Сергей Конёнков: удивительная судьба русского Родена


Сергей Тимофеевич Конёнков

10 июля исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося скульптора, одного их ярких представителей московской скульптурной школы XX века, Сергея Тимофеевича Конёнкова. Судьба художника с уникальным талантом столь же невероятна, как его работы. Мастер вёл эксцентричный образ жизни и при этом всегда был уважаем властью, какими бы сложными ни были времена. Попробуем разобраться, как ему это удавалось.

Сергей Конёнков родился 10 июля 1874 года в деревне Верхние Караковичи, Смоленской области. Семья Конёнкова была не бедной, после войны 1812 года они смогли выкупить себя из крепостной зависимости.



Художественное образование будущий скульптор приехал получать в Москву. В 1892—1899 годах Сергей учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (ныне Московский художественный институт имени В. И. Сурикова). В конце XIX-начале XX века в Москве и Петербурге приезжие художники стремились продемонстрировать связь с народом. Например, поэты Сергей Есенин и Николай Клюев. Приехав из маленьких городов, они не пытались доказать всем, что превратились в горожан. Напротив, вели себя и одевались нарочито провинциально.


Скульптура Сергея Тимофеевича Конёнкова

Образ крестьянского сына, лишь по недоразумению оказавшегося в городе, на долгие годы стал основной чертой имиджа талантливого скульптора Сергея Конёнкова. В годы обучения в Москве он имел внешность мужичка с бородкой, в вышитой крестиком рубахе и сапогах. Материал для работы он выбрал соответствующий – дерево. Конёнкову этот материал казался самым честным, так как ему ничего нельзя навязать. Если дерево готово к сотрудничеству, оно само дополнит себя побегами. Именно так и случилось с одной из скульптур. На ней выросли грибы. Зрители приняли это за часть авторского замысла.


Бюст Паганини работы Сергея Тимофеевича Конёнкова

В 1899—1902 годах Конёнков учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. За дипломную работу «Самсон, разрывающий узы» в 1902 году художник получил звание скульптора. Но сама работа оказалась слишком современной и в последствие власти приняли решение её уничтожить. Конёнков получил репутацию бунтаря и ниспровергателя устоев, что для русского художника в то время было весомым преимуществом.

Скандал в Академии лишил Конёнкова заграничной стажировки, однако, путешествия в его жизни случались нередко. Одно затянулось на 22 года. В 1923 году, когда Конёнков был уже знаменитым художником, проводившим персональные выставки и преподававшем во ВХУТЕМАСе, А.В. Луначарский предложил ему поехать в США на выставку русского и советского искусства. Там скульптор остался и продолжил творить.


Срегей Тимофеевич Конёнков за работой

Не изменяя себе, художник вёл открытый светский образ жизни за границей. В его квартире в Нью-Йорке постоянно собирались деятели искусства и представители богемы того времени. В 1928-1929 гг. Конёнков посетил Италию, где встретился с М. Горьким. По инициативе Горького создал галерею портретов деятелей искусства и науки — бюсты Ф. Шаляпина, А. Довженко, И. Павлова. В 1935 году от Принстонского университета поступило задание – сделать бюст Альберта Эйнштейна.


Бюст Эйнштейна работы Сергея Тимофеевича Конёнкова

Пока создавался скульптурный портрет великого физика, у Эйнштейна и жены скульптора, Маргариты Конёнковой, начался роман, который продолжался 10 лет. За это время Маргарита Николаевна успела познакомиться со многими американскими физиками, например, с руководителем «манхэттенского проекта» Робертом Оппенгеймером, которого считают отцом атомной бомбы. Маргарита Ивановна являлась одним из многочисленных агентов НКВД, работавших за рубежом, поэтому активное общение представителей всех политических взглядов и конфессий в их доме не возбранялось.


Маргарита Конёнкова и Альберт Эйнштен


Маргарита Конёнкова и Альберт Эйнштен

В это время Конёнкову было не до сторонних увлечений жены. Он активно ударился в изучение Библии. Подтолкнули его к этому представители религиозной секты, базировавшейся в то время в США. Они утверждали, что Армагеддон и мировая революция почти одно и то же, а последняя битва между добром и злом — это битва между социализмом и капитализмом. Известный скульптор так проникся этой идеей, что написал ряд писем Сталину. В них он предсказывал начало войны с Германией и триумфальную победу СССР.


Сергей и Маргарита Конёнковы


Сергей Тимофеевич Конёнков

Деятельность Маргариты Конёнковой и эти лестные письма обеспечили семье скульптора необычайно успешное возвращение в Советский Союз. В то время, когда бежавших не принимали, за Конёнковыми направили целый пароход, чтобы перевезти все скульптуры. Москве на улице Горького Сергею Коненкову дали огромную мастерскую. Никто из возвращавшихся в СССР никогда таких благ никогда не получал.

Себе Конёнков предсказывал жизнь, длиной в 100 лет, но немного не дожил до круглой даты. До конца своих дней он гармонично вписывался в линию партии, творил при всех правителях Советского Союза и всеми был одинаково уважаем. Он продолжал увлекаться эзотерикой, изучал нумерологические игры вокруг древних пирамид, пытаясь расшифровать закодированное тайное знание. Пластические версии этих оккультных представлений завораживают. Даже в своём увлечении космосом Конёнков шёл в ногу со временем.


Сергей Тимофеевич Конёнков за работой

09 октября 1971 года Конёнкова не стало. Он оставил за собой богатое творческое наследие. Работы скульптора можно увидеть в Москве, в мемориальном музее-мастерской, где интерьер выполнен по проекту самого Конёнкова. В Смоленске есть музей скульптуры Конёнкова, где также собрано много его работ. Несмотря на то, что работы скульптора нельзя назвать классическими, Конёнков не терпел, когда его назвали «авангардным» художником, предпочитая быть «реалистом». Реальность Конёнкова уникальна, его работы непременно стоит увидеть вживую.


Музей-мастерская Конёнкова
 

источник

  • avatar
  • .

Больше в разделе

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.