О новой ставке Центробанке

73918.jpg

На фоне объявления о новом повышении учетной ставки ЦБ снова разгорелись разговоры об инфляции и механизмах ее преодоления.

Причина нынешней инфляции в санкциях, закрывших для нас утечку капитала и резко ограничивших импорт.

Дело в том, что экономика России давно (с 0-х) функционировала на одних и тех же принципах.

Экспорт у нас постоянно превышал импорт за счет экспорта нефтегаза и прочих ресурсов низкого передела. Причем большая часть прибыли от такого экспорта оседала в карманах госкорпораций, который наполняли и до сих пор наполняют бюджет.

При этом разница между экспортом и импортом утекала в виде капитала зарубеж. Причем эта утечка была необходима для нашей экономики — она утилизировала ту самую избыточную денежную массу, которая возникла из положительного торгового баланса.

И вот, благодаря санкциям, эта утечка капитала, наконец-то, прикрыта. В результате по рынку бегают «шальные» деньги, которые некуда пристроить. Да, можно раздуть пузырь на недвижке, да что-то идет в инвестиции в импортзамещение, но все равно этого явно недостаточно.

Что же можно и нужно сделать в такой ситуации? Логика подсказывает, что надо выравнить импорт и экспорт, ликвидировать положительный торговый баланс. Но здесь есть проблемы.

В идеале хорошо бы поднять импорт до размеров экспорта. Но — санкции. Наши «партнеры» очень сильно постарались и сделали так, что импорт у нас никак расти не хочет. А если, где и растет, то с большими операционными издержками (десятки процентов).

А резко снизить уровень экспорта не получится: ведь с экспорта кормятся госкорпорации и бюджет.

Плюс еще проблема с нехваткой рабочих рук. Т.е. на инфляцию работают чуть ли не все объективные факторы: и закрытие экспорта капитала, и трудности с импортом, и высокие бюджетные расходы, из-за которых нельзя снижать экспорт, и нехватка рабочих рук, не позволяющая загнать лишние деньги в производство.

Теперь, кстати, еще и закрытие льготной ипотеки — в недвижке тоже парковался «шальной» капитал, а теперь он вылез обратно на «свободный» рынок.

В общем, других вариантов, кроме как постоянно сжигать этот «шальной» капитал в инфляции — на данный момент нет. Плюс надо снижать торговый баланс, но не снижая доходы бюджета. В принципе, это и происходит:

Положительное внешнеторговое сальдо России в 2023 году составило $ 140 млрд, что на 58,5 % меньше показателя за 2022 год ($ 337,2 млрд), следует данных ФТС России об экспорте и импорте товаров в 2023 году.

Экспорт товаров из России в 2023 году, по данным ФТС, составил $ 425,1 млрд, снизившись на 28,3 % по сравнению с 2022 годом ($ 592,5 млрд).

Импорт товаров, по данным ФТС, в 2023 году составил $ 285,1 млрд, увеличившись на 11,7 % по сравнению с 2022 годом ($ 255,3 млрд).

140 млрд долларов — это примерно 13 трлн рублей. 13 трлн «шальных» рублей за ОДИН год. Для сравнения:

В целом за 2023 год рост инвестиций в основной капитал, по оценке Росстата, составил 9,8 % после подъема, по уточненной оценке, на 6,7 % в 2022 году (оценка за 2022 год повышена с 4,6 %).

В номинальном выражении объем инвестиций за 2023 год, по данным Росстата, составил 34 трлн 036,3 млрд рублей.

То есть из этих «шальных» 13 трлн рублей только 3,4 трлн (9,8 % роста от 34 трлн) смогли пристроиться с пользой для общества. Остальные почти 10 трлн — это чистый инфляционный вброс.

А сколько у нас денег в экономике?

Согласно предварительной оценке, на 1 июля 2024 года рублевая денежная масса (М2) составила 103,8 трлн рублей,

Т.е. грубо и примерно имеем инфляцию в 9-10 % за 2023-ий год. Что и зафиксировал Росстат.

Вывод: нынешние игры с учетной ставкой — это чистая тактика, которая сильно на инфляцию не повлияет. Инфляция устранится только после выравнивания торгового баланса РФ.

 

источник

  • avatar
  • .

Больше в разделе

1 комментарий

avatar
Я ни разу не экономист
Но есть вопрос.
1. Где аккумулируются эти самые «шальные» деньги? Банки? Пятилитровые банки? Сейфы размером с трехкомнатные квартиры или трехэтажные коттеджы?
2. Почему бы е создать механизм привлечения этих «шальных» денег на глобальные инфраструктурные проекты или развитие и модернизацию производств?
3. Дефицит трудовых ресурсов. Гдето это решается привозом законных и незаконных мигрантов. Но гдето это может быть решено автоматизацией и роботизацией производства. А это нехилые капвложения. И собственными средствами предприятий врядли реализуемо, нужны заемные деньги. При ставке ЦБ в 18% ставка по кредитам 20-25% как минимум. При такой стоимости кредита о каком развитии производства может идти речь?
4. ЦБ говорит о превышении спроса над предложением и необходимости охладить спрос. Почему не говорится об обеспечении роста предложения?
5. ЦБ говорит о инфляционных ожиданиях. Ну естественно, оно есть. Если ЦБ все время говорит о том что «текущее повышение ставки не последнее», «высокую ставку будем держать долго» производители закладывают в свои прогнозы по ценам. Вот вам и инфляционные ожидания…

В статье говорится исключительно про внешнеторговый баланс. И ничего про производство. Не слишком ли односторонняя позиция?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.