Зимники — дороги жизни и смерти на Крайнем Севере. Как выглядят и чем отличаются

Страна у нас огромная, и большая территория находится в зоне, где строительство инфраструктуры осложнено природно-климатическими факторами. А расстояния там между населенными пунктами гигантские, и как-то нужно завозить продовольствие, топливо, технику, осуществлять строительство объектов.

И не во все поселки, которые стоят на реках, можно завезти что-то по воде, далеко не все реки в верховьях на Севере судоходные. Да и сезон навигации очень короткий.

Поэтому когда устанавливается стабильно морозная погода, здесь начинают прокладывать зимники — сезонные дороги в холодное время года по местам, где в другое время года проехать невозможно: болота, озера, реки, тундра. Но и зимник зимнику рознь. В зависимости от природно-географических условий зимники тоже бывают разные, напишу основные виды и как они устроены.

Таежный зимник

Чтобы построить таежный зимник, дожидаются, когда почва замерзнет, а вместе с ней и заболоченные территории, после чего снег на потенциальной дороге либо счищается прямо до земли тракторами, либо уплотняется тяжелой техникой до состояния «асфальта»

На зимниках, где хорошо постарались и почистили дорогу, получается настоящий хайвей, где можно разгоняться до 100 км в час.

Так выглядит зимник из Иркутской области в западную часть Якутии, который идет вдоль промыслов

Ну а если особо не выравнивали, образуется вот такой кочкарник, который душу вытрясет, да и разогнаться по нему невозможно.

Да и в сильные холода металл становится очень хрупким и ломучим, поэтому нужно быть очень осторожным.

Тундровой зимник или наливной

Основная проблема тундры — отсутствие растительности и рельеф, где дуют постоянные ветра, которые могут легко замести дорогу. Кроме того, в тундре легко повредить почвенно-растительный покров, который очень долго восстанавливается.

Поэтому главная задача при строительстве такого зимника — поднять уровень дороги над уровнем тундры, чтобы снег его не заметал, а зимник служил подольше и автомобили при езде по нему не портили покров тундры. А вот как может запечатать, если не приподнять его.

Для этого сначала по тундре размечают оптимальный маршрут без впадин, если это возможно, куда может задуть много снега во время метели.

Снег проливается водой и все это замерзает, образуя ледяную подушку, которая потом выравнивается. Такой процесс повторяется несколько раз, чтобы наморозить слой и поднять его выше уровня тундры.

Речной зимник

Когда река замерзает, она образует то, что в таком дефиците в этих суровых краях – ровную поверхность. И хотя ровная она далеко не везде и далеко не всегда, иных вариантов нет. Тут главное, чтобы поверхность не была заторошена. Иногда такой зимник еще называют «ледовой дорогой»

Сначала ждут, когда стабильные морозы проморозят лед реки на необходимую глубину, а потом расчищают дорогу от снега по самому оптимальному маршруту.

Обычно стараются придерживаться одного из берегов, чтобы риск провалиться был бы минимален.

Ледовая переправа

Отличается от речного зимника тем, что идет не вдоль реки, а поперек в тех местах, где нет мостов (летом там обычно ходят паромные переправы). Для укрепления льда и увеличения максимальной грузоподъемности обычно регулярно проливается водой, чтобы быстрее наморозить необходимую толщину.

Ледовые переправы рядом с населенными пунктами иногда оборудуются КПП

Зимой это настоящие дороги жизни, а весной, когда начинает теплеть, они превращаются в дороги смерти.

 

источник

  • avatar
  • .
  • +12

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.