Футурологическая Блондинка за углом

На этот кинофильм я обратил внимание, когда начал задумываться, почему и как советские люди внезапно выбросили из головы и свои идеалы, и свою страну. Это был этапный момент, но заметно это стало только издалека. Фильм по духу совершенно пелевинский, поэтому без цитат не обойтись. Только у Пелевина футурология в форме антиутопий, а тут было нечто иное.

Кратко о сюжете, для тех, кто не смотрел, из вики:

Астрофизик Николай Гаврилович (Андрей Миронов), потративший пятнадцать лет на бесплодные поиски внеземных цивилизаций, не стремящийся и не сумевший приобрести в жизни материальный достаток, разочаровывается в своей работе и устраивается грузчиком в местный универсам, где влюбляется в симпатичную продавщицу гастрономического отдела блондинку Надежду (Татьяна Догилева), которую он видел каждое утро на автобусной остановке. Она также симпатизирует ему.

При этом сразу же оказывается, что деловая и сидящая на дефиците Надежда является полной противоположностью Николаю — она деловитая, пробивная, имеет знакомства со всеми «нужными людьми» и сама является таковой. Но при этом и романтична и с восхищением слушает рассказы Николая о его научных поисках.

Обаятельная Надежда — человек торговли является подлинной хозяйкой «настоящей» жизни, к которой она стремится приобщить и Николая, искренне не понимая отрицания её стараний. Но она уже всё решила и распланировала. Однако, не выдержав пребывания в новом статусе и в подобной атмосфере, Николай сбегает с собственной свадьбы.

Получив сообщение о подтверждении своего направления исследований, он возвращается к своей прежней работе, уезжая в долгосрочную исследовательскую командировку на Крайний Север. Надежда обещает «выбить» для избранника необходимый для его работы «дефицитный» радиотелескоп и едет вместе с ним.

Полный смысл фильма в сопоставлении трех архетипов: человек Прошлого, человек Настоящего и человек Будущего. Я не зря тут не употребил заглавную букву к «человеку» — человек тут только средство для описания заглавного.

Человек Прошлого – это бывший астроном Коля. Нет, по имени-отчеству он не заслужил. Когда-то давно он был человеком Будущего. Именно тем, ради кого прошлые люди Настоящего – Василий Чапаев, Павка Корчагин, Василий Теркин, неистово и беззаветно. Вот этот Николай должен был в Будущем повести Нового Человека к звездам.

Но это будущее не наступило. Более того, оно было отменено. Ведь настоящее Будущее не может наступить, зато его можно отменить в Настоящем. Собственно, оно и существует в Настоящем. Вот Николая и отменили вместе со всеми звездами. И это были не «его звезды», те звезды были общими для всех, они были для всех, даже для тех, кто сам и не стремился.  Отменено было само Светлое Будущее. И взамен ему могло быть только Темное Будущее. А какое же еще?

И вот несостоявшийся рыцарь Света поступает так:

Впрочем,  Татарский  никогда  не  был большим моралистом,  поэтому  его
занимала  не  столько  оценка  происходящего,  сколько  проблема  выживания.
Никаких  связей,  которые могли  бы ему  помочь, у него не было,  поэтому он
подошел  к делу  самым простым образом -  устроился продавцом в коммерческий
ларек недалеко от дома.

В версии кинофильма – в гастроном грузчиком. И далее раскрывается архетип этого человека Прошлого. Это лоховатый, наивный и склонный к подчинению человек, который Настоящего не понимает. При этом он это Настоящее изо всех своих слабых сил старается понять и принять, он поклоняется ему. А что ему остается, если вычеркнутое Будущее вычеркнуло и его из Настоящего? У него лишь слабая обида на нынешнее Настоящее, обида понятная. Но он старается ее скрыть, ведь уверенное и улыбчивое настоящее Настоящее не примет его тогда, его, пришедшего униженным просителем, неофитом.

Человек Будущего тут имеет прекрасное и говорящее имя Надежда. Она же вера и любовь. Продавщица из овощного отдела – хозяйка жизни. Она получает от жизни всё. И она имеет ничем не ограниченные надежды. И всё у нее есть в самой полном смысле этого выражения. Ведь нельзя получить всё и этим ограничиться. Если ты не имеешь новых притязаний и новых страстей, то нельзя говорить, что у тебя есть всё. А у Надежды были и желания и страсти, всегда новые. Такой мост в Будущее, без которого нельзя быть полноценным Настоящим.

Отношения между Надеждой и Коленькой более всего напоминали любовь к породистому шпицу. Шпица тоже любят по-настоящему. А если у него еще есть хорошая родословная или кандидатская диссертация, то этим можно и похвастать перед людьми своей среды. И о таком будешь хорошо заботиться.

