Сети АЗС и нефтяные компании

 

В продолжение статьи «Почему союз бензина с магазином не работает». Вот товарищи из регионов пишут — «бывало такое — заправился, а бенз попахивает ацетоном, движок потряхивает и расход как после движения по г@внам.»

Симптом понятен — бензин на заправке разбодяжили растворителем для лаков и красок. Дело в том, что с растворителя НПЗ не платят топливный акциз и еще некоторые налоги, поэтому растворитель прилично дешевле бензина.

Однако сеть АЗС, принадлежащая ВИНК (вертикально-интегрированной нефтяной компании) — таким гогном не будет заниматься в принципе, им это нахрен не надо. У них прибыль заложена в этап добычи нефти и в этап нефтепереработки (получения бензина), для них сеть бензоколонок нужна только для того, чтобы было куда сливать произведенный бензин.

Скажу прямо — сеть им нужна, чтобы розница не могла давить на них с закупочными ценами. Своя бензоколонка — покупает у них бензин по той цене, которую установила штаб-квартира компании, и к другому поставщику она не уйдет. И прибыльность бензоколонок ВИНК вообще не интересует — если будет надо, они их будут дотировать (они их, собственно, и дотируют — через скидку к цене бензина для своей сети).

И лить в бензин какой-то там ацентон и газовый конденсат — ВИНКу нахрен не надо, у них есть куда продать этот ацетон и конденсат, а каждая тонна конденсата, вылитая в бензин — означает уменьшение сбыта СВОЕГО бензина на эту же тонну (а в бензине-то как раз основная прибыль). Да за такое они начальника АЗС закопают и как звать не спросят.

Поэтому это фокусничают какие-то деятели на местах. Подворовывают у компании. Закупают у левых, «не своих» НПЗ бодягу подешевле, растворители всякие, конденсат — и льют в цистерну с топливом, чтобы покрыть недостачу топлива, проданного НАЛЕВО мимо кассы.

Заканчивается это всегда одинаково — в лучшем случае на нарах (если приехавшие из штаб-квартиры «ревизоры» решили не мараться и просто сдали дурака в полицию), в худшем — в лесочке на метр вглубь.

Одно время для быстрого расширения присутствия своего бренда большие сети (Несте, Шелл, Татнефть и еще какие-то) активно устраивали франшизу — то есть продавали частникам право использовать свой бренд на заправке. И вот такие заправки как раз и радовали всех дерьмищем — снаружи-то Шелл и всё красиво, а бензин бодяга бодяжная из самого дерьма (потому что франшизу надо отбивать).

Потом эта тема благополучно сдохла. Ну то есть теоретически ты и сейчас можешь взять франшизу у Газпромнефти или Лукойла. Но это — 5.8 миллиона стартовый пакет у Газпрома и 4 миллиона — у Лохойла, плюс очень жесткие требования к самой заправке, её придется строить по стандартному проекту компании, а не просто вывеску повесить на свои ржавые колонки. Поэтому это никому не интересно.

Дешевая франшиза из ВИНКов — то есть компаний, у которых полный цикл от добычи нефти и перегонки в больших масштабах — осталась, кажется, только у Татнефти. Поэтому не заправляйся на Татнефти, товарищ.

Кроме ВИНКов, есть еще так называемые «региональные сети». Это крупные сбытовики — но без своей нефтедобычи и перегонки. Обычно они опираются на какие-то крупные нефтебазы — то есть огромные резервуары, в которые сливается закупленное во всяких разных местах топливо, там же оно перемешивается и бодяжится, доводится до кондиции.

В Питере примером такой сетки являлась ПТК — Петербургская топливная компания. Опиралась на огромную нефтебазу «Ручьи» и договоренности мэрии Питера с НПЗ в Киришах. Бензин на ПТК был довольно приличный, кстати, и цены близки к нижнему пределу.

А теперь внимание — компания упразднена в 2020 году. Её сожрала «Роснефть». Которая в 2013 году стала крупнейшей в мире компанией-производителем нефти.

