Якутское кино: Тыгын Дархан и его история / "Тыгын Дархан" (2020)



2022 год объявлен в России Годом культурного наследия народов России.

В связи с этим пост о якутской исторической киноэпопее, самом масштабном проекте Сахафильма -  картине «Тыгын Дархан» (2020)  режиссера Никиты Аржакова

Режиссер Никита Аржаков известен по фильмам «Черная маска» (2003), «Журавли над Ильменем»  (2005), «Снайпер Саха» (2010), «Дивная пора» (2013)

Фильм «Тыгын Дархан» создан по мотивам двух исторических романов народного писателя Якутии Василия Яковлева-Далана — «Тыгын Дархан» и «Глухой Вилюй» и рассказывает о реальной исторической личности — главе хангаласского рода, пытавшемся объединить народ саха (Тыгын Дархан)

Письменных источников об этом правителе известно немного, зато поздних легенд в избытке. Известно, что он, как и его отец и дед, воевал, в основном, с тунгусами (эвенками) – коренными жителями земель, на которые пришли будущие якуты, а в конце жизни столкнулся с русскими. В фильме есть лишь небольшое упоминание о том, что «оленные люди» (тунгусы) столкнулись с людьми с «железными палками, выпускающими огненные осы» (русские). В одноименном фильме Тыгын Дархан (роль исполнил Ньургун Бэчигэн) показан противоречивым, но мудрым правителем, который пытается объединить народ саха.

Фильм «Тыгын Дархан» был запущен в прокат 4 ноября 2020 года, в День народного единства, и приурочен к 100-летию Якутской АССР и 390-летию вхождения Якутии в состав России. Продюсер фильма Вера Филиппова назвала его самым масштабным проектом якутской киноиндустрии за всю историю республиканского кинематографа.

 

«Тыгын Дархан» — это:

— 2 года съемок на территории 11 районов и 14 населенных пунктов Якутии;

— 3 тысячи костюмов;

— более 200 уникальных декораций;

— в съемках приняли участие более 10 тысяч человек.

— бюджет – 255 млн рублей , из которых 47 миллионов ушло на приобретение немецкого оборудования фирмы Arri, которое сейчас используют кинематографисты Якутии для съемок других фильмов, и на постройку  звукозаписывающей студии в павильоне «Сахафильма» (якутская государственная кинокомпания), и 90  миллионов ушло на изготовление декораций и сооружений: около 200 объектов в 14 населенных пунктах, практически все они сейчас используются как культурно-исторические объекты — в них проводятся уроки истории и экскурсии для туристов.


Кадр из фильма «Тыгын Дархан» (2020)

«Это большой кинематографический труд, который очень нужен для России в целом, поскольку мы все должны понимать, какая у нас огромная и замечательная страна, какие исторические факты лежат в основе. Это достойнейший фильм, и труд колоссальный, ювелирный, кропотливый. Здесь все настоящее, и это подкупает невероятно. Давно таких картин не было», — отозвалась о картине программный директор Всероссийского фестиваля исторических фильмов «Вече» Ирина Сошникова.
Кадр из фильма «Тыгын Дархан» (2020)

«Это грандиозная лента. Для меня батальные сцены этого фильма сравнимы с „Войной и миром“ Бондарчука. Я очень давно в игровых фильмах не видела такого масштаба», — сказала директор Дома кино Екатерина Головня.


Кадр из фильма «Тыгын Дархан» (2020)

Действие картины разворачивается в XVII веке, когда племена населяющие современную Якутию, страдают от междоусобных разборок. Тыгын Дархан, глава якутского хангаласского рода, следует завету отца и пытается объединить разрозненные роды, установив великий союз племен. Но не все предводители согласны делить свою власть. В результате коварных интриг и провокаций, над долиной Туймаада просыпается дух войны

1 Capture.JPG

Тыгын Дархан — 3-й тойон Якутии,  правитель якутов-кангаласцев, один из крупных военачальников того времени и персонаж многочисленных легенд (год рождения неизвестен — умер в 1631 г.)

