Магаданский киномеханик рассказал о своем трудовом пути длиною в 40 лет
О старом и новом кино, и почему пленка в любой момент может взорваться
Фото: «МП»
Во время показа кино на большом экране именно этот человек отвечает за качество изображения на полотне. За этим он пристально следит из уютной аппаратной. Сегодня речь пойдет о киномеханике с 40-летним стажем Евгении Иванове, который трудится в «Горняке» и вместе с его зрителями невольно просмотрел сотни отечественных и зарубежных кинолент.
Старая школа
Фильмами Евгений Иванов увлекался с раннего возраста, еще в школе изучал узкопленочные кинопроекторы. После учебы в 1983 году окончил годичные курсы киномехаников, затем успешно прошел практику и стажировку. Кинотеатров в те годы в Магадане было 8, и начинающий специалист успел побывать в каждом из них. Трудовую карьеру начал в кинотеатре «Октябрь», который находился на Транспортной улице. Там он отработал 13 лет, а потом перешел в «Горняк», где и трудится уже более четверти века. Самым интересным временем киномеханик считает именно начало трудовой деятельности.
— Тогда были хорошая посещаемость и постоянные аншлаги, много фильмов зарубежных тогда приходило к нам, индийских, например. В лихие 90-е ситуация ухудшилась. Кинотеатры стали закрываться, попали под ликвидацию. У людей денег стало меньше, посещаемость упала.
Кинотеатр, в котором я работал, тоже ликвидировали, но мне повезло, я перебрался в «Горняк». Он даже в то время был одним из тех заведений, где кипела жизнь, интересное кино в нем показывали, — вспоминает Евгений Иванов.
Кстати, тогда специалисты этой профессии работали не только в кинотеатрах, приходили с фильмами в школы и детские сады, также часто для показа кинолент приходилось выезжать в округа.
— С собой брали только бабины с картинами. У каждого образовательного учреждения были свои кинопроекторы. Небольшие, мы их «чемоданами» называли. В советское время вообще было очень весело работать. Пленка приходит, надо ее проверить, приготовить. Посмотреть поверхность, наличие склеек.
Сегодня с цифровым форматом изображение, картинка лучше. Но с точки зрения внутренней работы — скучно. Включил программу, нажал кнопку, и все. Раньше было движение, переходы с поста на пост, где-то фильм сухой пришел, рвется пленка. Сразу надо ситуацию было поправлять, — делится ностальгическими воспоминаниями киномеханик.
Опасный труд
Фото: Магаданский областной краеведческий музей
Раньше работу киномеханика нельзя было назвать безопасной. При работе с пленкой, обязательно нужно сидеть на посту и осуществлять переход с поста на пост. Но это не значит, что механик бегает между двух аппаратных. В момент окончания части фильма в одном проекторе запускается следующий с таким расчетом, чтобы сделать переход между частями, незаметными на экране. Именно это называется переходом с поста на пост. За время демонстрации очередной части киноленты механик успевает зарядить кинопленку в следующий пост и подготовить его к работе.
— Нужно было постоянно быть осторожным, особенно когда приходила пленка, которая уже пожила некоторое время, которую помотали в некоторых кинотеатрах. Она может подсохнуть, и нужно за этим следить, чтобы поправить ситуацию на месте. Может быть, плохая склейка, может быть обрыв.
Были ксеноновые лампы, поначалу они были взрывоопасны. Бывает, только начинаешь сеанс, а она уже рванула. Мы работали по два человека, с тремя постами в аппаратной и с одним резервным кинопроектором. Это нужно, чтобы можно было быстро перекинуть пленку: например, лампа взорвалась, перекинул пленку на другой проектор, коллега работает в это время со сломанным оборудованием, — вспоминает Евгений Иванов.
Технологии проекторов тоже на руку не играли. Первые модели работали на угольных электродах. Нужно было искать центр освещения, чтобы появилась картинка, также часто такие устройства загорались. После появились советские кинопроекторы «23-КПК», их установили в магаданских кинотеатрах. Евгений Иванов отзывается о них как о надежных, стабильных и безопасных. Так приходилось работать до перехода на цифровое изображение в начале 2000-х.
— Больше всего работали кинотеатры, которые были ближе к центру города. «Горняк» всегда был передовым, он работал с 70-миллиметровой пленкой, широкий формат. Вторым считался «Октябрь», потом «Звезда». Это были три лучших магаданских кинозала. Но и маленьких залах посещаемость меньше не была, все работали на полную мощность, — говорит киномеханик.
Рисков в профессии было много: может произойти обрыв перфорации, загореться пленка, плохая склейка между постами. К тому же, материал для старой пленки — практически взрывчатка, которая резко вспыхивала при сильном нагреве.
