Постмодерн-спик. Общественный договор

Общественный договор – одно из множества фальшивых понятий, которые составляют фальшивое пространство, в котором мы имеем счастье жить. Декорация на сцене общества спектакля. И нам показывают на нее пальцем, чтобы убедить нас не покидать своих мест. Но осторожно, чтобы не покачнуть эту «мраморную» колонну из папье-маше. Но ведь мы может и пнуть ее ногой?

Для начала стоит напомнить, что правильное название понятия: «теория общественного договора». Не более чем. Вот диалектика – это закон. А теорию никто так и не сумел доказать. Это осталось лишь предположением.

Возникло это предположение на заре модерна в качестве попытки ответа на явное противоречие между новыми обстоятельствами и старым пониманием мира.


Внезапно оказалось, что вот эти массы быдла, которые многие века никто из настоящих людей к себе подобным не относил, внезапно оказалось, что они тоже вроде как люди. Конечно, это не гуманистическое озарение вдруг пришло к элитам, они просто столкнулись с новой реальностью. В ней бывшие бессловесные существа уже имели определенные новые возможности и через них новые права.

Вчера это были лишь простые смерды на полях господина графа. А теперь вот они стали ткачами в городе, к графу более отношения не имеют. А владение землей уже перестало основой и смыслом власти. У какого-то безродного купца теперь гораздо больше денег.

Когда-то господин граф имел дорогие доспехи, дорогого коня и умел ловко махать мечом. В боевом отношении он был выше целой толпы крестьян с палками. Сегодня крестьянский сынок запросто может прострелить из мушкета рыцаря насквозь со всеми его настоящими боевыми навыками и многолетними тренировками.

Пропасть между классами вдруг резко сократилась. И вчерашние железные основания для ее наличия: власть от бога, деньги и сила перестали вдруг таковыми отчетливо быть. Но власть осталась властью. И она попыталась найти новые основания для себя.

Это называется общественный запрос. Почему господин должен остаться господином и дальше. Даже не важно этот же самый или какой-то другой. Физических источников власти в новых условиях было недостаточно, требовалась новая легитимность. Ответом на запрос и стала теория общественного договора. Она декларировала власть от сердечного согласия народа вместо прежней власти от бога.

Это самое общее определение. Но весьма характерно то, что среди теоретиков не было согласованного мнения по поводу доказательств теории, раскрывали они тезис и суть сделки совершенно по-разному.

Допустим, вы приобрели в магазине печенек. Согласно одной теории вы заключили договор купли-продажи с кассиром Валентиной. По другой – это договор между пославшей вас женой и кондитерской фабрикой «Солнышко». По третьей – суть сделки состоит в перечислении 15 рублей налога от владельца магазина к главе правительства, а все остальное – это необходимый антураж.

Не похоже, чтобы теория договора купли-продажи печенек была раскрыта в таких вот научных гипотезах. Но теоретики общественного договора в целом выдали примерно вот такое. Не стану углубляться, лучше посмотреть на суть.

Итак, рамочно теория предполагает, что в некие древние времена некие люди собрались и добровольно договорились о новом устройстве общества, где часть станет властью, а часть – простолюдинами. А сделка состоит в том, что вторые обязались подчиняться в обмен на исполнение первыми неких функций.

Могло ли подобное произойти в принципе? – Никогда. Для этого ведь требовалось наличие свободных и равных людей в рамках одного общества, всех. Только такое всеобщее равенство могло позволить назвать соглашение свободным и добровольным. Иначе это не договор вообще.

А когда в человеческом обществе было подобное равенство? Не припоминаю.

Теоретикам было близко сословное устройство феодального средневековья. Именно его формирование они пытались объяснять своим мифическим договором. И надо сказать, что в таком устройстве имелся понятный практический смысл. В пост-античной Европе племена были вынуждены перейти к стратификации общества из земельной аристократии и прикрепленных к земле крестьян. Только такое устройство способствовало выживанию.

Да, чисто теоретически можно представить себе согласие общества на такое вот новое устройство, но вот вряд ли это осознанное движение.

Этот способ не был разработан философами и мыслителями в целях движения к благоустройству. Он был лишь одним из вариантов, принятых для ответов на вызовы и угрозы окружающей действительности. И этот вариант позволил выжить, а других смели кочевники. Тут нет осмысленности, это больше походит на животную борьбу за существование.