На Руси с 1613 по 1645 гг правит Михаил Федорович Романов

В 1632 году на правом берегу Лены был заложен Якутский острог, положивший начало будущему городу Якутску. Острог заложил Пётр Бекетов. Эта дата считается датой вхождения Якутии в состав Российского государства. В 1638 году был образован Якутский уезд, позднее преобразованный в Якутскую провинцию (1775 год) и Якутскую область (1784 год) Восточно-Сибирского генерал-губернаторства.


Фильм снимали в Хангаласском улусе Якутии — там, где в древности располагались владения Тыгына. Но часть территорий оказалась уже застроена, поэтому снимать долину Туймаада пришлось на берегу реки Амги.


Для съемок «Тыгын Дархана» понадобилось более 3500 костюмов: парадных одеяний правителя, воинских доспехов, повседневной и праздничной одежды по образцам XVI–XVII столетий.


Кадр из фильма «Тыгын Дархан» (2020). Парадное одеяние правителя

О том, что в республике снимают кино про Тыгына, знали, наверное, все. Поэтому, когда дошло до сцены Ысыаха с массовкой из трёх тысяч человек, стоило лишь кинуть клич – от желающих отбоя не было. В назначенный день очередь за костюмами растянулась на сотни метров.


Кадр из фильма «Тыгын Дархан» (2020). Сценя Ысыаха с массовкой из трёх тысяч человек. Ысыах  — якутский праздник лета в честь духов Айыы и возрождения природы, сопровождаемый обрядом молений, обильным угощением и кумысопитием, танцами, народными играми, конными скачками, соревнованиями сильных и ловких парней.
 

Главной задачей съемочной группы было организовать 3-тысячную массовку.

«Я участвовал в съемках сцены соревнований по перетягиванию палки, — рассказывает ведущий солист Государственного театра оперы и балета Сарыал Афанасьев. – Нас загримировали, одели и мы должны были болеть за своих, бурно реагировать на происходящее. Всё происходило в местности Ус-Хатын, на дворе июнь, жара, мошкара одолевает. Но сам процесс съемок мне понравился – теперь хочу попробовать себя в кино».



Кадр из фильма «Тыгын Дархан» (2020)

Съемки исторического   фильма Никиты Аржакова    «Тыгын Дархан» (2021).jpg
Кадр из фильма «Тыгын Дархан» (2020)
 

 

За то, чтобы на экране всё выглядело как в XVII веке, отвечали художник-постановщик Петр Бояркин и его команда. Их консультировали доктора исторических наук Розалия Бравина и Андриан Борисов, а также искусствовед Зинаида Иванова-Унарова. Поначалу они относились к идеям киношников с опаской, но в процессе совместной работы «оттаяли».
 

«Ученые привыкли оперировать фактами и настаивали на полной исторической достоверности. Но фильм – это художественное произведение, а не научпоп. В кино главное – создать „картинку“, заполнить пространство. При этом что-то будет главным, а чем-то придется жертвовать. Создавая декорации, мы сохранили исторические формы, силуэты и добавили деталей, чтобы украсить – но только те, которые тоже находили в раскопках.

Писали, что доспехи в фильме неправильные, ламели „смотрят“ вверх. Но это не мы придумали – за основу взят оригинал тюркского доспеха. Это же не дождевик, чтобы от воды защищал?» — говорит Петр Бояркин.