При этом НПЗ в Киришах прибрал к рукам Сургутнефтегаз. С которым «Роснефть» в страшных контрах. В результате Кириши лишились сбыта своего бензина в сеть ПТК. Такая вот «страшная мстя» за перехват сургутчанами нефтяного месторождения имени Шпильмана.

Я почему и говорю — всё уже закончилось, ВИНКи в части сбытовой сети АЗС всех сожрали, а кого не сожрали — туда лучше даже не соваться, пусть там кретины заправляются, кто на капиталку двигла спешит влететь.

Я сам заправляюсь на «Газпромнефти», и иногда на «Лукойле» (когда до Газпрома лень ехать). «Лохойл» имеет бензин похуже при сходных ценниках, и там надо очень внимательно выбирать АЗС — у них всё еще есть АЗС, на которых персонал бодяжит. Не всех прикопали.

АЗС Роснефти точно такие же, как Газпромнефти — только не голубые, а желтые. Вот прям по одному проекту деланные. И ещё Роснефть меньше балуется магазинами, поэтому павильончики у них поменьше размером.

Актуальные цены в СПб на момент написания статьи (самое дешевое топливо):

Газ СПБТ 22 ₽ ,
Метан 21.8 ₽ ,
Аи-92 51.6 ₽ ,
Аи-95 55.9 ₽ ,
ДТ Летнее 61.6 ₽ ,
ДТ Зимнее 60.8 ₽ ,
А-80 51.79 ₽ (видите — нет смысла из него бодяжить А-92, цены почти одинаковые)
Премиум 95 59.7 ₽ ,
Премиум ДТ 68.54 ₽ ,
Премиум 92 53.49 ₽

Типичная цена на Газпромнефти:

Аи-92: 55.12 ₽ 2024-11-30
Аи-95: 59.74 ₽ 2024-11-29
ДТ Летнее: 68.7 ₽ 2024-11-29
Премиум 95: 61.94 ₽ 2024-11-29

Как видите, на Газпромнефти не самый дешевый бензин. Но тут надо учесть, что фактически при заправке бензином от 30 литров скидка составит 1 рубль с каждого литра. Единовременная покупка кофе увеличит скидку до 2 рублей (но если ты не на грузовике, то это невыгодно, потому что кофе там достаточно дорогой).

С другой стороны, «Газпромнефть» готовит кофе исключительно на профессиональных кофемашинах WMF. Поэтому у них лучший кофе из всех заправок (как говорят). «Роснефть» использует в основном кофемашины Unicum и совсем немного WMF, «Татнефть» — кофемашины Schaerer.

 


Вот такие кофемашины стоят на АЗС Газпромнефти. Они реально крутые, самые лучшие.

 

В результате сеть «Газпромнефть» в 2023 году продала на своих заправках в российских регионах больше 40 миллионов чашек кофе, что на 7% больше, чем в предыдущем году (и вроде бы больше, чем другие заправки вместе взятые). Самые популярные — капучино, американо и латте. Чаще всего покупатели берут большие объёмы — от 300 мл (свыше 65% заказов). Кофе можно оплатить на кассе или вообще без кассы через приложение в мобильнике. Затем ты просто подходишь к кофе-автомату и забираешь свой кофе. Топливо тоже можно оплатить через приложение, не выходя из автомобиля.

Типичная Роснефть в Питере:

Аи-92: 54 ₽ 2024-11-30
Аи-95: 58.2 ₽ 2024-11-30
ДТ Зимнее: 67.95 ₽ 2024-11-30

Как видите — топливо ровно на тот же рубль и дешевле, чем на Газпромнефти. Поэтому если заправляетесь меньше 30 литров — на Роснефти заправляться выгоднее.

Но я всегда говорю вот что: ребята, не гонитесь за дешевым бензином — вы больше потеряете, потому что современные моторы научились подстраиваться под качество бензина и в принципе работают без детонации (если это не совсем бодяга), но вот расход «плохого» бензина вырастает существенно. Вот вам пример — пресловутый Чери Кимо штатно рассчитан на бензин А-92, и на хорошем А-92 с Газпромнефти легко делает расход 6.5 литров на 100 км по трассе. Однако если в этот бензин добавить примерно 30% бензина А-95 с этой же заправки — расход можно сделать в районе 6 литров (и при этом динамика разгона очень заметно улучшится).

