Шедевр страха: почему "Звонок" (2002) считается великим ужасом XXI века
Речь пойдёт о фильме “Звонок”. Перед прочтением я советую посмотреть сам фильм, а также «Звонок 2» (2005) и «Звонки» (2017), всё будет более понятным.
Фильм “Звонок” вышел на экраны ещё в дремучем для многих 2002 году. Для того, чтобы понимать, какую роль вообще сыграл этот фильм, нужно учесть два факта:
- Жанр ужасов увидел огромный спад после ряда франшиз-слэшеров по типу “Хэллоуина” или “Пятницы 13-е”. Я скажу сейчас абсолютно без преувеличения, но идея создания целых серий фильмов в жанре слэшер просто ужасна. Тут можно конечно очень долго спорить на эту тему, затрагивая, например, экшн или динамику сюжета как плюсы подобного кино, но моё мнение останется прежним. Это просто заработок денег без явного намёка на развитие персонажей или проявления антагонизма в другом лице. И это первое, о чём я хочу сказать, обговаривая жанр ужасов в целом до появления “Звонка”.
- Второе – это особый акцент фильмов про сверхъестественное на религии. Преимущественно речь идёт именно о христианстве. Просто вспомните легендарный “Омен” (1976) или “Изгоняющий дьявола” (1973). И это я в целом беру наиболее известное кино. Хотя можно и возразить, сказав, например, про “Оно” (1990) по Стивену Кингу. Но это скорее исключение. Ну и уточнить то, что сам фильм в своё время был не настолько популярен, да и собрал не такую большую сумму, явно не будет лишним. Также сам Стивен Кинг почти не акцентировал своё внимание на религии в своих произведениях, эту характеристику в полной мере унаследовали и экранизации.
Уже в 1991 году в свет вышла японская книга автора Кодзи Судзуки под названием “Звонок”. Затем, в 1995 году выходит вторая часть – “Спираль”. В 1998 году – “Петля”. Ну и в 1999 – “Рождение”. Четыре части одного большого романа описывали историю Садако Ямамуры, девушки, изнасилованной и сброшенной в колодец из-за личной ненависти. Моя главная цель обзора – это фильм 2002 года, поэтому я сейчас не буду сильно зацикливаться на романе. Но о нём мне стоит сказать две очень важные вещи.
Во-первых, он частично был основан на японской легенде о десяти фамильных тарелках, на которой я сейчас не буду останавливаться. Из этого просто следует то, что фильм делает акцент на вере в японских духов типа онрё, юрэй и прочих, а не на христианстве (в Азии оно не было популярно).
Во-вторых, сюжет книг вышел таким запутанным, что почти никто не стал заморачиваться с дотошными экранизациями. Прочитайте хотя бы вторую книгу частями, сразу станет понятно, почему данное произведение почти нечитабельно для западного зрителя. Книги – это очень хорошо. Они стали популярными в Японии, но за её пределами сильного фурора не произвели.
В 1995 году выходит первая экранизация книги. Фильм не показывают в кинотеатрах, он просто выходит на телевидение. О нём сейчас вообще мало кто помнит, хотя полная версия есть в интернете в свободном доступе. Всё меняется несколько позже. В 1998 на экраны выходит легендарный фильм “Звонок” (Ringu). Он является экранизацией книги Кодзи Судзуки 1991 года. Режиссёром этого проекта стал Хидео Накато.
В 1999 году на экраны вышла вторая часть, а в 2000 году – экранизация “Рождения”. Парадоксально то, что за третью часть романа вообще никто не взялся. Её сюжет показался всем таким запутанным, что на неё все забили. Фильм 1998 года стал уже куда более популярен. В Японии он получил просто бешеную известность. Ну а что же касается всего мира? Японский кинематограф дотуда почти не доходил. Главным местом всех киноделов был Голливуд. Именно там вышел один из лучших фильмов ужасов.
В 2002 году студия “DreamWorks Pictures”, которая сейчас популярна скорее детскими мультфильмами, нежели фильмами ужасов, выпускает фильм “Звонок”, который является ремейком на одноимённый японский фильм 1998 года, о нём я сказала ранее. Режиссёром данного творения становится Гор Вербински. Уже в 2003 году он будет режиссировать первую часть “Пиратов Карибского Моря”.