Якутские доспехи назывались куях и выглядели вот так. Справа якутский куях, обнаруженный археологами в Чурапче в 2010 году, а слева или он же, или какой-то другой куях того же времени, я нашла его в якутской статье, которую перевести не смогла, в гугле переводчике якутского языка нет
       


Слева рисунок куяха из статьи на якутском языке, справа плетёная казачья (русская) кольчуга времён сибирских походов из краеведческого музея Саскылаха, найдена двумя местными школьниками в 1964 году под камнем у реки Анабар. Впрочем, в фильме русских казаков нет

Большинство доспехов в фильме – пластиковые, каждый собран и подогнан вручную. Если бы их сделали металлическими, актерам было бы слишком тяжело двигаться, потому что полный вес воинского снаряжения достигал 30 килограммов. Для копий, луков, щитов и батыйа (разновидность ножа) использовали железо, дерево и пластик.

На съемках исторического фильма Никиты Аржакова «Тыгын   Дархан» (2020)

«Все-таки это кино – актеры или будут играть, слова говорить, или 30 кг груза на себе таскать. Между прочим, даже пластиковый доспех не легкий, а еще оружие, щит, шлем, костюм. Мы, как могли, старались облегчить им жизнь», — рассказывает Петр Бояркин.

1   Тыгын_Дархан.jpg
Кадр из фильма «Тыгын Дархан» (2020)

Все доспехи в фильме были собраны вручную.jpg
Кадр из фильма «Тыгын Дархан» (2020)


Кадр из фильма «Тыгын Дархан» (2020)
       
Художник по костюмам Дария Дмитриева отметила, что впервые участвовала в таком крупном кинопроекте.


Работа над костюмами для Дарии Дмитриева началась с перечтения романа. Он очень большой, написан на основе преданий, полон архаизмов. Она читала его давно, но когда нужно для работы, перечитываешь по-другому, с карандашом. Кроме того удалось увидеть настоящие вещи времён Тыгына, найденные при раскопках в Якутии и изучить уникальные исторические снимки, хранящиеся в Aмериканском музее естественной истории
     

Якутский фестиваль Ысыах. Фото сделано Вальдемаром Иохельсоном (Jesup North Pacific Expedition 1897–1902 гг).Нью-Йорк. Американский музей естественной истории.



1 1 1 Capture.JPG

На территории Якутии проживали и проживают разнообразные народы, не только саха/якуты

Слева направо:  Юкагирский шаман в парадном облачении. Экспедиция Jesup North Pacific Expedition  фото В. Джохельсона, 1902 г.  Плащ юкагирского шамана, и фартук юкагирского шамана (North Pacific Expedition 1897–1902 гг). Нью-Йорк. Американский музей естественной истории. Тунгусский шаман, фото Вальдемара Иохельсона, 1901 г. (North Pacific Expedition 1897–1902 гг). Нью-Йорк. Американский музей естественной истории.

1 0 0 Capture.JPG
Шаманка из фильма «Тыгын Дархан»

1         Capt888urei.JPG
Шаманка из фильма «Тыгын Дархан»
   
Рассказывает xудожник по костюмам Дария Петровна Дмитриева:

«Столько всего и сразу мы ещё не отшивали. Чтобы проникнуться духом времени, в первую очередь перечитала роман, материалы историков, археологов и этнографов, просмотрела свои записи и зарисовки. Изучила все экспонаты конца XVI — начала XVII века, которые есть в музеях республики, – даже те, что в запасниках. Пропустив всё это через себя, нужно было передать атмосферу той эпохи через одежду, украшения, предметы быта. Очень помог главный хранитель Музея археологии и этнографии СВФУ Эдуард Жирков – обратиться к нему с вопросом можно было в любое время».

Съемки  исторического фильма Никиты Аржакова «Тыгын Дархан» (2021).jpg
Для актеров была пошиты меховые головные уборы и верхняя одежда.

Когда первые заготовки, эскизы костюмов были готовы, пришлось отвечать на множество вопросов съемочной группы. Потому что они очень отличались от того, что якутяне сейчас надевают по праздникам: шелковые халадаи, длинные кафтаны, массивные серебряные украшения.

