Магадан: золотые ебеня России
Признаюсь, ничего хорошего от Магадана я не ждал. Ну вот какие у вас ассоциации? Холод, заключённые, какая-то жопа мира… Пару месяцев назад была новость, что на выборы мэра Магадана не зарегистрировался ни один кандидат! Что ж это за город такой, где никто не хочет быть мэром?!
На самом деле Магадан оказался не так уж и плох! Прямо удивительно неплох! В городе очень много молодёжи, есть модные ресторанчики и кофейни, и вообще, несмотря на весь пиздец, не создаётся впечатления умирающего захолустья. По атмосфере Магадан очень близок к Камчатке, где среди потрясающей природы человек построил ужасные города и посёлки, но в этих городах живут хорошие люди. В Магадан, как и на Камчатку, надо ехать за природой. За закатами, крабиками, сопками и, конечно, за страшной историей этого места.
Магадан – один из самых труднодоступных областных центров России. Во-первых, к нему не ведёт ни одна железная дорога. Была когда-то узкоколейка, но и та пригородная, её разобрали уже к концу 1950-х. Есть мнение, что произошло это из-за того, что железную дорогу переподчинили управлению автотранспорта. Но, скорее, к концу 50-х просто перестали массово использовать бесплатный труд зеков, и строительство железных дорог в Магаданской области и Якутии сразу стало нерентабельным.
Во-вторых, автомобильная дорога только одна. Жителю европейской части страны может казаться, что все эти дальневосточные города – Владивосток, Хабаровск, Благовещенск и т.д. – находятся недалеко друг от друга, но на самом деле между ними большие расстояния, а Магадан вообще стоит на отшибе, далеко к северу. И хотя Магаданская область в середине XX века была выделена из Хабаровского края, от Магадана до Хабаровска по прямой доехать невозможно: надо делать огромный крюк через Якутию, Амурскую область и Еврейскую автономную область (4160 км).
Из Магадана в Якутск ведёт легендарная трасса «Колыма». Казалось бы, всё прекрасно, Магадан не совсем отрезан от внешнего мира, но есть пара моментов. Дорога в основном грунтовая, а не асфальтированная, а через реки Алдан и Лена нет мостов, надо переправляться на паромах. Ничего страшного, зато в Крым мост построили! Магадан или, скажем, Сахалин могут и потерпеть.
01. Хорошо, что в Магадане есть аэропорт! Туда можно долететь прямым рейсом из Москвы, Новосибирска или Хабаровска. Кстати, Магадан является морским портом, но только грузовым. Регулярного пассажирского сообщения, насколько я понимаю, нет ни с Камчаткой, ни с Владивостоком, ни с Сахалином.
Магадан – совсем небольшой город, который, к тому же, c 1991 года потерял почти 63 тысячи жителей, то есть больше 40% населения. Лишь в последние пять лет население стабилизировалось.
Судьба Магадана отчасти напоминает судьбу Воркуты.
Как и Воркута, он был построен в малопригодном для жизни районе ради добычи полезных ископаемых. Как и Воркуту, Магадан начинали строить зеки, и только их рабский труд сделал возможным само существование этого места. Как и Воркута, Магадан достиг своего расцвета в позднесоветский период и с тех пор теряет население. Главное различие я уже упомянул: если Воркута в ближайшие годы будет продолжать сжиматься, то Магадану удалось затормозить отток населения. Город вполне живой, и у него при наличии порта, нескольких крупных предприятий и даже своего вуза есть все шансы нормально развиваться.
Возникновение Магадана было обусловлено золотом. Не тем, которое было на него потрачено, а тем, которое СССР очень хотел добывать на Колыме. Колымским золотом грезила ещё царская власть, но руки (и ноги) дошли уже при Советском Союзе. Партия сказала «надо», и экспедиции это золото немедленно нашли, а заодно порекомендовали бухту Нагаева как идеальное место для строительства города и дороги.
Одновременно был проработан политически-идеологический аспект. Туземцам (если что, это не расизм, а официальная терминология тех лет), с которыми понаехавшим ради золота предстояло столкнуться в рамках освоения территории, надо было разъяснить, что такое советская власть и как охуенно при ней жить. А заодно, если получится, подарить им письменность, с помощью которой они могли бы эту власть всячески прославлять.