Фильм имеет очень хорошую рекламную кампанию. По городам разбрасывают видеокассеты с проклятой записью, которая имеет очень большое значение для сюжета. Актёрский состав тоже неплох. Например, главные роли играют Наоми Уоттс и Мартин Хендерсон. Первую вы можете знать по фильму “Малхолланд Драйв” Дэвида Линча 2001 года, а второй был не очень известен на тот момент. Хендерсон получил свою популярность преимущественно за счёт успеха “Звонка”. Каких-то очень известных актёров в фильме не было, если не считать Наоми Уоттс. Остальные прошли кастинг из-за своего мастерства, этот фильм стал для них ни чем иным, как началом неплохой карьеры.
Фильм так же имеет некоторые особенности в техническом плане. Во всё время съёмок шёл дождь, поэтому картина получилась очень депрессивной. То же касается и цветовых тонов фильма. Они были болотно-зелёными. Схожая особенность будет у фильма “Репотраж” (2007) и у “Искателей могил” (2010). Цветовой гамме до этого вообще не уделялось почти никакого внимания в хоррорах. Она была просто тёмных тонов.
Но этот фильм в этом плане вышел далеко вперёд. Это очень сильно должно было усиливать эффект саспенса. Из-за пасмурности у персонажей попросту нет теней, солнца почти нигде не видно. Это ещё ода классная особенность фильма. Персонажи будто парят, они выглядят неестественно. Важно отметить и название самого фильма. “Ring” – это не только “звонок”, это ещё и “кольцо”. Сцен с белым кольцом, изображающим проникающий в колодец свет, было очень много, они были некими пасхалками во время всего просмотра.
Но что вообще можно сказать о самом сюжете? Он известен почти всем. Но я продублирую. Журналистка Рейчел Келлер узнаёт о загадочной смерти своей племянницы, после чего начинает своё расследование, чтобы докопаться до истины. Племянница погибла крайне странным образом от некой проклятой видеокассеты. После её просмотра звонит телефон и детский жуткий голос говорит: “Семь дней”. Через семь дней человек просто погибает. Рейчел ручается поддержкой своего бывшего – Ноа.
Она находит саму видеокассету и узнаёт историю Самары Морган – главной антагонистки всей франшизы. В возрасте восьми лет мать сбросила её в колодец, так как не могла справиться с её экстрасенсорными способностями. Самара пробыла в холодной воде семь дней, после чего умерла. Её дух вернулся и начал мстить матери, доведя её до самоубийства. И в общем-то это всё. Сама Рейчел делает копию кассеты и даёт её Ноа. Посмотрев копию, человек просто перенимает на себя проклятье. В конце фильма Самара Морган убивает Ноа. Да, это та самая легендарная финальная сцена из фильма.
Если сравнивать с японским фильмом, то разница просто на глаза. Там сюжет был слишком запутанным. Здесь всё проще. Просто проклятье, просто борьба с ним. Ну и антагонистка в лице Самары и её кассеты. За это можно бы и критиковать фильм, но я не буду. Да, он отошёл от канона достаточно сильно.
Но и в этом определённый плюс. Кино стало куда более смотрибельным для массовости. Поэтому и японский оригинал сейчас смотрят разве что любители японского кино в целом, интересующиеся и искатели сути в фильмах, которые их все подробно изучают. Большинство же знают именно американский ремейк. Сюжет простой, а значит он несложный для восприятия и просмотра. Многие аспекты фильма скрыты за пеленой последовательного сюжета. Я же постараюсь докопаться до смысла в происходящем.
Большее внимание мне бы хотелось уделить конкретным деталям. Это сама история Самары и её влияние на других после смерти. Мать просто не смогла справиться с ребёнком. По сюжету японского фильма в Садако вселился демон, а вот американский ремейк почти никак не поднимает тему превращения девочки в мстящего всем монстра. В конце фильма Рейчел произносит достаточно важные слова, которые имеют определённый смысл и открывают нам вид на историю девочки с совсем другой стороны.