— Следить было необходимо, и, если пропустить момент, все могло взорваться в любую минуту. Но мне нравилось старое время, работа была живая, интересная, да и людей кинотеатрах было больше, — отмечает собеседник.
Любовь к экрану
Фото: «МП»
Профессия киномеханика неотделима от самого кинематографа. Без пристрастий к творчеству и синефилии, по мнению Евгения Иванова, задержаться в ремесле в долгосрочной перспективе не получится.
— Мы можем пересмотреть у себя в аппаратной любую ленту. Углубленно погрузиться в атмосферу фильма, конечно, во время работы не получится. Но если что-то глаз зацепит, я, естественно, пересмотрю. Бывали такие случаи. Фонограмму плохо услышишь, или размытые изображения где-то.
В советское время приходилось смотреть повторно часто, звонили люди с контрольной комиссии, и мы прогоняли ленту предварительно, — рассказывает Евгений Иванов.
По жанрам механик кино не делит. Говорит, что боевик, что романтическая картина могут зацепить одинаково, главное, чтобы был хороший сюжет. Профессия позволят углубиться в киноиндустрию, и часто именно это — залог хорошо проделанной работы.
— Все время, что я работал с пленкой, я двигался, узнавал что-то новое. Я болел своей профессией. Были на моей дороге люди, которые просто приходили, свою работу сделали, и ушли. Но как мои коллеги говорят — это не киномеханики, это временное явление, — вспоминает собеседник.
В современность
Переход с пленки на цифровой формат, по признанию киномеханика, дался ему тяжело. Осваивали все новинки своими силами, совместно с главным инженером. Помогали молодые коллеги, которые быстрее усваивали новую информацию. Но процесс от этого ускорился не сильно. Молодое поколение не стремится осваивать профессию киномеханика.
— Молодые к нам сегодня особо не бегут. Хотя мне это непонятно. Работа хорошая, интересная. Самые молодые, которые приходили, им далеко за 30. Я в свое время обучал ребят, когда еще пленка была, молодых практикантов, я не один год на них потратил, — говорит Евгений Иванов.
К современным лентам киномеханик особой любви не питает. Говорит, что это больше профессиональная деформация, поскольку все фильмы он смотрит вместе со зрителем, и есть с чем сравнить.
— Даже если комедии взять, я помню, как люди валились с кресел от смеха, а сейчас даже ни смешка. Сам зритель понимает, что пришел не на очень качественную ленту. Зарубежного кино стало меньше, и зрителей тоже теперь не так много. Но о выборе профессии я не пожалел ни разу. Ни в тяжелые времена, ни сейчас, — подытожил киномеханик с 40-летним стажем.
А еще уточнил, что крутить по несколько раз одни и те же фильмы не надоедает. Ленту показывают в зависимости от того, как на нее ходят люди. Если она очень популярна, показ можно продлевать. Это выгодно и кинотеатру, и прокатчику, и зрителям. Если же фильм непопулярен, его могут снять быстрее. Чаще всего есть договоренности на определенное количество показов. Этим занимается репертуарный отдел, они общаются с дистрибьюторами. Дело киномехаников техническое: показать фильм зрителям.
Фото: «МП»
В 1980-е годы обучение на киномехаников в Магадане проходило в училище №9. В то время из-за востребованности профессии существовало несколько групп годичных курсов для киномехаников.
Первые кинотеатры начали появляться в конце XIX века. В 1895 году братья Люмьер получили патент на изобретенный ими «Синематограф» — устройство, записывающее и воспроизводящее движущееся изображение. Основатели кинотеатра впервые показали свои фильмы публике. Загружали пленку в проектор, сидели в зале с посетителями, иногда комментировали происходящее на экране. Так появилась профессия киномеханика.
В первые десятилетия XX века начали открываться дешевые кинотеатры — никелодеоны. Им нужны были опытные профессионалы с отличными навыками проецирования. Поддерживать первые камеры было непросто. Самой сложной задачей киномеханика того времени было быстро и правильно залить пленку пленкой. Раньше для удобства транспортировки ее разрезали на куски длиной 300 метров.
Таким образом, на катушке можно было уместить от 10 до 20 минут фильма. Когда она заканчивалась (на 8 секунд раньше в углу экрана появлялось изображение дыры — своеобразный сигнал), киномеханику приходилось сразу же бросить на второй проектор еще одну катушку. Чтобы зритель не заметил перехода, он предварительно адаптировал конец предыдущего сквозного фильма к началу нового фильма.
Продолжительность рабочего дня такого специалиста составляла более 12 часов. Кроме того, работа с проектором была связана с высоким риском травмы рук движущимися частями или ожогов. При нагревании пленки испарялись химические вещества, вдыхание которых негативно сказывалось на здоровье.
1 комментарий