«В 1920–1930-х годах на Северо-Востоке СССР в соответствии с концепцией культурной революции создавалась сеть культбаз, передвижных «красных юрт, чумов и яранг» для просвещения местного населения и воспитания подрастающего поколения. Строительством культбаз и другими вопросами национальной политики ведала созданная в 1924 г. государственная организация – Комитет Севера при ВЦИК СССР с отделениями во многих регионах страны, в том числе и на Дальнем Востоке. В оборот были введены никогда ранее не употреблявшиеся термины, такие, как «туземное население», «тузрайон», «тузсовет» и т. п.».
«Википедия»
С этой целью в 1929 году на берегу бухты Нагаева была открыта Восточно-Эвенская культбаза, которая поначалу состояла из трёх жилых домов, школы, ветеринарного пункта, больницы, бани, здания интерната и других построек.
Кстати, сама культбаза очень не понравилась туземцам, роль которых тогда исполняли эвены и, возможно, ительмены. Детей в советскую школу отдали единицы, а остальные пригрозили вооружённым восстанием. В 1931 году культбаза закрылась, но к тому времени возле бухты уже существовало два посёлка – Нагаево и Магадан, из которых и образовался будущий город.
Пишут, что ранний Магадан был похож на большую деревню, где помимо деревянных домов были землянки, глинобитные хижины и даже большой «ситцевый» (то есть палаточный) городок. У этого городка была центральная улица, которой даже дали имя маршала Блюхера. Дело в том, что первыми массовыми поселенцами Магадана стали не зеки, а бывшие солдаты Особой Дальневосточной армии, которые в 1931 году были демобилизованы и отправлены на пароходе строить новый мир. Они-то и были основными обитателями ситцевых палаток.
Первая больница Восточно-Эвенской культбазы
Впрочем, всего через год подоспели и зеки. Вскоре в Нагаево и Магадане началось строительство знакомых нам по Архангельску и другим городам деревянных бараков, а с середины 1930-х годов – и кирпичных жилых домов. Статус города Магадан получил в 1939-м.
11 ноября 1931 года Сталин подписал постановление «О Колыме», в соответствии с которым был создан трест «Дальстрой». У него было три основных задачи:
1. Использовать все возможности, способы, средства для немедленной и максимальной добычи золота в нынешнем и последующих годах, одновременно подготавляя базу для развертывания капитальных работ по нормальной эксплуатации районов.
2. Форсировать работы по постройке дороги от бухты Нагаево до приисков, одновременно ведя изыскания и предварительные работы по трассе Якутия и Колыма.
3. В приисковом районе создать промышленный культурный город, для чего распланировать его соответствующим образом с тем, чтобы на месте этого города уже теперь приступить к постройке домов, бань, школ, столовых, больниц, красных уголков, кино и т. д.
«Дальстрой» сначала был подчинён Совету труда и обороны СССР, но в 1938-м его передали в ведомство НКВД, что прямо говорит о характере труда, который использовали предприятия треста.
02. Это главная улица города, проспект Ленина. Местные говорят, что это самая длинная улица в мире. Не знаю, так ли это, но точно можно сказать, что эта улица одна из самых красивых в России.
03.
04. Проблема в том, что это чуть ли не единственная красивая улица. Шаг влево – начинаются какие-то рынки и унылые торговые комплексы. Шаг вправо – убогие серые панельки.
05.
06. От послевоенной сталинской поры осталось много величественных зданий. Ничего лучше тут так и не построили.
07. Восторгаясь этими дворцами, нужно помнить, какой ценой они были построены, сколько человек положили свои жизни и здоровье ради этого чуда. Стоило оно того?
08. Типичный дальневосточный пейзаж с сопкой и двором-парковкой.
09.
10. Безбарьерная среда
11. Сегодня нет денег и возможности не то что строить что-то настолько величественное и масштабное, как послевоенные сталинки, но и просто поддерживать существующие здания в нормальном состоянии. Они медленно разваливаются и ветшают.
12.
13. Это жилой дом, но крыльцу пиздец.
14. Думаю, его с 1950-х так ни разу и не ремонтировали.
15. Вид на бухту Нагаева. Вот отсюда и начинался Магадан.
16. На берегу океана очень хочется увидеть аккуратные домики, как в Норвегии. Но в Магадане выбор невелик. Либо покосившиеся деревяшки, либо убогие панельки. Как вообще до этих мест добрались панельки? Почему нельзя было строить что-то более гуманное?
