Виталий Маркелов, заместитель Председателя Правления ПАО «Газпром»:
УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ПАО «ГАЗПРОМ»July 30, 2022
На сегодняшний день компрессорная станция «Портовая» по техническим причинам может подавать в газопровод «Северный поток» не более 33 миллионов кубометров газа в сутки. В рабочем состоянии только один из шести основных газоперекачивающих агрегатов и горячий резерв такой же мощности.
Эта ситуация во многом связана с двигателями компании «Сименс» мощностью 52 МВт каждый. Они являются ключевым оборудованием газоперекачивающих агрегатов на компрессорной станции «Портовой».
Как уже говорилось, срок межремонтной наработки у двигателей «Сименс» составляет 25 тыс. часов. После этого требуется обязательный капитальный ремонт в заводских условиях. Это прямо установлено в графике технического облуживания газовых турбин Trent 60 для компрессорной станции «Портовая».
Мы отмечали, что к ремонтам двигателей всегда готовимся заблаговременно. Есть план-графики ремонта. Есть фонд подменных двигателей, которые заранее проходят капремонт. Заключен контракт, и он должен выполняться.
В декабре прошлого года двигатель «Сименс» с номером 073 был доставлен для ремонта на завод в Канаду. Мы рассчитывали получить его обратно еще в мае. Но до сих пор этот двигатель в Россию не вернулся. Из-за антироссийских санкций и без согласия «Газпрома» он был отправлен из Канады не в Россию, а в Германию.
В этой связи вынуждены обратить внимание, что поставка газотурбинного двигателя из Канады в Германию не соответствует условиям контракта. Если бы поставка осуществлялась из Канады напрямую в Россию, как это изначально предполагалось, то нам не пришлось бы оценивать влияние санкций ЕС и учитывать возможные риски, связанные с блокировкой и арестом двигателя на территории стран ЕС.
Так как поставщиком по контракту является английская компания Industrial Turbine Company Limited, то к ней применимы требования английского законодательства, и мы вынуждены оценивать санкционные ограничения, установленные Великобританией.
Кроме того, в очередной раз обращаю внимание, что разрешение, предоставленное канадскими властями, не учитывает условий действующего контракта и выдано в адрес компании Siemens Energy Canada Limited, с которой у нас нет контрактных отношений.
Дополнительные опасения вызывает риск нарушения условия канадского разрешения о поставке двигателя в Германию, а не в Россию. Если конечной точкой поставки будет являться Россия, то, полагаем, что канадские власти могут усмотреть в этом нарушение или обход своего условия, и на этом основании отозвать выданное разрешение. Это сделает невозможным последующий ремонт других двигателей на территории Канады.
Далее. В отсутствие официальных разъяснений Европейской Комиссии по вопросам применения санкций нет ясности, что ремонт и транспортировка таких газотурбинных двигателей не подпадет под экспортные ограничения по причине санкций, в частности под положения Регламента ЕС 833/2014 (со всеми изменениями и дополнениями), устанавливающие, что «поставка, передача, продажа и экспорт прямо или косвенно газотурбинных двигателей, технологий и других товаров, указанных в санкционных списках, в Россию или для использования в России запрещены».
Следовательно, в целях исключения описанных рисков требуется официальные разъяснения и разрешения от властей ЕС и Великобритании, которые допускали бы капитальный ремонт и техническое обслуживание всех двигателей, которые используются на КС «Портовая».
Вчера мы получили материалы от Федерального ведомства экономики и экспортного контроля Германии. Получателем двигателя указан «Газпром трансгаз Санкт-Петербург», но как дочерняя компания ПАО «Газпром нефть». Это явная ошибка: компания «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» – это дочернее общество «Газпрома».
Предоставленные документы от властей Германии никак не затрагивают вопрос о возможности ремонта и сервисного обслуживания со стороны компании «Сименс Энерджи» в отношении других двигателей для КС «Портовая» в условиях действующих санкций ЕС и Великобритании.
Вместе с тем, капитальный ремонт таких двигателей, а также устранение выявленных технических проблем, является критически необходимым для восстановления нормальной работоспособности КС «Портовая».
