Почему такси желтые, пожарные машины красные, а покрышки черные: происхождение цветов «по умолчанию»

Мир мог быть окрашен в совсем другие краски, если бы не воля случая.

Представляешь, какой мог бы быть патриотический жест, если бы светофор состоял не из красного, желтого и зеленого, а внушал гордость за державу, демонстрируя каждому водителю национальный триколор? 

Но до такого не додумались даже в Северной Корее. Все же международные стандарты важнее (даже если за границу выезжать запрещено). Но и исторические стандарты редко получались по воле одного человека. Чаще всего конкретные цвета были выбраны из рациональных соображений. 

Светофор

Для регуляции конного движения и первых автомобилей светофоры не использовались. Впервые они появились на железнодорожных путях, но сначала это был красный цвет — он в западной культуре уже пару тысяч лет обозначал опасность, и белый — в качестве одобрительного сигнала. В 1914 году в США произошла авария, когда у красного света выпала цветная линза и машинист, среагировав на белый цвет, проехал, когда ехать было нельзя. Тогда белый заменили на зеленый. 

Желтый сигнал появился намного позже, и его выбрали, потому что на цветовом спектре (читай: радуге) он находился как раз между красным и зеленым. Тогда физики думали, что чем короче длинна волны, тем дальше будет заметен определенный цвет.

Такси

Хотя само слово «такси» начало вытесняться унифицированным «убером», ассоциация с универсальным желтым цветом все равно остается. За это стоит быть благодарным предпринимателю Джону Герцу, запустившему свой первый таксомоторный парк и аренду авто в Чикаго в 1915 году. 

Герц намеренно провел исследование на самый заметный цвет автомобиля на дороге. Доподлинно неизвестно, что было причиной, а что — следствием, но компания Герца была успешнее остальных, поэтому вскоре конкуренты стали копировать раскраску автомобилей, превратив желтый в официальный цвет такси. 

Кстати, такси далеко не во всех странах желтые: в Гонконге они красные с белой крышей, а во Вьетнаме — целиком зеленые. 

Пожарная машина

В отличие от такси, у которых есть международные вариации, пожарные машины во всех странах красные. У историков нет точного ответа, почему именно так получилось, но они предлагают три варианта: 

  1. Первые пожарные бригады были волонтерами-любителями, а красная краска была тогда самой доступной. Так что цвет выбрали исключительно из соображений экономии.

  2. Пожарные бригады были волонтерами, а пожаротушение было прибыльным бизнесом (государство возьмет на себя ответственность только в середине XX века). Конкурирующим предприятиям нужно было как-то соревноваться, и они выбирали броские цвета, чтобы выделиться.

  3. Самая рациональная версия — красный цвет для того, чтобы выделяться на дороге. Первые автомобили почти всегда были черными, и красный выделялся на их фоне.

Зебра

Размечать пешеходные переходы начали довольно поздно — после Второй мировой войны. Первыми о пешеходах решили позаботиться власти Великобритании, устроившие конкурс на самый лучший рисунок и цветовую гамму. 

Белый цвет имел самый высокий контраст, поэтому выбрали его. Первая зебра была торжественно открыта 31 октября 1951 года. Соответственно, в этот же день пешеходам предписали переходить дорогу только по переходам. 

Футбольный мяч

Если ты захаживал в спортивные музеи, то, наверное, видел антикварные мячи. Они всегда коричневые, потому что это натуральный цвет кожи, да и на траве он смотрится достаточно контрастно. 

Мячи оставались такими до Кубка мира 1970 года, который транслировался по телевидению. Телепередачи тогда были черно-белые, и мяч практически сливался с травой, поэтому его решили раскрасить в черно-белый паттерн. 

Кстати, в 10-х годах XXI века футбольные мячи, которыми играют на заснеженных полях, сделали ярко-желтыми. 

Автопокрышки

Если найдешь кинохронику гонок начала века, обрати внимание на цвет покрышек: они всегда белые. Нет, их не красили для красоты, это натуральный цвет резины (такого же цвета и презервативы). 

Но у «чистой» резины были проблемы с прочностью, она быстро снашивалась и трескалась от ультрафиолетового солнечного излучения. Тогда в 1917 году в резину стали добавлять техуглерод, он и сделал покрышки прочными, ультрафиолетостойкими и черными.

 

источник

  • avatar
  • .
  • +15

Больше в разделе

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.