17. Как и в случае с Владивостоком, рельеф делает город живописным, но панельки пытаются убить всю красоту.
18. Особенности дальневосточной парковки. Мало того что запарковали тротуар, так ещё и какой-то мудак решил въехать в подъезд.
19. Красивый и удобный двор по версии магаданцев. Чем-то Мурманск напомнило.
20. Удивительно, но в Магадане появляются неплохие примеры благоустройства. Вот нарисовали потрясающего кита на одном из домов.
21. Вот так выглядит тут новая остановка. Симпатичная, но немного странно ставить продуваемую всеми ветрами остановку в городе, где среднегодовая температура -2,7 градуса и где в году только 5 относительно тёплых месяцев.
22. А это парк на берегу океана. Я про него уже писал как-то. Смотрится на первый взгляд очень неплохо.
23.
24.
25. Дорогое оборудование, видно, что денег не пожалели. Но, с другой стороны, сделано всё очень бестолково.
26. С рельефом можно было бы поработать лучше. Про зиму вообще не подумали. Почему бы не продумать горки для детей? Сейчас все катаются по газонам, портя благоустройство.
27. А это памятник Высоцкому. Он стоит, кстати, на знаменитой магаданской плитке. Сам памятник какой-то… назовём его скромным. Например, голова медная, хорошая, а вот тело сделано явно другим скульптором, из другого металла, уже покрашенного.
Эта плитка – один из символов Магадана, её начали укладывать в городе с начала 60-х. Несколько лет назад мэр города Юрий Гришан придумал собрать уцелевшую плитку по всему городу и выложить ею тротуары на улице Коммуны.
28. В Магадане есть очень неплохие скульптуры. Косатка просто невероятная. Суперлайк!
29. Ну и особенно удался мамонт из металлолома. Композиция называется «Время», её автор – местный скульптор Юрий Руденко.
30. А это, пожалуй, самый известный символ Магадана, хоть он и был создан только в 1996 году. Это мемориал «Маска скорби», посвящённый жертвам политических репрессий. Его авторы – Эрнст Неизвестный (скульптор) и Камиль Казаев (архитектор). Ещё одна «Маска скорби» есть в Екатеринбурге, а вот третью вершину «Треугольника скорби», в Воркуте, так и не построили.
В апреле 1932-го для обеспечения работ «Дальстроя» был создан Северо-Восточный исправительно-трудовой лагерь (Севвостлаг, или СВИТЛ), и в бухту Нагаево потянулись корабли с заключёнными. Если в 1932 году их насчитывалось 9928 человек, то в 1940-м – уже 176 685 человек. Наряду с узниками лагерей на Колыме трудились вольнонаёмные, но их почти всегда было намного меньше. Только к концу 40-х количество вольнонаёмных превысило число зеков, но их свобода тоже была весьма условной.
Например, в 1948 году на всех предприятиях и в учреждениях «Дальстроя» работали 219 392 человека. Из них вольнонаёмных – 85 041 человек (в том числе 601 ссыльный и 47 960 бывших заключённых), спецпоселенцев – 29 523, заключённых – 104 828 человек, или 47,8%. То есть деятельность «Дальстроя» обеспечивали либо зеки, либо бывшие зеки, которым некуда было податься, либо ссыльные, у которых не было иного выбора. «Нет, уж лучше вы к нам!»
Все эти люди не только строили города и посёлки, дороги и шахты, но и добывали полезные ископаемые, прежде всего золото и олово, а также другие металлы (включая уран) и уголь.
До 1957 года, когда был ликвидирован «Дальстрой», через лагеря Колымы прошли около 800 тысяч человек, из которых погибли, по разным оценкам, от 125 до 150 тысяч человек. Например, к лету 1951 года в архивах Управления Севвостлага насчитывалось 501 271 дело заключённых, в том числе 125 316 – на умерших. По данным УФСИН по Магаданской области, с 1932 по 1953 годы было расстреляно около 10 тысяч человек. Большинство же погибло от тяжёлого труда, болезней и истощения. Об особенностях существования в Севвостлаге писал, например, Варлам Шаламов в своих «Колымских рассказах».