Ладно, допустим даже, что само новое устройство было результатом согласия. Но уж никак нельзя предположить, что большинство добровольно согласилось принять на себя подчиненную роль. Всякий свободный бонд хочет стать ярлом. Но ярлом станет более сильный. Во все времена новый способ стратификации общества предлагала самая сильная общественная группа, продавливала его собственной силой и занимала в нем ведущую роль. Те, что становились подчиненными в итоге, не приносили добровольного согласия, их подчиняли и принуждали.

Нет, никакого договора никто не заключал добровольно в те легендарные времена, ни в какие времена. Источником всякой власти была сила. Всегда.

Вернемся в нашу эпоху. Нам и теперь ведь говорят об общественном договоре, как о реально существующем, действующем соглашении.

Вы ведь заключали разные договоры, представляете себе такую практику? Не можете припомнить, когда вы подписывали общественный договор? Ах, не подписывали… Может, вы считаете, что он вам достался вместе с чем-нибудь? Например, вместе с гражданством вашей страны. Так где же тут ваше добровольное согласие?

И если считать общественным договором набор прав и обязанностей, прилагающихся к гражданству, то и это не так. Вам выдадут массу обязанностей на любой территории планеты под чьей-либо юрисдикцией, независимо от вашего актуального гражданства. Но вот прав не предложат. Вы разве и на такое соглашались?

А вот еще. Любой ведь договор можно разорвать? Хоть об аренде, хоть о работе. А вы можете отказаться от общественного договора? Ведь нет. Или вы можете договориться об изменении существенных условий? Кстати, с кем надо договариваться? Тоже ведь не понять.

Нет, если вы часть влиятельной общественной силы, то такая сила может поменять что-то в государственном устройстве. Так как она сила. Она может. Но не вы лично. У вас никакого договора ни с кем нет. Да и у той силы нет, она не договаривается, она принуждает. Вас может принудить, если вы не ее часть, да.

Резюмирую.

1. Это лишь теория. Доказательств она не нашла.
2. Даже сама теория основана на чистом вымысле.
3. Нужна она была для оправдания текущего положения дел.
4. Вы не заключали общественного договора
5. Вы не можете его изменить.
6. Вы не можете его разорвать.

Никакого общественного договора не существует. И никогда не было. Это лишь старый миф.

Но мифы работают, да. Поэтому люди всегда обращаются к ним, когда хотят чего получить для себя. Это убедительно для нас. Мы так устроены.

Когда представитель власти упоминает общественный договор, не сомневайтесь, он понимает что это лишь миф, пустая декорация. Он хочет, чтобы простолюдины продолжали подчиняться и не мешали ему. Когда человек из другой группировки хочет получить власть, он апеллирует к народу и обвиняет своего конкурента в нарушении мифических статей мифического договора. Это понятно. Так же когда-то говорили про волю олимпийских богов.

Но вот когда простолюдин всерьез сокрушается о нарушении обязательств к нему по общественному договору, то это выглядит очень наивно. Уж простите.
  • avatar
  • .
  • +15

Больше в разделе

18 комментариев

avatar
Хм, а что произошло на Украине? Многие ведь говорили про разрушение общественного договора. В целом согласен что это миф, этот «договор» можно читать как «согласие» на существующий порядок вещей. На правила игры.
avatar
Если ты в эту строну смотришь, то примерно так:

Источников власти есть примерно два: сила (комплекс разного) и легитимность. (Про легитимность я писал уже отдельно.)

Иногда можно захватить власть просто силой, без легитимности. Но такая власть всегда будет подвергаться сомнению, что требует бОльшей силы для ее поддержания. Затем надо будет как-то эту легитимность обеспечить, хотя бы видимость.

Так вот, люди путают эту легитимность с общественным договором.
У власти легитимность может иметься. Она ее каким-то путем получила. Но это не какие-то договорные отношения с народом. У народа-то никакой легитимности нет. Он просто есть.

Там нет такого:
— Вы нам даете легитимность, а мы вам за это взамен…

Йуные навальнята об это дело очень сильно спотыкаются. Откуда у них куча заблуждений по поводу того, что им кто-то чего-то должен. Вплоть до тупейшего «мы здесь власть».
avatar
Ну да, ну да… В целом как и в любом религиозном (читай мифологизированном) культе, всё решают ПРОЦЕДУРЫ. именно через эти обряды и процедуры возникает вера в установленный порядок вещей. Процедуры общественного договора приводить не стану, ты и сам их все знаешь. Хе, а приплюсовав сюда «социальные лифты» не для всех, но для каждого. Вот в целом и получаем конструкт по которому и живём.