С апреля готов к оправке на завод «Сименс» в Канаду еще один двигатель с номером 072.
Помимо этого, еще в июне и в июле выработали межремонтный ресурс, то есть 25 тыс. часов, двигатели с номерами 074 и 121. По ним нам Ростехнадзор выдал предостережение о запрете эксплуатации по достижению наработки до ремонта. Соответственно, они тоже должны пройти заводской ремонт. Сроки проведения капитального ремонта двигателей имеют критическое значение для работы КС «Портовая» и газопровода «Северный поток». И это особенно важно для поставок газа в предстоящем осенне-зимнем периоде.
Другими словами, на сегодняшний день нет полного пакета документов, которые разрешают транспортировку и ремонт двигателей.
Второй блок проблемных вопросов – это неисправные двигатели с номерами 075, 076 и 120. Их сервисное обслуживание должно происходить непосредственно с участием специалистов «Сименс». По этим двигателям в мае-июне было зафиксировано 11 аварийных отказов. Сейчас они в состоянии вынужденного простоя.
Снятие ограничений, в том числе по предписанию Ростехнадзора, допустимо только когда производитель, то есть компания «Сименс», устранит неисправности для восстановления безопасной и надежной эксплуатации двигателей для КС «Портовая» в соответствии со всеми применимыми требованиями законодательства Российской Федерации.
Мы неоднократно обращались по этому поводу в российское представительство компании «Сименс». Отправили 10 писем. Компанией «Сименс» устранено не более четверти выявленных неисправностей. По остальным, к сожалению, мы так и не получили конструктивных и достаточных предложений по восстановлению безопасности и надежности этих двигателей в соответствии со всеми применимыми требованиями законодательства Российской Федерации.
Обращаю внимание, что у компании «Сименс» нет никаких ограничений доступа на КС «Портовая» и есть все возможности для выполнения сервисных работ. Мы с нетерпением ожидаем приезда их специалистов на компрессорную станцию.
Такое положение дел вызывает у нас всё большую озабоченность. Сегодня мы направили в «Сименс» очередное обращение и призываем их к скорейшему решению всех накопившихся проблем.
Таким образом, суммируя сказанное, вынуждены констатировать, что европейские партнеры обвиняют «Газпром» в том, что мы необоснованно сокращаем поставки газа в Европу. Но все ровно наоборот. Это они не выполняют обязательств, подчеркиваю, контрактных обязательств по обслуживанию КС «Портовая». Призываем их в кратчайшие сроки решить их собственные проблемы и тогда ситуация с поставками газа на европейский рынок сразу же нормализуется.
Кстати, часть нашей переписки с партнерами будет скоро опубликована.
Мир облетели эффектные кадры: канцлер Германии Олаф Шольц на фоне злосчастной турбины производства Siemens для «Северного потока-1». Он, как и обещал, оперативно ее осмотрел и пришел к выводу, что оборудование исправно и готово к отправке в Российскую Федерацию. Более того, учитывая современный уровень технического развития, оно может быть доставлено по месту назначения в кратчайшие сроки. И главное, что санкции на все это не распространяются, то есть каких-либо юридических препятствий для возвращения агрегата в строй также нет.
Здесь явно прослеживается намек на то, что дело не турбине, а в большой политике. Берлин это понимает, и российской стороне как бы предлагается определиться, будет она поставлять газ или использовать его как козырь в большом торге. Также глава кабмина ФРГ отверг возможность запуска «Северного потока-2». Этот вариант в последнее время активно обсуждается, но, видимо, напрасно. Господин Шольц при этом дает понять, что лично он и его страна готовы к самому негативному сценарию, то есть к прекращению поставок. И даже атомные станции, возможно, вернутся в эксплуатацию вслед за угольными.
Ответ из Москвы пришел немедленно, причем на уровне Кремля. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков проявил чрезвычайную осведомленность в делах хозяйствующих субъектов и наглядно объяснил, почему турбину не забирают и что именно не так с сопроводительной документацией.
Представитель Кремля Дмитрий Песков:
«Газпром» как поставщик, как собственник этой турбины просто обязан был получить документы о том, что это не санкционный товар, и документы о техническом состоянии. Пока этих документов нет, насколько мы знаем.
