За что следует ненавидеть Uber (и Яндекс-такси тоже)
Очень плохо у нас народ в рыночной экономике разбирается :) Учат, его учат разные деятели, а толку чуть.
Бизнес-модель Uber — это внеэкономическая попытка захвата и монополизации рынка, совмещенная с лохотроном в качестве резервного варианта.
«Будущее, новые технологии, привели бомбил в чувство...» — ерунда полная.
Услуги при входе на новый рынок Uber оказывает ниже себестоимости. Сервис берет с клиента 100 рублей, а водителю платит 200. Это называется словом «демпинг».
Демпинг всегда предназначен для захвата доли рынка, вытеснения конкурентов и монополизации своего положения.
После успешной монополизации демпинг всегда прекращается и устанавливаются монопольные цены. На каком уровне? — На «рыночном»: столько, сколько потребитель способен максимально заплатить, т.е., больше, чем было до монополизации. С рынками победившего Uber будет именно так. Иначе не может быть.
При этом «зарплаты» таксистов тоже станут «рыночными» — минимально возможными. Монополия же, к другому агрегатору или в таксопарк не уйдешь — их нет. (И никаких соцгарантий! Зверская эксплуатация.)
Процесс этот уже вполне идет.
За чей счет банкет? Работу в убыток ведь надо чем-то компенсировать. А это за счет продажи акций (не публично, но это не принципиально) в странах с развитой культурой биржевых спекуляций и наличием огромной массы свеженапечатанных денег в этих странах. Uber официально, всегда и многомиллиардно убыточен. Но акции идут хорошо.
Хорошо продаются акции из-за расчета спекулянтов на успех бизнес-модели и предстоящую глобальную монополизацию рынка. Или хотя бы на длительный рост акций из-за веры в бизнес-модель других спекулянтов.
Даже если сам бизнес не взлетит, то организаторы лохотрона не останутся в убытке — они ведь продали массу акций и уже вчера завернули приличную долю на Каймановы острова. И именно они первыми узнают, что бизнес не взлетает окончательно. Тогда они провернут обратный выкуп своей доли акций на пике и с этим суперпризом отъедут в теплые юрисдикции за неделю до краха.
В учебнике Экономикс написано, что такие внерыночные, внеэкономические методы ведения дел нарушают гармонию и благолепие. Поэтому государственные антимонопольные органы ставят эффективные препятствия на пути зарвавшихся хищников. Но то ж учебник :) А на самом деле…
На месте множества таксопарков и внутригородских агрегаторов останутся дымящиеся развалины. Их будет попирать монстр и диктовать свою железную волю. А потом он сдохнет. И новых игроков рынка надо будет создавать заново, с нуля, но уже не за счет средств заокеанской фондовой биржи, а за счет потребителей, ага.
8 комментариев
Вот ты лет 12 выращивал свой магаз из подвала до чего-то приличного на местном уровне. А потом тебя за год разоряют. Обидно, должно быть. И этому нельзя противостоять, у тебя ведь нет в загашнике, например, 50 млн рублей, чтобы выстоять, работая в убыток. А у сети есть, есть и больше.
Что выходит с точки зрения покупателя? Мелкий местный магаз привозил 20 моделей телевизоров по две штуки, чтобы угодить каждому. И ставил цены по реальной покупательной способности местного населения. (В верхний край, конечно, но всё же.)
Сеть не будет так. Она привезет только три модели. Почему? Во-первых, у нее логистика не вывезет завозы 20 моделей по две штуки. Во-вторых, даже если б и вывезла, то эти усилия тупо не выгодны. Это способ поднять продажи на процент, а есть и другие, менее затратные способы поднять продажи на десять процентов. Мелкий частник готов за этот процент бороться, а сеть — нахуй надо?
В-третьих, сеть имеет эксклюзивные договоры напрямую с производителями. Там такие вкусные скидосы, что можно на потребителей положить с прибором, ложась под политику производителя. Что это означает? Например, менеджмент производителя налажал с качеством, но пытается это исправить маркетингом. И массово напиленную говенную модель будут впаривать через эти внерыночные условия. Хорошие модели придержат, отправят на другие рынки, не пустят конкурировать с собственным говном. И наша сеть будет это делать.
Также договор может включать обязательства. Типа, Сони запретит торговать Тошибой.
Мелкий местный частник выбирал на рынке лучшее для перепродажи у себя. А сеть заведомо будет впаривать говно. Хорошее тоже будет, но, если говно, то обязательно без выбора.
И ценник у победившей сети будет всегда выше. Ведь тех местных было хоть двое-трое. Они даже сговаривались между собой, но полностью установить олигополию не могли. А сеть — чистейшая монополия.
Да, когда сеть задерет цены в небо, то появится возможность заново войти на местный рынок мелким продаванам с более гуманными ценами, с лучшим ассортиментом, но. Цена входа на такой рынок — десятки миллионов. Чтобы откусить лишь процентов 20 в перспективе. И тебя могут легко разорить.
у таксистов не будет конкуренции?
это ж не реально.
всегда найдётся типок на хромой «семёрке».