Она сказала: «Самара просто хотела, чтобы её услышали»… Душераздирающий момент. И я посмотрела на всю историю под другим углом. Также я обратила внимание на то, что Самара Морган контактировала с Эйданом Келлером (сыном Рейчел) значительно больше, чем с самой Рейчел. Она общалась с ним, жаловалась ему на плохие условия жилья на чердаке (она жила там до своей смерти). Это очень сильно наталкивает на мысль о некой связи Самары с внешним миром.
Из второй части фильма (2005 года) мы узнаём о том, что Самара росла в полностью приёмной семье, мы даже знакомимся с её родной матерью. Та была изнасилована священником (о нём мы узнаём в третьей части 2017 года). Как ни посмотри на историю Самары, она представляется скорее мученицей, нежели злом. А теперь я просто советую вспомнить истории самых известных серийных убийц. В детстве они почти все встречались с насилием, с травлей и недопониманием со стороны сверстников, с чрезмерной ненавистью.
Это полностью объясняет историю Самары. Она мстит. Мстит всем, кто её презирал. Но она мертва. Поэтому мстит её дух. Из-за этого она и общалась с Эйданом. Она видела в нём такого же ребёнка, который страдает от воспитания матери. Рейчел почти всегда была на работе, у неё было так мало времени на сына… И Эйдан даже говорит об этом прямо: «Жить нам мало времени». В фильме всё обговаривается просто с намёком на саму жизнь и смерть. Но в этом случае реплика Эйдана выглядит бессмысленной. Это что-то скрытое за ширмой сюжета, то, на что мы не обращаем внимания.
Самара отражает не только ненависть со стороны её родителей и последствия от неё, но и в целом наше общество. Мы хоть раз, приходя домой к своим детям, обнимаем их, слушаем их проблемы, пытаемся помочь? Я это вижу нечасто в современном мире. Потом эти дети сталкиваются с травлей и ненавистью.
Они питаются этой злобой. И становятся такими же монстрами, как и Самара. Её сделала монстром не злая сила, а её собственные родители. Родная мать пыталась её утопить, а приёмная сделала это. Самару бросили на чердаке вместе со старыми игрушками. Её бросили как мусор, который никому не нужен. Она медленно сходила с ума, всё сильнее пропитываясь ненавистью ко всему, что её окружает. Она боялась людей, она была предоставлена самой себе. Весь «Звонок» — это огромная аллегория на всё наше общество. Многие увидели в фильме что-то другое, но я увидела именно это.
Итак, давайте разберём несколько моментов, которые я считаю наиболее важными:
- Этот фильм показал почти всем киноделам жанра ужасы, что борьба со злом необязательно происходит с помощью религии. Я говорю конкретно про американский ремейк и его массовость. В этом плане он оказал очень большое влияние на кино. Есть не только религиозные силы, но и обычные проклятья, которые логично можно наложить, а можно снять. Очень многие фильмы про сверхъестественное далее будут следовать уже этому шаблону.
- Серия американских ремейков на японские фильмы ужасов. Будем честны, продукты Голливуда воспринимаются значительно лучше, чем произведения азиатского происхождения. Аниме брать в расчёт не будем, ибо это смесь двоих культур. Так в 2004 году на экраны вышел фильм «Проклятье», ремейк японского фильма 2002 года, а в 2005 — «Тёмная вода», ремейк на фильм 2002 (он, кстати, тоже сделан по книге Кодзи Судзуки). Такие ремейки позволили западной киноиндустрии обратить внимание на японский кинематограф и посмотреть на него под другим углом. Фильмы стали более понятными и популярными.
- Понятие антагонизма в кино сильно поменялось. Теперь не только маньяк или древний демон могли портить настроение главным героям, но и восьмилетняя девочка. Это клише используется в кино до сих пор очень часто. Да и сам образ девушки с длинными чёрными волосами будет встречаться очень часто. К слову, в японской культуре считается, что у мёртвых растут волосы. Вот вам и новый жуткий вариант изображения антагонистки. А ведь ещё очень много фильмов покажут нам нечто подобное....
0 комментариев