Йуные навальнята о многом даже и не подозревают в этой жизни. Просто в силу дичайшего её упрощения. Тут цивилизации все на мифах построены, а они правду за истину воспринимают.
avatar
Надо из этого сделать афоризм.
«Остерегайся принять правду за истину!» :)))
avatar

Тут точнее 16:58 Истина и правда.
avatar
Я ща как раз сочиняю в голове текст про мифы, нарративы.

Кусочек:

Большевики говорили про гидру контрреволюции. Это пример обращения к нарративу — к мифу о лернейской гидре.

Вот так одним словом декларировалось:
— Это зло (а мы добро)
— За нами сила (мы со стороны Геркулеса)
— Гидра многоглавая (деникинцы, корниловцы, интервенты...)
— Борьба с ней будет тяжелой и потребует самопожертвования (подвиг всё же)
— Мы победим (как и было в мифе).

Одним словом вот так кидают стопку смыслов через нарратив.
avatar
Это лишь инструменты. Мы их и сейчас наблюдаем повсеместно. Ммм, ну и что? Я например против конкурентов этим не пользовался, и даже не знаю почему. Считал что мы сильнее этого, а это низко.
avatar
не просто инструменты.
Посланник есть послание. Это способ мышления и коммуникации.

Если ты заметил, мои статьи были переводами с одного языка на другой. Люди используют оба. Но часто ошибаются, когда вместо интерпретации применяют подстрочный перевод. А там смысл совсем другой выходит.
И люди тогда: «Да ебтвоюмать, что ж такое?»
avatar
И люди тогда: «Да ебтвоюмать, что ж такое?»
Вот такого не видел. Обычно этот подстрочник он в подсознании, ана уровне сознания выходит пулемёт из бредятины. (инвестиционный климат, ага)

Ну как например спекулянтов привыкли инвесторами называть, так и модели строят под инвесторов, не понимая что это спекулянты блэт.

Так вот когда щёлкает у человека «Да ебтвоюмать, что ж такое», тогда начинает приходить понимание этого постмодерн-спика. (развивающийся = недоразвитый). А это работа… А работу мы не любим. И если работает то ваще не трогай.

Так что это всё же инструменты. (работать не любим, путь подсознание работает)

Посланник — есть послание это понятно достаточно разобрать подарки глав государств друг другу.
avatar
Это когда люди подстрочником переводят «у меня есть право голоса» и понимают это так, будто все его обязаны его послушать и сделать, как он хочет.

А практика сильно расходится с этим заблуждением:
— Ебтвоюмать! Что ж такое? Меня наебывают!

А он сам себя наебал.
avatar
Нууу… так то жизнь часто расходится с нашими о ней представлениями… Мы ещё это «несправедливостью» называем. Чем больше таких «несправедливостей» набираешь, тем становишься мудрее. К концу жизни ты готов к левел_апу.
avatar
На вот тебе тоже на два часа развлекуху

Скачать

avatar
Мне кстати не понравилось что ты откинул тут полностью всю эволюции. Не рассмотрены животные начала общественного договора. А ведь они идут ещё из племенного строя. И сила не всегда являлась причиной власти. Охотой на мамонта вполне мог заправлять мудрый старик, который управлял охотниками и т.д. А ты весь текст построил только на феодалах и длине хера.
avatar
да там всё точно так же и было.
avatar
Ну то есть правящий, немощный старик это проявление силы, а не общественный договор? Это не племя ему вверило себя, это он сам махая каменным топором. Слабых отправляли собирать урожай, быстрых в разведку, сильных копать яму под мамонта. Хехе. Тут походу с договором нужно копать в сторону разделения труда. Может быть даже смотреть на муравейник.
avatar
Сила не только физическая бывает. Можно, например, всех ловко наебать.
avatar
А можно выполнить свою миссию служения племени, например. Руководить успешно охотой, присоединять Крымы и отражать набеги расставив бойцов в нужных местах. Хе. Почему нужно наебывать, крушить? Это западничество. Их традиция.
avatar
Это всего лишь одна из теорий, основа которого была заложена куда-то, не помню куда, но какой-то важный международный документ.
И критики этой теории более чем достаточно.
Хотя на примере Америки, там какой-то тезис был, классно описывающий их отношение к миру. Страх, война, государство, все это из теории общественного договора.
Так вот это если углубляться, то тезисно можно найти подтверждения, в целом — да. Всё строилось на завоевании в конечном счете. Правда и такая теория есть, не помню как называется правда)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.