Почему экономика России так устойчива

FAZ: творческий подход Кремля спас российскую экономику от краха



После введения санкций против России западные политики заявляли о «крахе ее экономики». Но ожидания не оправдались, сообщает FAZ. Госбюджет не пострадал, европейские фирмы присутствуют на рынке. И все это благодаря творческому подходу Кремля, считает автор статьи.

Эксперты в западных промышленных странах удивляются тому, что экономика России пережила первый год украинского кризиса относительно благополучно. Хотя с начала марта в стране возникают все новые и новые проблемы, но компетентные московские технократы не дремлют. Они умело работают над поддержанием ВВП страны, который создается, в основном, централизованно.

По прогнозам международных экспертов годовой прирост ВВП России будет находиться на уровне от —2 % до +1 %. МВФ рассчитывает на его минимальный рост в 0,3 %, а на 2024 год предсказывает даже 2,4 %. В целом экономика самой большой страны мира развивается неплохо. «Российская экономика терпит крах», — заявил министр экономики Германии Роберт Хабек (Robert Habeck) в начале июня 2022 года. Его прогноз оказался ошибочным, как не верны были и предсказания многих других, питавших надежды на то, что в России повторится ситуация 90-х годов.

Причин устойчивости российской экономики много. Они связаны, во-первых, с политической системой. Во-вторых, с исключительной экономической свободой, которую предоставляет эта система, и, наконец, с нашим ошибочным восприятием влияния санкций.

Российский государственный бюджет не пострадал, как бы ни трудно было в это поверить. Формально он планируется на основе цены на нефть. Благодаря высоким ценам на энергоносители была получена значительная дополнительная прибыль. К этому добавляется и то обстоятельство, что бюджетный дефицит в размере 3,3 триллиона рублей (приблизительно 40 миллиардов евро) может быть покрыт из государственных фондов, а также особыми взносами российских государственных компаний, как бы негативно они ни отразились на их внутренних балансах.

При более внимательном взгляде на экономику становится ясно, что сильный спад произошел в промышленном производстве (с 6,3 % в 2021 до —0,6% в конце 2022), а в остальном только розничная торговля имеет негативный рост. Главная причина этого в том, что торговле нужно больше времени, чем производственной сфере, для того чтобы приспособиться к новой реальности. Кроме того, большие российские госпредприятия, например, Газпром или Роснефть, еще с 2014 года привыкли реагировать «творчески» на «ограничения в закупках». Российский рынок розничной торговли, где доминируют такие большие игроки, как Ozon (аналог Amazon), «М-Видео» (аналог Media Markt), должен был в последние месяцы полностью переформатироваться с помощью новой стратегии закупок, которая сработала. Летом 2022 года были созданы зарубежные закупочные подразделения в Объединенных Арабских Эмиратах, которых, в отличие от Сербии и Турции, санкции не затронули.

Зона свободной торговли «Джебель Али» предлагает обширный ассортимент пользующихся хорошим спросом товаров. Цепочки поставок хотя и сложные, но работают, а возможности для обогащения посредников считаются колоссальными. К этому добавляется и то обстоятельство, что поддерживаемый российским Центробанком и не подверженный влиянию свободного рынка рубль достаточно силен — несмотря на ажио. Так как затронутый санкциями розничный рынок брендовых изделий — это рынок больших городов (Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Владивостока), то городскому среднему классу придется мириться с определенными ограничениями и значительно более высокими ценами на ввозимые в страну окольными путями IPhone и новые Porsche. Насколько велики эти обусловленные санкциями торговые ограничения, точно не знает никто. Кроме того, бутики Zilli, Zegna и Loro Piana по-прежнему работают, и товары этих люксовых брендов свободно продаются. Удобные аккредитивы для текущих платежей предоставляются многими азиатскими банками.

Ограничения импорта, а также потолок цен на нефтепродукты не приведут к тому, что 2023 год станет более сложным для российской экономики, чем 2022. Москва еще в прошлом году сделала возможным неограниченное вмешательство государства в экономику, допустив рефинансирование кредитов под низкий процент и, кроме того, начала активно сотрудничать с китайскими и иранскими банками. Строгие нормы для импорта, сохранившиеся еще с советских времен, ослаблены. Для параллельного импорта (на товары, уже сертифицированные в стране) разработаны государственные правила, импортозамещение поощряется выгодными кредитами.