Бывший начальник политуправления «Дальстроя» И.К.Сидоров:
В 1938 г. Сталин пригласил представителей «Дальстроя» в Кремль для вручения наград за перевыполнение плана добычи золота. Начальники приисков Виноградов, Анисимов и Ольшанский позже рассказывали, что затем Сталин вызвался побеседовать с ними. Он спросил: «Как на Севере работают заключенные?» — «Живут в крайне тяжелых условиях, питаются плохо, а трудятся на тяжелейших работах. Многие умирают. Трупы складывают штабелями, как дрова, до весны. Взрывчатки не хватает для рытья могил в вечной мерзлоте», — ответили ему. Сталин усмехнулся: «Складывают, как дрова… А знаете, чем больше будет подыхать врагов народа, тем лучше для нас».
Кстати, золото на Колыме добывают до сих пор, в общей сложности этим занимаются 22 компании. В 2020 году в Магаданской области надеются побить прошлогодний рекорд и добыть 47,5 тонны золота. Серебра в регионе добывается примерно в 9-10 раз больше.
Лагерное наследие в Магаданское области тоже осталось – один СИЗО, две ИК и одна колония-поселение.
31. Моднейшее кафе dacha с отличным кофе!
32. Бухта
33. Не, ну красиво!
34. Что может быть лучше зимних пляжей?
35. Кайф!
36. Некоторые из этих построек ещё используются.
37. Кладбище полицейских автомобилей на месте первого лагеря
38.
39. Если нельзя разобрать на запчасти, то странно, что хотя бы на металлолом не сдали.
40. А это один из магаданских энтузиастов воссоздал забор и лагерную вышку. Очень хорошо. Государство по какой-то причине стыдится истории. Мне кажется, важно признать ошибки и увековечить память замученных тут людей.
41. В Магадане регулярно происходят нападения бродячих собак на людей. Эту проблему мэрия не может решить уже много лет. Собаки спокойно бродят по городу стаями и кидаются на детей и взрослых, но нынешний мэр уверен, что дети сами к ним «лезут». А виноваты в нападениях родители, которые отпускают детей гулять. Какая-то хуёвая логика, если честно.
42. Это один из первых лагерных бараков. Сейчас заброшен.
43. Вопрос: на каком автобусе катаются самые чёткие пацаны? Ответ: на 6-м, потому что его расписание можно прочитать, только сидя на кортах.
44. Магадану срочно нужен дизайн-код, чтобы не испоганить то хорошее, что есть в городе.
45. Ещё в Магадане не умеют делать контейнерные площадки. Кстати, такие вот баки зачастую и привлекают бродячих собак во дворы.
46. В начале нулевых на площадь перед администрацией области решили воткнуть огромный храм высотой 71 метр.
47. Строительство Троицкого собора было завершено в 2008 году. Это не просто храм, а одновременно памятник жертвам политических репрессий. Видимо, «Маска скорби» православным не понравилась.
48. Напоследок немного суровой магаданской красоты!
49.
50.
51.
52. Весь пляж покрыт глыбами разбитого льда.
53.
54.
55.
56.
57.
28 комментариев
Ну и да, раз уж я ввязался в этот разговор, упоминание про «пилить удобней» это давно уже не признак хоть какой-либо осведомленности или здравого смысла. Постоянное упоминание этой фразы как мантры давно сделало ее бессмысленной глупостью.
Кстати, почему по-вашему на собаках не попилишь? Любой объект строитесльтва можно независимо оценить экспертом, а кто отстрелянных собак отсчитает? Рисуй в журнале цифры что отстрелял и сжег 100 собак, никто никогда это не проверит. Я пытался найти логику в ваших словах.
Вот как это работает? Почему по-умолчанию в любом проекте муниципалитета — пилят, а тут нет?
Ты наверняка знаешь про знаменитых золотых львов, которые украшают штаб-квартиру концерна арбат в поселке Палатка. А все ли знают, что раньше они стояли возле канувшего детского корпуса санатория Талая? Для меня это определенный символ, как и для любого мыслящего человека.
У Собак есть такое свойство, они умеют плодиться. Несколько лет назад могли хоть 950 лямов потрать на отлов и стерилизацию, хули толку, если полным полно обмудков, которые берут животное, а потом просто выкидивают его, потому что оно им нахер не нужно, дети появились, аллергия вылезла и прочая херь.Еще щенков выкидывают и подбрасывают выводками. Тож же самое касается кошек. Вот нужно сначала этих уебков отлавливать, стерилизовывать и утилизировать. А потом можно за бездомных животных браться.