Ядерный ассенизатор: необычная судьба теплохода, убиравшего за атомными ледоколами СССР
Еще в те годы, когда первый в мире атомный ледокол «Ленин» стоял на сборочном стапеле, его разработчики пришли к выводу, что ему нужно судно сопровождения.
Ядерное топливо работает долго, но не бесконечно. Рано или поздно его надо выгружать, а вместо него загружать новое – и кто-то должен привезти второе и вывезти первое.
Выбор пал на сухогруз «Лепсе» – старичок со сложной судьбой, построенный еще в довоенные годы, потопленный в ходе военных действий и поднятый из глубин после Великой Отечественной войны. Атомщикам он понравился примечательно прочным корпусом, дававшим надежную защиту для ядерных отходов.
Уборщик за атомными ледоколами
Так в 1961 году «Лепсе» получил новую работу в качестве плавбазы перезарядки реакторов атомных ледоколов. 2 года спустя он выполнил первую перезарядку «Ленина», а всего за 20 лет службы выполнил 14 перезарядок.
В том числе, он участвовал в ликвидации аварий в реакторном отсеке первого атомного ледокола в 1965-1967 гг., забирая радиоактивную воду и разрушенные элементы реактора.
На «Ленине» в 1965-1967 годах произошла череда аварий в реакторном отсеке.
Авария: как «Маяк», но на море
С годами отработавшие топливные элементы и радиоактивная вода все больше заполняли его грузовые отсеки, пока в 1984-м авария не случилась с ним самим: в Карском море теплоход попал в сильный шторм и жидкие отходы выплеснулись в трюм. Вычистить радиацию так и не удалось.
На тот момент на борту «Лепсе» было 639 тепловыделяющих сборок с отходами, частью поврежденные. А всего на судне хранилось почти полтонны урана-235, плутония-239 и продуктов их распада, так что его активность была сравнима с радиацией при знаменитой аварии на заводе «Маяк» в 1957 году.
Утилизация длиной в 30 лет
Через 2 года Компартия приняла решение об утилизации теплохода. Но со сложной и опасной операцией долго тянули, так что она от руководства СССР перешла к правительству независимой России. Теплоход продолжал стоять на приколе, ржавея и становясь все более опасным.
Лишь в 2011 году утилизация, наконец, началась. С «Лепсе» постепенно вывозили ядерные отходы, а затем и само судно вывели на стапель и начали разрезать, начиная с менее «фонящих» частей – надстройки, машинного отделения и носа. Год назад, в ноябре 2023 года, этот сложный проект, наконец, завершился, и теперь его останки хранятся в безопасном береговом хранилище.
0 комментариев