В 1984 году советским людям показывали как именно надо жить по-настоящему в Настоящем. Там и деликатесы, там и коктейли у бассейна, там и повышенный уровень потребления духовных услуг. Это когда чуть не половина этих самых советских людей еще жила в коммуналках и в бараках.

Откуда же это великолепие? – Да, понятно – Надежда ворует. Ворует, дает и берет взятки, создает и использует блат. В фильме это не показывают прямо, заменяя всю грязь обворожительной улыбкой Татьяны Догилевой. Но это никак и не отрицается, все прямые намеки есть, а уж в зрителях никаких сомнений нет – они видят такое in real life каждый день.

И никаких осуждений. Вообще. Красивая жизнь, красивая, энергичная и сугубо положительная (она ведь Колю любит и опекает!) героиня. Ей только сочувствуешь. И понимаешь, что есть правильное Настоящее.

А вот человеком Будущего там показан брат Надежды по прозвищу Крокодил:

он был мужчиной крупных размеров и изрядного
возраста. Его лицо было типичной бандитской пельмениной невнятных
очертаний, не вызывавшей, впрочем, особого отвращения.

Этот бык имел и погоняло (термин Будущего) и устрашающих размеров Крайслер. Но самое главное – он не имел никаких проблем. То есть, все проблемы он решал. Самым простым способом – в лоб, при помощи силы. Нет, не только физической, это было лишь символическим отображением Силы, хотя и часто вполне практическим. Просто нам было показано: «Он снесет всё и вся».

Это был Темный рыцарь. Не в смысле бэтманов, а в смысле Тьмы. И он не зря весь фильм молчал. Это было очень точным решением авторов. Понимаете, Он Грядет. Грядущее не говорит о себе само. О нем говорят пророки и биржевые аналитики. Для грядущего объявлять о себе самому невместно. Его тяжесть почувствуют на своих плечах все, и для этого не потребуется объяснений.

Именно этот клип дал понять большому количеству прозябавших в России обезьян, что настала пора пересаживаться в джипы и входить к дочерям человеческим

Тут Пелевин оказывается даже слабее реальности кинофильма. Это не обезьяны даже, а крокодилы. И в джипы или в крайслеры они уже пересели. Осталось только войти к дщерям человеческим?  — Нет, дщери сами прибегут и радостно раздвинут ноги. Ведь идеологически уже обосновано, что Будущее именно там, с крокодилами.

И этот Темный рыцарь идет уже с открытым забралом.

Интересно что такое «забрало»? В экранном словаре это слово отдельно не объясняется, есть только общий смысл идиомы: «с открытым забралом» — «честно, прямодушно». Но я уверен, что в древности смысл выражения был не таким возвышенным. Наверно, «забрало» — это был такой специальный железный манипулятор в виде огромной руки, которым что-то забирали при штурме замков. Например, сокровища через окно башни. Тогда все понятно.

Крокодил уже приготовил и обнажил свое крокодилье огромное забрало. Он обозначил Будущее. В котором он станет забирать. А так как проблем у него нет, то он заберет всё, что ему захочется. И это не будущий переходный из бандита в бизнесмена элемент эпохи первоначального накопления капитала. Это и есть тот самый окончательный бизнесмен. Это человек Будущего. С открытым забралом, но пока молча. Он и дальше будет говорить нечасто, но его слова будут приказами отдать это или то.

Вот так режиссер Бортко и сценарист Червинский показали нам Будущее, Настоящее и так отвергли Прошлое, сделали бывшее Настоящее Прошлым, а бывшее Прошлое слили в унитаз. Осознанно или нет, неважно. Идеи возникают не в отдельных головах, а в общественном сознании. Хотя общества бывают разными, есть общества внутри общества, есть общества, которые снаружи тех обществ, которым они внутри… Не суть.

Да, в кино есть хеппи-енд. Герою некий Deus ex machina возвращает его будущее, а героиня как бы отказывается от своего воровства и красивой жизни в обмен на условную Дудинку с любимым.

Это настолько неубедительно, что я даже не запомнил этой концовки, хотя смотрел фильм несколько раз. Я прочитал об этом только сейчас. Это как если бы Лиза Бричкина на самом деле утонула в болоте не до конца, Рита Осянина попала в плен, но была освобождена, Женя Комелькова убежала…

Концовка не имеет никакого отношения к содержанию и смыслу. Это был просто способ закамуфлировать онтологический символ под комедию и сатиру. Но нет. Нет. Это была не сатира. Это было строительство желаемого будущего методом его предсказания. Футурология не стоит ни копейки, если она только предсказывает неизбежное – она должна Будущее создавать. Вот советские творцы и создали это. И все цензоры это допустили.

