27.10.2022 [тайминг 01:00:17-01:01:37 (https://t.me/KontoraOlga/1506)], здесь Грубник пропагандирует терроризм, даже упоминает «литературу», которая внесена в список экстремистских материалов..
— от 23.12.2022 (https://t.me/KontoraOlga/1944), здесь гражданка Украины Монтян раскачивает граждан России, в частности жителей Донецка, против российской власти. Также здесь Монтян озвучивает своё отношение к России и властям России.
— 13.10.2022 представитель сети Мангушев Игорь Алексеевич опубликовал пост у себя на канале «Zаписки авантюриста» t.me/BeregTime пост (https://t.me/KontoraOlga/1418, t.me/KontoraOlga/1418?comment=32516), а также комментарии в чате Грубника [telegram-канал «ПриZрак Новороссии» t.me/ghost_of_novorossia] (https://t.me/KontoraOlga/1411, t.me/KontoraOlga/1420),дискредитирующие Вооруженные силы РФ, в которых он утверждает, что Россия целенаправленно наносит удары по мирным жителям.
— комментарий представителя сети «Zаписки авантюриста» (@Beregz, Бородатый Аферист) в чате Грубника (https://t.me/KontoraChat/34432) [telegram-канал «ПриZрак Новороссии» t.me/ghost_of_novorossia]: "Я регулярно у государства РФ ворую боекомплект и оружие. Потому что мины, например, кадровым 6ашим соседям не нужны, они все равно не стреляют с минометов. И РПГ/РШГ. Вещь должна работать. А не на складе лежать"
— дискредитация военно-политического руководства России и СВО:
t.me/KontoraOlga/1582
t.me/KontoraOlga/1589
t.me/KontoraOlga/1590
t.me/KontoraOlga/1591
t.me/KontoraOlga/1597
t.me/KontoraOlga/1598
— разжигание межнациональной розни:
t.me/KontoraOlga/1599
t.me/KontoraOlga/1607
t.me/KontoraOlga/1608
t.me/KontoraOlga/1609
Так-то оно вроде и ничего – ну хотят люди играть в революцию, пусть играют, Родина видала лилипутов покрупнее.
Но как эти радикальные товарищи находили свою аудиторию в Telegram? А очень просто – в том числе, но не ограничиваясь, через Монтян.
Напомню:
По-видимому, имеет место быть следующая схема:
1) Монтян – или ее инвесторы – выкупает рекламные места в ведущих пророссийских Telegram-каналах. В данных рекламных постах она в том числе активно упоминает свою гуманитарную помощь Донбассу, причем подчеркивает, что помощь идет именно населению Донбасса, а не военным. Посты, очевидно, рекламные, но пророссийской аудиторией ей удалось «примелькаться» и получить некий кредит доверия. Кроме того, в своих текстах Монтян довольно умеренна и сдержана – в отличие от стримов.
2) К ней переходит пророссийская аудитория, начинает интересоваться блогером и ее творчеством
3) Незаметно и аккуратно Монтян «проталкивает» данной аудитории экстремистские и ультра-правые идеи своих друзей, призывающих к смене власти в России. А сама продвигает нарративы о том, что Россия, в отличие от Донбасса, некомпетентна, медлительна, неуклюжа, ленива и с насквозь прогнившими элитами. Плюс мы помним про помощь мирному населению Донбасса, да?
4) Бинго! Мы имеем Навального в юбке с командой ультра-правых экстремистов под маской «патриотического» блогера, который развозит гуманитарную помощь и не забывает запилить под это несколько десятков рекламных креативов в месяц, стоимостью 50-100к каждый.
Упрощенная версия данной схемы на инфографике.
Доверять ли Монтян, лучшему другу ультра-правых националистов, разжигателей межнациональной розни и лиц, который на постоянной основе занимаются дискредитацией ВС РФ – решать вам. И снова я напоминаю про статью в респектабельном американском издании Politico, которая объясняет, как бороться с Россией в информационной войне. Далее цитата:
«Хотя важно взаимодействовать с российскими диссидентами в изгнании и усиливать их голоса, это не самый эффективный метод достучаться до простых россиян и изменить их восприятие. Пропутинские россияне не смотрят диссидентские каналы.
Более эффективный способ добраться до сердца «путинцев» — работать в своем собственном сообществе. Важнейшим аспектом русской культуры является доверие.
Когда диссидентские мнения исходят из источников, которые русские считают заслуживающими доверия, они теряют бдительность. Поэтому Соединенные Штаты должны стремиться к установлению партнерских отношений с русскоязычными влиятельными лицами в социальных сетях, чтобы помочь им распространять сообщения внутри России. Это поможет противостоять распространяющейся кремлевской дезинформации».
Ничего не напоминает? И да, в сетках Telegram есть одно важное правило:
«Скажи мне, кто твой друг – и я скажу, кто ты».
Анна Райская, автор Telegram-канала «Грубо? Простите!»: маркетолог об инфовойне
0 комментариев