97dd11901cda09fab60282db4bce95ac.jpg
Кадр из фильма «Тыгын Дархан» (2020)

В XVII веке одежда выглядела иначе. И мужчины, и женщины носили короткие, до колен, камзолы. Их декорировали бисером, аппликациями, подвесками, металлическими бляшками и вышивкой. В состав костюма также входили головные уборы, камзол-сон, обувь, шуба, натазники и штаны-ноговицы из кожи и меха. Их расшивали бисером и нитками, украшали прорезными замшевыми лентами с перфорацией по всей длине. Украшения – наборные пояса, налобники, косоплетки, шейные гривны, перстни, печатки, браслеты, бусинные серьги – были отличительной чертой богатых людей.

По мнению научного консультанта проекта – искусствоведа, профессора АГИКИ Зинаиды Ивановой-Унаровой, в этом фильме удалось через одежду и украшения создать визуальный мир 400-летней давности. А определенное отклонение от документализма позволительно для кино.
 

Рассказывает xудожник по костюмам Дария Петровна Дмитриева::
«Молодым ребятам из съемочной группы было сложно: привычных нам платьев-халадаев, корсетов, серебряных украшений в то время не существовало. Наверное, они испытывали те же чувства, что и я в свои восемь-девять лет, когда впервые открыла книгу Окладникова, думая, что это сказки, и увидела там рисунок якутского костюма: ничего похожего на нежно-розовый халадай из музея, куда меня водили!

0 0 0 Capture.JPG
Рисунок из книги Иоганна Готлиба Георги „Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей“. Мужской охотничий костюм якута  Отсюда

Намного позже, уже студенткой, я нашла первоисточник: в читальном зале театральной библиотеки в Москве в единственном экземпляре хранилась книга этнографа XVIII века  Иоганна Готлиба Георги. Скорее, это был альбом — поистине огромного размера и с соответствующим названием — „Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей“.


0 1 0 Capture.JPG
Рисунок из книги Иоганна Готлиба Георги „Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей“. Костюм женщины-якутки   Отсюда

»Зал работал до десяти вечера и в выходные дни, и я подолгу перерисовывала оттуда якутские костюмы, записывая цвет каждой бусинки. С тех пор и живу с этими рисунками".
     
1 0 0 0 Capture.JPG
Рисунок из книги Иоганна Готлиба Георги «Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей». Костюм девушки-якутки   Отсюда

Далее часть интервью Дарии Дмитриевой отсюда. Кому не лень, почитайте полностью, там очень интересно рассказано про культурную жизнь Якутии — и театр, и якутское кино.

— А каково оказалось шить такую одежду?

Даже мастера поначалу затруднялись. Сейчас все привыкли шить за машинками — быстро, и чтобы это можно было тут же проутюжить. А я им говорю: «Простите, но машинную строчку на экране сразу видно, и героям, которых у нас тридцать человек, мы шьем вручную из кожи». У массовки на крупных планах одежда тоже кожаная, а кожа ведь разная — бывает помягче, бывает погрубее. И руки у нас у всех были изранены.
       
MG_0308.jpg
Художник по костюмам Дария Петровна Дмитриева на персональной выставке «Образ нити, из которой соткан мир» в Национальном художественном музее Якутии на фоне костюмов героев киноленты «Тыгын Дархан».  

— А сколько всего сшито костюмов?

Три с половиной тысячи. В первую очередь я обратилась к портным и закройщикам из мастерских Театра оперы и балета, с которыми давно сотрудничаю: «Можете помочь?» Они посоветовались между собой и говорят: «Мы завтра уходим в отпуск. Побудем со своими семьями три-четыре дня до конца недели, а потом придём».

Это только театральные люди так могут. За месяц они выдали на-гора такое количество костюмов, что, глядя на них, все остальные встрепенулись. А потом проснулась генная память, и мастера уже сами спрашивали, не надо ли чего-нибудь сшить руками.

MG_0139.jpg
Эскизы костюмов из к/ф «Тыгын Дархан» на выставке «Образ нити, из которой соткан мир»
         

— Сколько их было?