  • avatar
  • 2
  • .
  • +24

Больше в разделе

29 комментариев

avatar
что за бред
avatar
Фрумас, ну тыж гуманитарий. Пошто обижаешь?
Чего ты не понял?
avatar
да реально похоже на поток сознания шизофреника. А фильм на самом деле чисто утопический: в реальности такая хваткая баба подмяла бы под себя рохлю-ученого, и не прогибалась бы под его прихоти
avatar
так она и подмяла.
avatar
хорошо подмяла. Бросила бизнес и поехала за ним на Северный Полюс за звездами наблюдать. Чо к чему.
avatar
там концовка левая же
avatar
Ну хрен его знает. В детстве, когда смотрел впервые этот фильм ждал похожей концовки. Очень переживал за главного героя, видя, как его затягивает в болото «красивой жизни».
Глядя в прошлое, конечно, можно сказать, что это было предсказание. А на мой взгляд это было предостережение, которое, к величайшему моему сожалению, большинством не было услышано.
avatar
Ну, так ты воображение включи. Это не баба подмяла. Это эпоха новая, новые жизненные приоритеты.

Правда есть и более ранние примеры, но там ещё нет человека Будущего. Братка 90х.

Скачать

avatar
В 1984ом уже всем было всё понятно и так. Блат и подношения были нормой на самом низовом уровне.

Я вот тут позырил недавно фильму Кин-Дза-Дза и потом мне предложили ролик с его разбором, вот в твоём духе. И там тоже, представляешь, всё тоже самое почти.

Вопрос что первее «курица или яйцо» остаётся открытым. Они описывали настоящие и попадали в десятку или они были демиургами этого будущего, сами того не осознавая? Хе хе.
avatar
Кин_Дза-Дза — антиутопия. И далеко за грани. Там будущее постмодерна. Именно то, с чем сейчас в Сирии Калибрами сражаются наши.
avatar
Там не только это, по ссылке пройди, глянь ролик.

Касательно моего вопроса есть соображения?
avatar
этот вопрос сильно философский, в соображениях можно утонуть
avatar
Когда мы смотрим голливудские фильмы, мы же явно видим паттерны поведения при определённых обстоятельствах. Ну например, когда у мужа проблемы на работе или с деньгами, бери детей и бросай этого неудачника. Пусть к хуям сопьётся.

Просто Голливуд, это карго-культ американских элит, а вот описанное тобою это высший пилотаж. Ты же ведь всё это осознаёшь при просмотре фильма. Подсознательно понимаешь. Вытащить образы оттуда и положить на бумагу… Сам понимаешь, не просто. :)
avatar
Да, в кино есть хеппи-енд. Герою некий Deus ex machina возвращает его будущее, а героиня как бы отказывается от своего воровства и красивой жизни в обмен на условную Дудинку с любимым.

Это настолько неубедительно, что я даже не запомнил этой концовки, хотя смотрел фильм несколько раз. Я прочитал об этом только сейчас.
Так может дело именно в личном восприятии? Хотелось увидеть красивую жизнь, вот и увидел. А показанное стремление через тернии к звёздам было не интересно?
avatar
И он не зря весь фильм молчал. Это было очень точным решением авторов. Понимаете, Он Грядет. Грядущее не говорит о себе само.
Я молчу, следовательно — я гряду. Бдь, перечитал — шедевральная шиза
avatar
мне это напоминает абстракционизм — «художник» накидает бутылок и назовет это «инсталляцией», а сотни дебилов будут анализировать метафору и искать смысл. Если бы Крокодил весь фильм болтал без умолку, автор этого гона написал бы — «он болтает без умолку, ибо знаки будущего мы встречаем постоянно, и будущее не станет молчать». Дебилизм же, ну
avatar
но он же не болтал :)
avatar
но если бы болтал, объяснение этому тоже бы нашлось! ты ж видишь как автор откровенно бредит
avatar
если бы да кабы…
avatar
За то теперь понятно почему человек с муравьями в контакт не вступает. Уровень абстракции разный.

avatar
Неожиданно этот фильм вызвал ещё одну публикацию.

Люди-паразиты

Когда мы обсуждаем фильм «Блондинка за углом», то по привычке расставляем акценты следующим образом: он — гений, она — хабалка. Он — живёт высокими смыслами, она — пытается всучить ему импортный сервелат и нержавеющую мойку. Затащить в сауну. Устроить колоссальную свадьбу. Вот гадина-то! Он — умница, она — примитивная бабёнка. То есть всегда или почти всегда симпатии зрителей были и есть на стороне астрофизика Порываева. И это она должна бросить всё и устремиться куда-то на севера за своим Николенькой.