Между тем бывший канцлер Германии и главный лоббист газовых проектов России Герхард Шрёдер официально завершил свою миссию в РФ. Итоги сложно назвать успешными, тем не менее он представил свое видение ситуации не только по газу, но и в целом по украинским событиям. Хотя, вернее будет сказать, что он ретранслировал российскую позицию со своими яркими вставками.
Что касается энергетики, бывшим западным партнерам следует оставить попытки практически в буквальном смысле давить на российский газ — пытаться как-то ограничивать работу «Газпрома» и его подразделений. Иными словами, все должно быть, как раньше, например, как в прошлом году. Также Шрёдер предложил некую интерпретацию Минских соглашений, мол, можно было бы превратить Украину в Швейцарскую конфедерацию, а Донбасс и другие регионы были бы кантонами.
Вывод очень простой: Россия призывает Запад именно к большим переговорам, дабы решить проблему в комплексе.
Бывшие партнеры готовы говорить исключительно о частностях. Вот зерно, вот турбина, вот газ, а в остальном говорите с Киевом. Последний не торопится этого делать, и поставки западного оружия на Украину, в том числе и немецкого, активно продолжаются. Собственно, возвращаясь к газу, очень похоже, что турбина задержится в городе Мюльхайм-ан-дер-Рур. Что касается Шольца, похоже, он свой выбор сделал: уступать намерен лишь в частностях, а не в целом. А дальше ждем похолодания в прямом смысле этого слова — зима-то уже не за горами.
Однажды в студеную, зимнюю пору
Зашел я в Европу, был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Урсула, несущая хворосту воз.
— Откуда дровишки? — спросил я глумливо
— Вы все тут озябли, как я погляжу.
— Откуда дровишки? — «Из Польши вестимо;
Шольц яблони рубит, а я уношу»…
13 комментариев
— Это фото не подходит
— Нужны оригиналы, чтобы мы сделали скан
— Вы не оплатили госпошлину, срок прежней истек
— Это не полный пакет документов — не хватает справки о подтверждении подлинности справки, заверенной у нотариуса
— Масса товара превышает допустимый разрешенный по вашей заявке. Нужно переоформить заказ
— Вы не успели подать заявку вовремя. Теперь ждите ближайшую свободную дату
— Где турбину получали, в то отделение и идите
Газпром уворачивается от подставы лютой.
УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ПАО «ГАЗПРОМ»July 30, 2022
На сегодняшний день компрессорная станция «Портовая» по техническим причинам может подавать в газопровод «Северный поток» не более 33 миллионов кубометров газа в сутки. В рабочем состоянии только один из шести основных газоперекачивающих агрегатов и горячий резерв такой же мощности.
Эта ситуация во многом связана с двигателями компании «Сименс» мощностью 52 МВт каждый. Они являются ключевым оборудованием газоперекачивающих агрегатов на компрессорной станции «Портовой».
Как уже говорилось, срок межремонтной наработки у двигателей «Сименс» составляет 25 тыс. часов. После этого требуется обязательный капитальный ремонт в заводских условиях. Это прямо установлено в графике технического облуживания газовых турбин Trent 60 для компрессорной станции «Портовая».
Мы отмечали, что к ремонтам двигателей всегда готовимся заблаговременно. Есть план-графики ремонта. Есть фонд подменных двигателей, которые заранее проходят капремонт. Заключен контракт, и он должен выполняться.
В декабре прошлого года двигатель «Сименс» с номером 073 был доставлен для ремонта на завод в Канаду. Мы рассчитывали получить его обратно еще в мае. Но до сих пор этот двигатель в Россию не вернулся. Из-за антироссийских санкций и без согласия «Газпрома» он был отправлен из Канады не в Россию, а в Германию.
В этой связи вынуждены обратить внимание, что поставка газотурбинного двигателя из Канады в Германию не соответствует условиям контракта. Если бы поставка осуществлялась из Канады напрямую в Россию, как это изначально предполагалось, то нам не пришлось бы оценивать влияние санкций ЕС и учитывать возможные риски, связанные с блокировкой и арестом двигателя на территории стран ЕС.