В общей сложности семьдесят с лишним человек. Кроме Театра оперы и балета, ателье «Кэрэ» и «Marilyn», руководство, педагоги и студенты Якутского индустриально-педагогического колледжа и колледжа технологии и дизайна. Кстати, их и на съёмки приглашали: они снимались в собственноручно отшитых костюмах. Но это потом, а тогда, в процессе работы, утром мы встречались в восемь, к десяти я шла к себе в театр, вечером бежала смотреть, что сделали за день, а это все в разных местах города. Кто-то приходил после своей основной работы, и труды наши продолжались до глубокой ночи.
 

Ассистенты Мария Иванова и Альбина Аркадьева, костюмеры Татьяна Куличкина, Айталана Сергеева и Лена Аркадьева были — каждая! — моей правой рукой, и я ничуть не преувеличиваю, называя их так.
   

И, конечно, я очень благодарна за поставку тканей руководству магазинов «Ажура», «Златошвейка», «Мастерица», «Ленок».


MG_0014.jpg
Костюмы из к/ф «Тыгын Дархан» на выставке «Образ нити, из которой соткан мир»

Сейчас думаю, как это все можно было успеть? Два раза брала отпуск за свой счет на две, на три недели, чтобы выехать на съемки, и очень благодарна руководству нашего театра и лично Анатолию Павловичу Николаеву. Они всегда шли навстречу.

0 1 2 222Capture.JPG
Костюмы из к/ф «Тыгын Дархан» на выставке «Образ нити, из которой соткан мир»


Кадр из к/ф «Тыгын Дархан» (2020)
 

— Тем более что это не первая ваша работа с Никитой Аржаковым.
 

С Никитой Иннокентьевичем мы в одно время учились в Москве. А потом он пришёл в Саха театр выбрать актеров для фильма «Черная маска» и попросил помочь с подбором костюмов.
     

— Да уж, лучше подобрать готовые…


На самом деле, это возможно не всегда: сцена требует одного, а съёмочная площадка — другого, особенно если многое происходит, как говорят кинематографисты, на натуре. Когда люди видят вблизи то, что со сцены блистало камнями и вышивкой, они глазам своим не верят, ведь зачастую это сделано чуть ли не на бортовке и просто раскрашено. То есть специфика работы в театре и кино различается кардинально, но тем и интереснее.
0 7 555Capture.JPG
Костюмы из к/ф «Тыгын Дархан» на выставке «Образ нити, из которой соткан мир»

MG_0076.jpg
Костюмы из к/ф «Тыгын Дархан» на выставке «Образ нити, из которой соткан мир»


Кадр из фильма «Тыгын Дархан» (2020)
   

— «Черная маска» — ваша первая работа в кино?

Это первая работа с Никитой Иннокентьевичем. Потом были «Журавли над Ильменем», «Снайпер саха», «Дивная пора». А первый опыт работы в кино — «Река» Алексея Балабанова. Это было в 2000 году. Художником по костюмам была его супруга Надежда Васильева. Вместе мы побывали в запасниках Кунсткамеры, где нам показывали, к примеру, старинную якутскую одежду на заячьем меху (бууктаах сон), которой у нас сейчас не найти — она перешивалась, занашивалась до дыр, там же все чудесным образом сохранилось.

0 0 0 Capture 1.JPG
Фото бууктаах сон из запасников Кунсткамеры я не нашла, не уверена, какой там век, может быть XVIII, вместо этого представляю фото двух бууктаах сон XIX века из Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Ытык-Кюельский литературно-художественный музей-заповедник „Таатта“
 

А в Якутске я их знакомила с актёрами, водила в краеведческий музей. Многие костюмы отшивались, но раритетные вещи было не повторить, там же настоящая патина времени, и на экране это всё видно абсолютно. Режиссёру позволили взять некоторые из них, и в киноэкспедицию поехала сотрудница музея, которую назначили ответственной за сохранность экспонатов. Настолько все было серьезно, и бесконечно жаль, что этот фильм не был завершён.

