Революционные технологии "Энергии" в ближнем космосе.
В феврале 1986 года в истории космонавтики случилось знаменательное событие. На орбиту был выведен базовый модуль будущей станции Мир, и началась её сборка. Отдельные рабочие блоки будущего корабля монтировались прямо в космосе, и это явилось мощнейшим техническим прорывом. Космические дома, где человек мог проводить долгие месяцы, и даже годы, стали реальностью. Все необходимое привозилось на кораблях а новые модули пристыковывались к базовой станции, в необходимых количествах. Эта технология возникла в стенах ракетно-космической корпорации Энергия, в подмосковном Королеве.
Процесс развития станции Мир, от базовых модулей, до полноценной космической лаборатории
Ещё когда орбитальные станции были только в самых смелых планах на далёкое будущее, Сергей Павлович Королёв говорил, что если человек хочет долго функционировать в космическом пространстве, нужны базовые места, с большими рабочими объемами, системой регенерации и большими возможностями по проведению научных исследований. Для советской космической программы станция «Мир» стала вершиной эволюции.
Станция Мир – это гигантское космическое сооружение весом в 137 тонн. Она провела на орбите более четырнадцати лет. За время эксплуатации станции выполнено более 23000 научных экспериментов и исследований, 78 выходов в открытый космос. Первый иностранный экипаж побывал на станции в 1995 году, и с этого момента её часто стали называть международным космическим домом.
До Мира, спроектированного и построенного в подмосковном Калининграде (Королёве) на орбиту выводились только советские корабли Алмаз и Салют ...
1 из 2
В Галерее Станции Алмаз и Салют, взято из Яндекс-коллекции
… и единственная американская станция Скайлэб, проработавшая менее года.
Все они имели очень небольшой рабочий ресурс, и крохотные жилые и рабочие помещения. Только отличная подготовка космонавтов позволяла находиться несколько суток в столь неудобном для жизни пространстве.
Возможности научных экспериментов были весьма примитивными. Космонавты пользовались иллюминаторами, специальных приборов не было, да их и не могло быть. Никто не знал, как это будет работать.
За время полетов на комплексах Салют и Мир, Советским Союзом и Россией был накоплен бесценный опыт модульной сборки в открытом космосе. К началу 90тых большинство космических агентств пришло к неутешительному для себя выводу, что ни одна из стран не может создать орбитальную станцию самостоятельно, и без участия России. С нашей стороны предложен принципиально новый принцип стыковки космических аппаратов. Учитывая то, что стыковочные агрегаты МКС — это наш ноу-хау, все космические аппараты Европейского сообщества, США стыковались на узлы, которые корпорация Энергия поставляет на внешний рынок.
В основе нового стыковочного принципа стоял центральный узел, к которому со всех сторон могут примыкать новые модули, новые корабли для развития станции. Предполагалось, что станции будущего сравнимы с некими биологическими отростками. Когда одна веточка устаревает и засыхает, она отбрасывается, а соседние продолжают функционировать. На основе начинают расти новые побеги, в виде модулей.
Были впервые применены новые системы жизнеобеспечения, позволявшие людям находиться на орбите долгие месяцы. Впервые использовались индивидуальные каюты для постоянных членов экипажа. Появилась возможность создавать в космосе огромные орбитальные дома и научные лаборатории – прообраз кораблей будущего. В них человек мог не только выживать, но и полноценно работать в условиях, которые невозможно создать на земле. Наработки, сделанные на станции Мир, легли в основу российского сегмента Международной Космической Станции (МКС) и сделали возможной её полноценную работу.
В самом начале пути МКС представляла собой гигантскую модель для сборки, элементы которой приходили со всех континентов, кроме, пожалуй, Антарктиды. И этот невероятный конструктор предстояло собрать в открытом космосе, да ещё и в условиях невесомости.
Базовой частью будущей международной станции стал функционально-грузовой блок Заря. Он отвечал за энергоснабжение будущей станции, поддерживал температуру и управлял её движением. Спроектировали его в Королёве, по заказу и на деньги корпорации «Боинг». «Заря» выдержала мощную конкуренцию со стороны проекта «Bus-1» концерна Локхид. Этому сопротивлялась часть политического истеблишмента Америки, но преимущества Зари были слишком очевидными. Фактически, это было воплощение одного из модулей проекта Мир-2, глубоко модернизированной версии самого первого Мира.
В своем законченном виде, МКС должна состоять из четырнадцати международных модулей, каждый из которых представляет собой полноценную исследовательскую лабораторию. Сегодня российские модули в составе МКС, спроектированные в Королёве, отвечают за жизнеобеспечение, стыковку, проводят самые разные научные исследования. От анатомии человека в невесомости, до новых способов борьбы с различными болезнями. Кроме того, при возникновении нештатной ситуации на станции, только Союзы остаются последней надеждой космонавтов на спасение.
Помимо российского сегмента, на станции сегодня присутствует соразмерный американский и ещё несколько модулей, которые принадлежат Европейскому космическому агентству и Японии. Из базового блока «Заря», размером примерно с трамвай, она выросла в махину, которая сегодня не уместилась бы на стандартном футбольном поле.
Уже сегодня российская сторона, и в частности, РКК Энергия готовы предоставить всё необходимое для создания собственной, чисто российской орбитальной станции. Но та степень доверия, тот уровень сотрудничества, достигнутый во время совместных космических программ на Мире и МКС, гораздо больше объединяет народы, чем тысячи деклараций и дипломатических раутов.
Модульный принцип сборки объектов применяется в самых современных устройствах, как военных, так и гражданских. Теперь это одна из характеристик, обязательных для машин и механизмов нового поколения.
0 комментариев