Так как поставщиком по контракту является английская компания Industrial Turbine Company Limited, то к ней применимы требования английского законодательства, и мы вынуждены оценивать санкционные ограничения, установленные Великобританией.
Кроме того, в очередной раз обращаю внимание, что разрешение, предоставленное канадскими властями, не учитывает условий действующего контракта и выдано в адрес компании Siemens Energy Canada Limited, с которой у нас нет контрактных отношений.
Дополнительные опасения вызывает риск нарушения условия канадского разрешения о поставке двигателя в Германию, а не в Россию. Если конечной точкой поставки будет являться Россия, то, полагаем, что канадские власти могут усмотреть в этом нарушение или обход своего условия, и на этом основании отозвать выданное разрешение. Это сделает невозможным последующий ремонт других двигателей на территории Канады.
Далее. В отсутствие официальных разъяснений Европейской Комиссии по вопросам применения санкций нет ясности, что ремонт и транспортировка таких газотурбинных двигателей не подпадет под экспортные ограничения по причине санкций, в частности под положения Регламента ЕС 833/2014 (со всеми изменениями и дополнениями), устанавливающие, что «поставка, передача, продажа и экспорт прямо или косвенно газотурбинных двигателей, технологий и других товаров, указанных в санкционных списках, в Россию или для использования в России запрещены».
Следовательно, в целях исключения описанных рисков требуется официальные разъяснения и разрешения от властей ЕС и Великобритании, которые допускали бы капитальный ремонт и техническое обслуживание всех двигателей, которые используются на КС «Портовая».
Вчера мы получили материалы от Федерального ведомства экономики и экспортного контроля Германии. Получателем двигателя указан «Газпром трансгаз Санкт-Петербург», но как дочерняя компания ПАО «Газпром нефть». Это явная ошибка: компания «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» – это дочернее общество «Газпрома».
Предоставленные документы от властей Германии никак не затрагивают вопрос о возможности ремонта и сервисного обслуживания со стороны компании «Сименс Энерджи» в отношении других двигателей для КС «Портовая» в условиях действующих санкций ЕС и Великобритании.
Вместе с тем, капитальный ремонт таких двигателей, а также устранение выявленных технических проблем, является критически необходимым для восстановления нормальной работоспособности КС «Портовая».
С апреля готов к оправке на завод «Сименс» в Канаду еще один двигатель с номером 072.
Помимо этого, еще в июне и в июле выработали межремонтный ресурс, то есть 25 тыс. часов, двигатели с номерами 074 и 121. По ним нам Ростехнадзор выдал предостережение о запрете эксплуатации по достижению наработки до ремонта. Соответственно, они тоже должны пройти заводской ремонт. Сроки проведения капитального ремонта двигателей имеют критическое значение для работы КС «Портовая» и газопровода «Северный поток». И это особенно важно для поставок газа в предстоящем осенне-зимнем периоде.
Другими словами, на сегодняшний день нет полного пакета документов, которые разрешают транспортировку и ремонт двигателей.
Второй блок проблемных вопросов – это неисправные двигатели с номерами 075, 076 и 120. Их сервисное обслуживание должно происходить непосредственно с участием специалистов «Сименс». По этим двигателям в мае-июне было зафиксировано 11 аварийных отказов. Сейчас они в состоянии вынужденного простоя.
Снятие ограничений, в том числе по предписанию Ростехнадзора, допустимо только когда производитель, то есть компания «Сименс», устранит неисправности для восстановления безопасной и надежной эксплуатации двигателей для КС «Портовая» в соответствии со всеми применимыми требованиями законодательства Российской Федерации.
Мы неоднократно обращались по этому поводу в российское представительство компании «Сименс». Отправили 10 писем. Компанией «Сименс» устранено не более четверти выявленных неисправностей. По остальным, к сожалению, мы так и не получили конструктивных и достаточных предложений по восстановлению безопасности и надежности этих двигателей в соответствии со всеми применимыми требованиями законодательства Российской Федерации.
Обращаю внимание, что у компании «Сименс» нет никаких ограничений доступа на КС «Портовая» и есть все возможности для выполнения сервисных работ. Мы с нетерпением ожидаем приезда их специалистов на компрессорную станцию.
