Как современный Индиана Джонс сумел вернуть в музей похищенную 3 года назад картину Ван Гога
Похищение картин и вообще предметов искусства – настоящая беда для музеев и частных собраний. Статистика гласит: лишь одна десятая из украденных экспонатов возвращается на свое законное место и продолжает радовать глаз своих владельцев и всего мира.
Вот и нидерландский музей Гронинген, уже было отчаявшийся вернуть пропавшую картину Ван Гога, попал в число счастливчиков: в сентябре этого года произведение таинственным образом изменило свое нелегальное положение и снова собирается – после некоторой реставрации – украсить постоянную экспозицию музея. Вот как было дело.
Похищение
30 марта 2020 года, в день рождения Винсента Ван Гога, вор разбил стеклянные двери Музея Сингер Ларен в Северной Голландии, где временно находилась картина. В то время европейцы сидели по домам из-за пандемии короновируса, и музей был закрыт. Стояла ночь, было 3 часа 15 минут, когда некто схватил картину и, прежде чем по сигналу тревоги на место происшествия прибыла полиция, скрылся на мотоцикле.
Музей Сингер-Ларен в Голландии.
Поиски преступника ничего не дали. К делу был подключен Артур Бранд – детектив, специализирующийся на розыске предметов искусства. В его послужном списке значилось обнаружение и возвращение уже нескольких особенно ценных экспонатов из числа похищенных – картина Пикассо, кольцо, принадлежавшее Оскару Уайльду. У Бранда была репутация этакого Индианы Джонса из мира искусства.
«Сад священника в Нюэнене весной».
В июне детектив получил странное послание, фото украденной картины, снятой рядом с газетой «Нью-Йорк Таймс» от 30 мая. А в апреле 2021 года, через год, полиция задержала похитителя, а потом и организатора кражи.
Вот только привести следователей к картине было некому: где находилось на тот момент произведение, задержанные не знали. Впрочем, дело это обычное – часто в банде перемещают похищенное втайне от непосредственных исполнителей. Виновные получили свои сроки и назначенные суммы компенсаций и штрафов, а поиски картины по-прежнему оставались безуспешными.
История создания и обнаружения картины
«Сад священника в Нюэнене весной», а именно такое название носит похищенная в 2020 году картина, – произведение, написанное Ван Гогом в мае 1884 года, в тот относительно недолгий период, когда он приехал пожить в родительском доме.
Он создал несколько видов сада пасторского дома в разные сезоны. На холсте размером 25 на 57 см художник изобразил сад, обнесенный стеной, на дальнем плане – руины церкви, ближе – фруктовые деревья, изгородь, дорожки и женскую фигуру – все в зеленых и коричневых тонах, типичных для раннего Ван Гога.
Тот же сад в Нюэнене, написанный Ван Гогом зимой.
В тот период художник создал несколько рисунков и картин, изображающих сад священника. Спустя полтора года Ван Гог переехал в Антверпен, а оттуда – в Париж. За двухлетний период в Нюэнене было создано около двухсот новых работ.
Что касается «Сада весной», с 1962 года он находился в коллекции Музея Гронингена, пока не отправился на временную выставку в Ларен, чтобы оттуда пропасть на три с половиной года. И вот тогда, когда уже надежды на возвращение картины не оставалось, объявился какой-то неизвестный мужчина, который приехал прямо к Артуру Бранду, чтобы передать ему холст.
А вот «летний» вариант того же вида был утрачен — картина сгорела в пожаре в Роттердаме во время Второй мировой войны.
В простой синей сумке Икеа, без рамки, завернутая в пупырчатую пленку и засунутая в наволочку вместе с подушкой, картина, тем не менее, оказалась целой и в достаточно хорошем состоянии. Она отправилась на несколько месяцев к реставраторам – несколько небольших царапин все же были замечены.
Доставивший картину человек, по договоренности с Брандом, задержан не был, так как не имел, судя по всему, никакого отношения к краже.
Неприятности от похищенных шедевров
В этом случае все завершилось хорошо – целая проблема похищения ценных картин из небольших музеев, в которых не приняты нужные меры безопасности, довольно серьезна.
В таких случаях становится довольно просто украсть произведение – всего пара килограммов веса стоимостью в несколько миллионов долларов многим криминальным элементам представляются достаточным поводом взяться за «работу».
Картина Ван Гога вернулась в число экспонатов музея Гронингена.
Но специалисты говорят, что часто такая добыча превращается во что-то вроде горячей картошки, от которой каждый пытается поскорее избавиться, перебросив другому. Продать украденную картину почти невозможно – покупатель будет знать об истории ее выхода на рынок; заказчики разовых операций тоже нередко оказываются перед проблемой сбыта опасного шедевра.
Часто украденная картина сулит новым владельцам сплошные неприятности. И все-таки возвращают такие предметы искусства довольно редко.
0 комментариев