0 6 6 Capture.JPG
Костюмы из к/ф „Тыгын Дархан“ на выставке „Образ нити, из которой соткан мир“

0 55Capture.JPG
Костюмы из к/ф „Тыгын Дархан“ на выставке „Образ нити, из которой соткан мир“
 

— Дария Петровна, вы рассказали, что старинный якутский костюм заинтересовал вас ещё в детстве…


Тогда просто запомнился. А интересы у меня были такие же, как у других девочек. Мы делали из бумаги и картона кукол, домики для них, одежду. Конечно, это было обычное детское увлечение, но в старших классах я поняла, что хочу стать художником-модельером. В соответствии с обязательной тогда программой „школа — производство — вуз“ устроилась учеником швеи в ателье в Майе и, отработав там год с лишним, поступила в Московский текстильный институт. Многие ведущие художники-модельеры закончили именно его, там очень сильная школа. Без опыта работы, кстати, туда практически невозможно было пройти по конкурсу — очень высокие баллы. Зато какими насыщенными были студенческие годы!
0 7 4Capture.JPG
Костюмы из к/ф „Тыгын Дархан“ на выставке „Образ нити, из которой соткан мир“
           

После окончания института мои однокурсники пошли работать художниками в дома моделей, а в Якутске на тот момент была только швейная фабрика. Но массовое производство — это другое, и я стала обзванивать ателье, искать. Откликнулось нерюнгринское ателье, но когда я приехала, оказалось, что ставки художника-модельера у них нет. И тут я узнаю, что совсем недавно, буквально три месяца назад, там открылся театр кукол, ждут якутскую труппу. Пошла посмотреть, познакомиться и… осталась.

Кадр из фильма »Тыгын Дархан" (2020)
         

Кадр из фильма «Тыгын Дархан» (2020)


В 1994 году меня пригласили на работу в Якутск, на научно-производственное предприятие «Хотугу танас», и я, после девяти лет в Театре актера и куклы, снова занялась одеждой, программированием рисунков якутских вышивок. Время от времени меня приглашали на постановку спектаклей в Нюрбинский театр, Саха театр, куда я и пришла, когда истек трехлетний срок договора с «Хотугу танас». Учась на художника-модельера, я очень надеялась, что буду дальше работать именно с модной одеждой, но при этом знала, что буду заниматься и национальным костюмом. Правда, не думала, что в театре. Честно. Так получилось. Но театр перетянул. Здесь мы работаем с тем, что нам предлагает режиссёр: он может дать свое видение или же полностью доверяет тебе и идёт от твоих зарисовок, эскизов.

Иногда с самого начала имеешь представление, что нужно режиссёру, а иногда бывает сложно, особенно если пьеса на современном материале — исторические-то мы более-менее себе представляем.
Кадр из фильма «Тыгын Дархан» (2020)


Отсюда Отсюда Отсюда Отсюда Отсюда Отсюда

И последнее.
Якутское кино в последние годы стало неким культурным феноменом России и начинает привлекать все более пристальное международное внимание.

Напомню несколько значимых якутских фильмов:

 

Фильмы режиссера Никиты Аржакова:

 

 

«Черная маска» (2003),

«Журавли над Ильменем» (2005),
«Аанчык» (2006)

«Снайпер Саха» (2010)

«Дивная пора» (2013)

«Царь-птица» режиссера Эдуарда Новикова (2018)

«Надо мною солнце не садится» режиссера Любови Борисовой (2019)

«Пугало» режиссера Дмитрия Давыдова (2020)

«Нуучча» режиссёра Владимира Мункуева (2021)

«Холодное золото»  режиссёра Петра Хики — в миру Петр Стручков (2021)
«Вертолет» режиссера Михаила Лукачевского (2021)

  • avatar
  • .
  • +16

1 комментарий

avatar
Очень крутой фильм)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.