Почему телебашни в Останкино и на Шаболовке такие разные
Самое удивительное отличие двух башен – это даже не их форма, а вес. Останкинская телебашня имеет высоту 540 м и весит 55000 тонн. Шаболовская примерно в три раза меньше, 160 м, а весит… трудно поверить, но она легче в 200 раз. В двести, Карл!
Шуховская башня на Шаболовке — чудо советского рационализма
Шаболовская башня изначально создавалась для радиотрансляций. Время строительства было трудное: в 1919 году Советская Россия увязла в Гражданской войне. Москва, как и другие города, страдала от разрухи и голода.
Чтобы обеспечить эффективное управление, правительству нужна была мощная радиостанция с высокой передающей точкой. Ее строительство поручили инженеру Владимиру Шухову, гениальному создателю ажурных стальных конструкций, прочных и легких.
Главная проблема была даже не в людях, а в материалах. Башню на Шаболовке строили буквально из металлолома: строители разбирали старые цеха и мосты, а материалы без переплавки использовали для сборки стальных ферм башни. Качество стали было отвратительным, из-за чего в 1921 году одна из секций подломилась, вся конструкция сложилась и возводить ее пришлось заново. Шухова чуть не расстреляли.
Учитывая плачевное состояние снабжения и отсутствие техники, инженер разработал конструкцию, состоящую из девяти гиперболоидов, поставленных друг на друга, каждый следующий меньше предыдущего. По изначальному проекту, высота новой советской башни должна была стать 350 м – чуть выше Эйфелевой башни в Париже. При этом она бы весила 2200 тонн, против 7300 тонн детища Гюстава Эйфеля.
Даже такого скромного количества металла правительство не могло дать, и проект пришлось переработать. Число гиперболоидов Шухов уменьшил до шести, а высоту башни до 160 м. Зато теперь на нее было нужно всего 240 тонн стали. Возводили ее вручную – вся техника строителей состояла из 9 деревянных кранов и нескольких лебедок. Даже с учетом аварии и примитивности технологий, строители уложились в 3 года.
Шаболовская башня, она же Шуховская – пожалуй, лучший образец архитектурного стиля «советский рационализм». Ни в одном другом сооружении он не выражен столь же ярко.
Останкинская телебашня — секрет в биомимикрии
Когда в 1953 году Всесоюзный радиокомитет объявил конкурс на строительство новой телебашни вместо Шаболовской, советские инженеры поначалу вновь обратились за вдохновением к Эйфелевой башне. Конкурс на архитектурный проект выиграл Киевский проектный институт, предложивший соорудить башню, подобную французской.
Но эта идея не всем нравилась. Один из членов комиссии, специалист по бетонным конструкциям Николай Никитин, неожиданно в обход конкурса предложил сделать башню из полого бетона, которую бы удерживали натянутые внутри стальные канаты.
Эта идея не была новой. В 1930-х годах в Советском Союзе готовились строить ветряную электростанцию на горе Ай-Петри в Крыму. Ее создатель Юрий Кондратюк одним из первых предложил применить конструкцию из бетона и тросов для опоры ветрогенератора.
Позже идею подхватили в Германии. Убеждая коллег в здравости своей идеи, Никитин упомянул, как 2 года назад в Штутгарте был успешно реализован подобный проект, хотя и меньшей высоты.
Предложение приняли. Автор нового проекта всего за одну ночь разработал общий проект с расширяющимся основанием – по его словам, прообразом для него был перевернутый цветок лилии. Внутри нее натянуты 149 тросов, обеспечивающих ей гибкость и прочность.
Останкинская башня, строительство которой завершилось в 1967 году, стала не только самым высоким сооружением в мире, но и прообразом для многих других телебашен и высотных зданий, построенных следом за ней. Взять хотя бы ресторан и смотровую площадку на огромной высоте – они теперь есть практически во всех телебашнях более поздней постройки, включая знаменитые башни в Токио, Шанхае и Торонто.
0 комментариев