Такое положение дел вызывает у нас всё большую озабоченность. Сегодня мы направили в «Сименс» очередное обращение и призываем их к скорейшему решению всех накопившихся проблем.
Таким образом, суммируя сказанное, вынуждены констатировать, что европейские партнеры обвиняют «Газпром» в том, что мы необоснованно сокращаем поставки газа в Европу. Но все ровно наоборот. Это они не выполняют обязательств, подчеркиваю, контрактных обязательств по обслуживанию КС «Портовая». Призываем их в кратчайшие сроки решить их собственные проблемы и тогда ситуация с поставками газа на европейский рынок сразу же нормализуется.
Кстати, часть нашей переписки с партнерами будет скоро опубликована.
Отсель
Мир облетели эффектные кадры: канцлер Германии Олаф Шольц на фоне злосчастной турбины производства Siemens для «Северного потока-1». Он, как и обещал, оперативно ее осмотрел и пришел к выводу, что оборудование исправно и готово к отправке в Российскую Федерацию. Более того, учитывая современный уровень технического развития, оно может быть доставлено по месту назначения в кратчайшие сроки. И главное, что санкции на все это не распространяются, то есть каких-либо юридических препятствий для возвращения агрегата в строй также нет.
Здесь явно прослеживается намек на то, что дело не турбине, а в большой политике. Берлин это понимает, и российской стороне как бы предлагается определиться, будет она поставлять газ или использовать его как козырь в большом торге. Также глава кабмина ФРГ отверг возможность запуска «Северного потока-2». Этот вариант в последнее время активно обсуждается, но, видимо, напрасно. Господин Шольц при этом дает понять, что лично он и его страна готовы к самому негативному сценарию, то есть к прекращению поставок. И даже атомные станции, возможно, вернутся в эксплуатацию вслед за угольными.
Ответ из Москвы пришел немедленно, причем на уровне Кремля. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков проявил чрезвычайную осведомленность в делах хозяйствующих субъектов и наглядно объяснил, почему турбину не забирают и что именно не так с сопроводительной документацией.
Представитель Кремля Дмитрий Песков:
«Газпром» как поставщик, как собственник этой турбины просто обязан был получить документы о том, что это не санкционный товар, и документы о техническом состоянии. Пока этих документов нет, насколько мы знаем.
Между тем бывший канцлер Германии и главный лоббист газовых проектов России Герхард Шрёдер официально завершил свою миссию в РФ. Итоги сложно назвать успешными, тем не менее он представил свое видение ситуации не только по газу, но и в целом по украинским событиям. Хотя, вернее будет сказать, что он ретранслировал российскую позицию со своими яркими вставками.
Что касается энергетики, бывшим западным партнерам следует оставить попытки практически в буквальном смысле давить на российский газ — пытаться как-то ограничивать работу «Газпрома» и его подразделений. Иными словами, все должно быть, как раньше, например, как в прошлом году. Также Шрёдер предложил некую интерпретацию Минских соглашений, мол, можно было бы превратить Украину в Швейцарскую конфедерацию, а Донбасс и другие регионы были бы кантонами.
Вывод очень простой: Россия призывает Запад именно к большим переговорам, дабы решить проблему в комплексе.
Бывшие партнеры готовы говорить исключительно о частностях. Вот зерно, вот турбина, вот газ, а в остальном говорите с Киевом. Последний не торопится этого делать, и поставки западного оружия на Украину, в том числе и немецкого, активно продолжаются. Собственно, возвращаясь к газу, очень похоже, что турбина задержится в городе Мюльхайм-ан-дер-Рур. Что касается Шольца, похоже, он свой выбор сделал: уступать намерен лишь в частностях, а не в целом. А дальше ждем похолодания в прямом смысле этого слова — зима-то уже не за горами.
Зашел я в Европу, был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Урсула, несущая хворосту воз.
— Откуда дровишки? — спросил я глумливо
— Вы все тут озябли, как я погляжу.
— Откуда дровишки? — «Из Польши вестимо;
Шольц яблони рубит, а я уношу»…
В палатках там жили урсула и шольц
«Ну что, помогли вам из Польши поленья?»
«Да, туркам загнали, за право тут жить».