Зачем Советский Союз массово скупал венгерские «Икарусы», если своих было достаточно

Венгерские автобусы марки «Икарус» с 1970-х годов можно было увидеть на улицах всех крупных городов Советского Союза. Некоторые граждане даже ошибочно полагали, что эти автобусы делали где-то в СССР. В Союзе действительно делали немало автобусов, многие из которых были вполне себе неплохи. Вот и возникает вопрос: зачем СССР в принципе покупал автобусы, сделанные в другой стране?

План был отличным. Надежным, как швейцарские часы. Но его решили не придерживаться.

Во Второй мировой войне Венгрия выступала на стороне Третьего рейха. Когда война для немцев пошла «не так как планировалось», тогдашнее руководство Венгрии попыталось выскочить из дружной арийской компании и заключить сепаратный мир с СССР. Однако, это все эти начинания пресёк Третий рейх, по сути, организовав в Венгрии государственный переворот, посадив в руководство прямо своих людей.

В итоге до европейской страны добралась Красная армия. Еще до штурма Будапешта было сформировано временное правительство будущей республики. Когда война закончилась, в Венгрии были проведены выборы и на них с относительным большинством набрав 22% голосов победили местные коммунисты.

Одну войну сменила другая.

В 1946 году между СССР и США началась холодная война. План о разделение сфер влияния между Советском Союзом, Соединенными Штатами и Великобританией, сформированный Сталиным и Рузвельтом, отправился в помойку во многом из-за смерти последнего. Мир застыл в ожидании Третий мировой войны, а Советский Союз был вынужден поддерживать коммунистические режимы в тех обществах и государствах, где условия для социалистической революции еще и близко не созрели. Во многом именно по этой причине в 1956 году в Венгрии произойдет знаменитое антикоммунистическое восстание, которое будет подавлено войсками СССР.

Венгерское восстание. 1956 год.

К чему это все? К тому, что с 1946 по 1989 год Венгрия так или иначе оказалась в сфере влияния восточного социалистического блока. А так как «большевики» и «буржуи» мерялись не только танками и бомбами в странах третьего мира, но и обменивались протекционистскими мерами в торговле (экономике), страны, входившие в тот или иной военно-политический блок, были вынуждены тяготеть или к СССР, или к США.

Потому что эти страны обеспечивали своим патронам и перспективные рынки сбыта, и доступные кредиты. У них НАТО — у нас ОВД, у них МВФ — у нас СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) и так далее. Только страны третьего мира от Швеции до Замбии, и от Марокко до Индии сидели смотрели на все это безобразие и крутили пальцем у виска.

Примечание: понятие «Третий мир» изначально применялось не к экономически неразвитым странам, а к странам, открыто не присоединившихся ни к социалистическому, ни к западному блоку.

Мир треснул на две части.

А потому нет ничего удивительного в том, что автобусы из социалистической Венгрии в первую очередь оказывались в странах социалистического лагеря. Разработанная еще в 1966 году 260-ая серия автобусов «Икарус» в самой Венгрии заслуженно считается легендарной. В первую очередь автобусы шли в ГДР и СССР. Венгры, к слову, 260-ой серией очень гордятся.

Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть статью об «Икарусах» на какой-нибудь «Википедии», выбрав язык венгерский (Magyar). Именно этой статье администрация ресурса присвоила золотую звезду. 260-ые «Икарусы» действительно были хорошими машинами и поставлялись во многие страны. В 1980-е годы они даже продавались в Израиль!

Кто с кем дружит, то с тем и торгует.

Вот только в других капиталистических государствах были собственные производства автобусов. И местные власти прогибались под бизнес, который в силу объективных экономических интересов был вынужден защищать собственные производства, лоббируя соответствующие законы, санкции в отношении других производителей и манипулируя с тендерами.

Ну, а так как Венгрия была «советской», тамошние автобусы покупал СССР. И это было удобно со всех сторон. С одной стороны, торговля с союзной страной позволяла удержать на плаву тамошние производства, а значит и экономику. А где стабильная экономика, там и стабильный политический курс. С другой стороны, закупка «Икарусов» позволяла снять лишнюю нагрузку с отечественного производства и развивать что-нибудь еще.

 

источник

  • avatar
  • .
  • +12

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.