Москва до революции: цветные снимки, раскрывающие жизнь города в ХХ веке
Вид на улицу Покровку и здание 4-й гимназии, 1913 год.
На фотографии разносчик, сейчас спустя более 100 лет по городу таких ходит очень много.
![](http://magspace.ru/uploads/2024/10/20/izobragenie_1.png)
Сегодня у нас снова экскурсия по Москве времен Российской Империи. Посмотрим, как жили и выглядели обычные люди, а также аристократия.
Все фотографии были раскрашены.
Пожарный автомобиль в Неглинном проезде, 1914 год.
Кстати, первый пожарный автомобиль в Москве появился в 1908 году.
![Москва до революции: цветные снимки, раскрывающие жизнь города в ХХ веке](/uploads/2024/10/20/auto_02-19photo_17290825362.webp)
Зарядье. Улица Варварка. Палаты бояр Романовых, 1910-е годы.
Старый Государев двор, палаты Романовых (XV—XVII века, реставрированы в 1850-х годах Ф. Ф. Рихтером). Поэтому сохранилось прекрасно до наших дней.
Уже стоят столбы с электропроводами. В декабре 1888 года Георгиевская электростанция дала первый ток
![](/uploads/2024/10/20/auto_02-20photo_17290825383.webp)
Во дворе дома Щаповых на Ново-Басманной улице. Москва, 1905 год.
Щапов Василий Иванович — русский купец, промышленник, меценат. В 1826 году основал в Москве ткацкую фабрику, одну из крупнейших.
![](/uploads/2024/10/20/auto_02-20photo_17290825394.webp)
Памятник Минину и Пожарскому, 1905-1915 год.
![](/uploads/2024/10/20/auto_02-20photo_17290825405.webp)
Уличные торговцы на Москворецком мосту. Москва, 1909 год.
Такие сцены были обычными для дореволюционной Москвы, когда мосты и площади становились центрами торговли.
Так как мост соединял центральную часть города с Замоскворечьем, то по нему постоянно проходил большой поток людей и по дороге могли купить что-то перекусить.
![](/uploads/2024/10/20/auto_02-20photo_17290825426.webp)
Ярославское шоссе в селе Мытищи, 1914 год.
Когда смотришь на такую фотографию, то хочется хоть одним глазком взглянуть или прогуляться, посмотреть как оно было.
Сейчас на этом месте большое шоссе...
![](/uploads/2024/10/20/auto_02-20photo_17290825437.webp)
Мясницкая улица, 61. Дом Аплаксиной, 1914 год.
Видимо место было очень людным и с большим трафиком, иначе сложно объяснить такое большое количество рекламных вывесок на зданиях.
![](/uploads/2024/10/20/auto_02-20photo_17290825458.webp)
Трамвай на Садовой-Спасской. Москва, 1917 год.
Переполненный трамвай — типичная картина московских улиц в период Первой Мировой войны. Вдали видны ещё целые Красные ворота.
![](/uploads/2024/10/20/auto_02-20photo_17290825469.webp)
У Ярославского вокзала. Москва, 1904 год.
Ярославский вокзал был построен в 1882 году, здание тогда было весьма скромном и неказистым. На снимке мы видим его реконструкцию по проекту Фёдора Шехтеля. Архитектор смог сделать из «вокзальной коробочки» красивейший вокзал-терем, который радует глаз и по сей день.
![](/uploads/2024/10/20/auto_02-20photo_172908254810.webp)
Красные ворота, 1912 год.
В 1927 году ворота и находящаяся рядом с ними церковь Трёх Святителей были снесены.
![](/uploads/2024/10/20/auto_02-20photo_172908254911.webp)
Крымский мост, 1913 год.
В 1935 году в рамках плана реконструкции Москвы мост был перестроен.
![](/uploads/2024/10/20/auto_02-20photo_172908255012.webp)
Старый дом на улице Малая Полянке в Замоскворечье.
Сейчас в Москве таких домов почти не сохранилось, а жаль туристы в очередях стояли в такие места.
Слева кто-то спрятался от фотографа и выглядывает из-за угла.
![](/uploads/2024/10/20/auto_02-20photo_172908255213.webp)
Гостиница «Националь» на Моховой улице. Москва. 1910-1914 год.
На момент постройки в 1903 году гостиница считалась самой престижной в Москве.
![](/uploads/2024/10/20/auto_02-20photo_172908255314.webp)
Кузнецкий мост. Москва, 1885 год.
![](/uploads/2024/10/20/auto_02-20photo_172908255515.webp)
Пожар на Тверской. Москва, 1910 год.
Наводнение в Песковском переулке, 1908 год.
После наводнения в 1908 году город буквально превратился в «Венецию», уровень реки тогда поднялся на 9 метров. Часть улиц ушли под воду. Сейчас до сих пор можно встретить на дореволюционных зданиях отметки, до куда поднималась вода.
![](/uploads/2024/10/20/auto_02-20photo_172908255717.webp)
В Спаспесковском сквере, 1911 год.
![](/uploads/2024/10/20/auto_02-20photo_172908255918.webp)
Большой Саввинский переулок, 1896 год.
Каменные столбики служили для защиты тротуаров.
![](/uploads/2024/10/20/auto_02-20photo_172908256019.webp)
Суматоха у Пивной. Москва. Малый Гнездниковский переулок, 1918 год.
Фотография сделана уже после революции, но решил добавить в подборку. Архитектура за год не сильно изменилась, а вот уклад жизни стал немного другим.
![](/uploads/2024/10/20/auto_02-20photo_172908256220.webp)
0 комментариев