Новые государственные заимствования России годами держатся на низком уровне. Бюджет консолидирован несмотря на то, что необходимые реформы не проводятся. Золотовалютные резервы находятся на высоком уровне, хотя значительная их часть «заморожена». Некоторые сектора экономики все еще работают с прибылью. В свое время западные технологии, ставшие теперь недоступными, должны были помочь импортозамещению в некоторых областях экономики. В результате постепенного спада экономики и снижающейся покупательской способности населения российская экономика в долгосрочной перспективе будет «сжиматься», но не рухнет.

С момента развала Советского Союза в 90-е годы и до сегодняшнего дня российское общество переживало каждые 7-9 лет почти экзистенциальные кризисы (чеченская война, крах Lehman Brothers, конфликты на Кавказе и Донбассе), с которыми Кремль каждый раз великолепно справлялся.

Как долго российская экономика останется такой же устойчивой, зависит, прежде всего, от длительности конфликта на Украине, в ходе которого Кремль продолжит мыслить и действовать креативно.


Автор: Оливер Кемпкенс (Oliver Kempkens) — до начала спецоперации на Украине был одним из ведущих менеджеров Сбербанка в Москве и поэтому считался самым высокопоставленным немцем, работающим в российском государственном концерне. Помимо этого, в течение восьми лет он преподавал в различных российских университетах, а также получил ученую степень в Московском институте международных отношений.
 

По материалам ИноСМИ

  • avatar
  • .
  • +9

Больше в разделе

1 комментарий

avatar
Я просто на всякий случаю напомню вам…

2 ноября 2022 Банком России были представлены «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов». Там в числе прочего были прописаны различные сценарии. Пара выдержек.

Из базового сценария:
В 2023 году в процессе структурной перестройки экономики может проявиться накопленный эффект проблем, которые имели второстепенное значение в момент первичной адаптации в 2022 году. В частности, завершится ряд ранее заключенных контрактов, поддерживающих бизнес-активность компаний в 2022 году. Кроме того, более остро может возникнуть необходимость ремонта импортного оборудования, качественные комплектующие к которому производит лишь ограниченное число поставщиков. Кроме того, сильнее проявится эффект санкций, которые были приняты в середине 2022 года, но срок вступления которых был отложен до конца 2022 – на чала 2023 года

Из пессиместического сценария:
Для российской экономики реализация мирового кризиса одновременно с ухудшением геополитического фона существенно осложнит структурную перестройку и адаптацию к новым условиям. Выпуск в 2023 году сократится еще сильнее, чем в 2022 году. В 2024 году падение продолжится, и лишь в 2025 году возможен рост – не более 1%. Из-за усиления геополитического напряжения часть из вновь установившихся в 2022 году связей может оборваться. Особенно сильные последствия будут для промежуточного и инвестиционного импорта, осложнятся программы технического и инвестиционного сотрудничества. И уровень, и потенциальные темпы роста российской экономики снизятся. При этом бюджетная поддержка структурной трансформации экономики в этом сценарии будет ограничена по сравнению с базовым сценарием – более низкие цены и объемы нефтегазового экспорта приведут к существенному сокращению экспортных доходов.

Тогда же в ноябре глава Банка России Э. Набиуллина озвучила, что пессимистичный сценарий прогноза по развитию экономику ЦБ в последнее время стал реальнее.

Кстати, данные выпуски Банка России озвучивались и выкладывались на канале. Но складывается такое ощущение, что граждане к концу прошлого года решили, что в стране все устаканилось и стало чуть ли не как прежде. Хотя не единожды с верхов предупреждали, что один из самых тяжелых периодов предстоит на середину 2023 года. И то, при хороших раскладах. Но сейчас все внезапно делают удивленное лицо и говорят, надо же, тупой ЦБ не подумал, что экспорт провалится, а импорт нет. Друзья, ЦБ не тупой — ЦБ это прямо прописал в своих материалах.

Держите кукушечку. Впереди будет тяжелее.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.