Считаем: разница в цене между А-92 и А-95 чуть больше 4 рублей, 30% — это будет +1.2 рубля с литра, то есть такая смесь вам обойдется лишь на 2% дороже обычного А-92. При этом расход бензина падает на 8%. Ого, да вы заметно сэкономили!

В то же время если налить дешевый А-92, который по 52 рубля — расход топлива станет более 7 литров на 100 км. То есть вы сэкономили 3 рубля с литра, и при этом теряете пол-литра с каждых 7 литров. «Экономия» с 7 литров — 21 рубль, но лишние пол-литра стоят 26 рублей. То есть вы не только не сэкономили — вы заплатите БОЛЬШЕ за тот же пробег машины. При этом машина едет плохо, и мотор вам «спасибо» не скажет.

На машинах ВАЗа это еще более заметно — потому что там все ныне выпускаемые моторы штатно рассчитаны на бензин А-95 (да-да, читайте мануалы). Именно на А-95 у них обеспечивается заявленный расход топлива. Разумеется, паспортный расход для Лады Гранта в 5.2 литра на 100 км вы не получите никогда — но на хорошем А-95 она вполне может кушать в районе 6.5 литров, однако стоит начать лить в нее А-92 — и расход вы увидите в районе 7.0-7.7 литра. Вот и «сэкономили».

Но вернемся к теме с магазинчиками на АЗС.

Лидеры по продажам продукции G-Drive (собственный бренд Газпромнефти): кофе, питьевая вода, энергетические напитки, хот-доги, фирменные бургеры и чизбургеры. Выручка от реализации нетопливных товаров на АЗС «Газпромнефти» по итогам прошлого года выросла на 17%. Стал шире и ассортимент сопутствующей продукции — в среднем более 1,8 тысячи позиций на одной АЗС. Треть из них — товары под собственной торговой маркой G-Drive.

«Также мы намерены протестировать привлекательность концепции автокафе на АЗС с окном выдачи заказов клиентам прямо за рулем автомобиля», — говорит директор по региональным продажам «Газпром нефти» Дмитрий Шепельский.

Глядя на всё это, менеджеры Лукойла сделали вот такой мощный эксперимент:

Да, решили сделать красиво. Разумеется, коммерческого смысла это всё не имеет — поэтому за пределами Москвы и Питера скорее всего никогда не будет масштабироваться.

Поймите правильно посыл этой статьи — какие-то маленькие торговлишки сопутствующими товарами плюс мини-кафе на сетевых АЗС, конечно, будут. Но они будут делаться исключительно для привлечения людей КУПИТЬ БЕНЗИН. То есть это будет торговля не для прибыли от торговли, а чисто для имиджа — как чистые бесплатные сортиры на АЗС. Таксистам на АЗС будут продавать какой-то простейший фастфуд — кофе из автомата и сосиску в тесте, например, остальным водилам — омывайку, скребки для снега и тряпки для протирания стёкол, масло на долив и автомобильные зарядки для телефона, и так далее, ну что может понадобиться в дороге, что забыл взять с собой.

Потому что у нас всё не так, как в Европе.

В Германии, например, торговля на бензоколонках существует и процветает потому, что большинству магазинов тупо запрещено работать ночью и в воскресенье — а для магазинов при заправках в законе имеется исключение. И когда ты не успел после работы купить еду домой — ты вынужден покупать её на заправке. Но в РФ полно гипермаркетов, работающих в режиме 24/365 — с ними заправкам невозможно конкурировать.

В РФ работает обратная модель — сначала строится здоровенный гипермаркет, при нем огромная стоянка для автомобилей. И потом рядом с этим всем — как грибы начинают расти АЗС. Сначала магазин — потом АЗС. И на таких АЗС, по понятной причине, сопутствующая торговля не имеет смысла. Если только самый минимум.

 
Материал: Proper
  • avatar
  • .

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.