«Советский Харлей»: почему история мотоцикла ПМЗ-А-750 оказалась такой недолгой
Мотоциклы в Советском Союзе производились практически так же активно, как и автомобили. И если одни модели известны едва ли не каждому обывателю, то о других можно узнать, разве что, если намеренно искать о них информацию. Именно к последним и относится мотоцикл ПМЗ-А-750, который имеет куда более запоминающееся прозвище — «советский Харлей».
Советский мотоцикл с поразительной историей.
Путь этого, ныне малоизвестного, мотоцикла берет свое начало еще в тридцатых годах прошлого столетия. Тогда было опубликовано постановление Высшего совета народного хозяйства, сокращенно ВСНХ, в котором говорится о начале производства специальных мотоциклов на территории Советского Союза. В данном случае речь шла о разработке транспорта данного типа для нужд Красной Армии.
Красноармейцы на мотоциклах — дело весьма обычное, как оказалось.
Среди проектов, которые разрабатывались в рамках постановления ВСНХ, был концепт тяжелого мотоцикла, авторства группы специалистов под руководством Петра Владимировича Можарова. Предполагалось создать двухцилиндровый транспорт с с объёмом двигателя 750 куб.см. Потенциальный функционал же нового мотоцикла предусматривал способность проходить бездорожье.
Петр Можаров — один из самых известных мотоконструкторов СССР.
Работали инженеры на базе НАТИ, поэтому первоначальный индекс, который получил опытный образец, был НАТИ-А-750. Литера А использовалась для обозначения транспорта, который оснащается коляской для эксплуатации на шоссе и грунтовых дорогах, а число 750 — округленные показания рабочего объёма двигателя.
Во время разработки мотоцикла были заимствованы некоторые системы иностранных моделей. Так, например, прототип конструкции ходовой части был взят от мотоцикла BMW, а за основу двигателя был взят V-образный нижнеклапанный 750-кубовый образец американской фирмы Harley-Davidson.
Некоторые технически характеристики тяжелого мотоцикла.
Особенности конструкции и отдельные технически характеристики, безусловно, заслуживают внимания. Так, переработанная ходовая рама была дуплексной, с вложенным внутрь бензобаком ёмкостью 21 литр. Коробку передач установили сверху двигателя, ручной рычаг переключения передач, которых всего было три, находилась с левой стороны мотоцикла.
Крутящий момент передавался на заднее колесо через цепь. Более того, ПМЗ-А-750 был первым советским мотоциклом довоенных лет, которые имел замок зажигания — система последнего запускала аккумулятор и генератор постоянного тока — а также приборный щиток. Все это делало модель новаторской и передовой для своего времени.
Спроектированный мотоцикл был весьма многообещающим.
Среди других характеристик, которые известны о ПМЗ-А-750 были показатели его веса — 225 килограмм без коляски, мощности двигателя — 14 л. с. при 3700 оборотах в минуту, максимальной скорости: 90 км/час, расход горючего — 6 литров на 100 километров. Все эти данные позволяли считать этот мотоцикл очень перспективным, поэтому уже в 1933 году были собраны первые четыре опытных образца в Ижевске на Опытном Мотоциклетном Заводе имени Автодора.
ПМЗ-А-750, отреставрированный в наши дни.
Первые испытания нового мотоцикла прошли в виде проб на армейском полигоне и пробега Ижевск — Сарапул — Горький — Москва. Успешные результаты тестирования опытных образцов дали старт массовому производству модели, которую решили развернуть на базе Подольского механического завода (ПМЗ) — именно после этого мотоцикл получил новое название — ПМЗ-А-750.
Интересный факт: ПМЗ был построен еще в первые годы существования Советского Союза, вот только совсем не для производства мотоциклов или транспорта вообще. На самом деле, сначала на нем собирали швейные машинки.
Эмблема ПМЗ, которая устанавливалась на мотоцикл.
Первоначально, к июлю 1934 года было построено десять единиц ПМЗ-А-750. Тогда же девять из них были презентованы наркому тяжелой промышленности СССР Серго Орджоникидзе. Его мотоцикл впечатлил, причем настолько, что он заключил: «Таких мотоциклов необходимо выпустить не менее полутора тысяч!». Это было втрое больше, чем планировалось произвести изначально. Всего же в период с 1934 по 1939 годы было построено 4636 мотоциклов.
ПМЗ-А-750 нарисовали даже на агитационных плакатах.
Вот только после того, как мотоцикл оказался на рынке — а производили его не только для Красной армии, но и для эксплуатации гражданскими — спрос на него упал довольно сильно. В реальных условиях у ПМЗ-А-750 был выявлен один довольно серьезный недостаток: регулятор опережения зажигания был слишком ненадежным, отчего система зажигания частенько давала сбои. Эта ситуация возникала практически повсеместно, отчего в народе придумали забавную расшифровку аббревиатуры модели — «Попробуй меня заведи!».
Оказалось, что и у столь передового мотоцикла были свои проблемы.
Среди других недостатков, которые отмечали владельцы у ПМЗ-А-750, были трудности в переключении передач, плохая балансировка модели, а также возникновение явления прогрессирующих вибраций переднего колеса. Причем, по данным редакции Novate.ru, иногда последние были настолько сильными, что водитель мог не удержать руль в руках, и мотоцикл попросту переворачивался.
История советского Харлея оказались недолгой.
Еще одним препятствием для приобретения ПМЗ-А-750 была его высокая стоимость: он был в среднем вдвое дороже, чем другие модели, которые были на тот момент представлены на рынке. Все эти проблемы и недостатки привели к тому, что «Советский Харлей» перестали производить в 1939 году, после чего он канул в забытье. Сегодня его проще увидеть в экспозициях музеев транспорта, чем даже у любителей мотоциклов.
0 комментариев