Когда мы обсуждаем фильм «Блондинка за углом», то всегда расставляем акценты следующим образом: он — гений, она — хабалка.
Когда мы обсуждаем фильм «Блондинка за углом», то всегда расставляем акценты следующим образом: он — гений, она — хабалка.

Что, собственно, и происходит. Однако же (если честно) здесь вообще нет положительных персонажей, а есть — стандартный набор людей-паразитов. Ну, с Надей и её братцем — Крокодилом Геной и так всё ясно. Работница торговли в условиях распределительной экономики и торжества дефицита — «нужный человек», который по факту самый ненужный. Она присосалась к несовершенной системе и по праву выкачивает из неё прибыль. Гена же просто жулик. Тут вопросов даже не возникает. Но есть и якобы-антиподы в лице Николеньки и Регины.

Надя присосалась к несовершенной системе и по праву выкачивает из неё прибыль. Гена же просто жулик.
Надя присосалась к несовершенной системе и по праву выкачивает из неё прибыль. Гена же просто жулик.

Герой Андрея Миронова 15 лет занимался поиском внеземных форм жизни. 15 лет! И потом его тему прикрыли. Поздновато. Но лучше поздно, чем никогда. То есть за эти долгие годы господин Порываев ничего не дал стране и миру. Тонны исписанной бумаги и море словес — не в счёт. Хотя бы потому, что здесь нечего дать, кроме обещаний. Занимался какой-то околофантастической ахинеей. Вместе с тем, регулярно получал зарплату и, я полагаю, не самую копеечную. Не шиковал, но и не стрелял трёшку до аванса. Знай себе — пинал балду под эгидой Советской Науки.

Герой Андрея Миронова 15 лет занимался поиском внеземных форм жизни. 15 лет! И потом его тему прикрыли. Поздновато.
Герой Андрея Миронова 15 лет занимался поиском внеземных форм жизни. 15 лет! И потом его тему прикрыли. Поздновато.

Его приятельница Регина — пианистка консерватории, то есть что-то делает и это «что-то» — реально, зримо, важно. Однако же в повседневной жизни она — тоже человек-паразит. Причём, дамочка избрала самый беспроигрышный вариант — изображать этакую жертву бытия. Все ей должны. Девочка-прореха, она транслирует сие не напрямую, как сделала бы паразитка-неудачница, тут же получившая бы по лбу. Регина-профи, а потому аккуратно даёт всем понять, что она, как никто, нуждается в помощи.

Регина избрала самый беспроигрышный вариант — изображать этакую жертву бытия.
Регина избрала самый беспроигрышный вариант — изображать этакую жертву бытия.

Вечно и по любому вопросу. У неё ломается телефон, горит утюг, но не загорается газ на плите. Прежде чем начать выкачивать ресурс, милая Регина впрыскивает анестезию, и «донор» не чувствует ничего, кроме острого желания спасать. Региночка виновато улыбнётся, прощебечет что-нибудь умилительно-сладкое, с минорной грустинкой и — готово дело. Именно такие Регины паразитируют дольше иных — людям неудобно отказывать, хотя, все уже на пределе. Мать Коли Порываева уже в стадии кипения, например.

На свадьбе Николеньки и Надежды явлен целый набор паразитов разных сортов и калибров.
На свадьбе Николеньки и Надежды явлен целый набор паразитов разных сортов и калибров.

Больше того, на свадьбе Николеньки и Надежды явлен целый набор паразитов разных сортов и калибров. Действительные антагонисты всему этому — родители Порываева — школьная учительница и герой, ветеран войны. Они из того поколения, которому было стыдно паразитировать. Да и не получилось бы! Так вот, когда мы полагаем, что Надюха — не пара Николеньке, то мы не правы. Вся их разница — в уровне образованности, в качестве знаний, а по сути своей глубинной они — люди-паразиты. Одного штамма создания.

Зина Корзина (с)


avatar
гы
avatar
Интересно, да.
avatar
Интересно. Вот хотел написать длинный комент, а потом понял, что смысла это не имеет. Все наши суждения об этом фильме, по большому счёту, не имеют смысла. Мы рассуждаем с точки зрения потомков, зная что было потом.
Но впечатления, которые были после первого просмотра, ничем не перечеркнуть.
avatar
впечатления, которые были после первого просмотра, ничем не перечеркнуть.
конечно. Но после тех возникают и иные.
avatar
Игорь, да конечно возникают, но эти впечатления не имеют никакого отношения к картине созданной в другое время.
avatar
ну, у тебя две картины в итоге.
avatar
Нет. В итоге у меня та картина, которая соответствует действительности. Я могу сколько угодно сожалеть о мире, в котором блондинка поехала на север, но суровая действительность говорит, что Крокодил победил.
avatar
ok :)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.