Почему в авиации используются именно заклепки, а не болты или сварка
Каждый, кто видел фюзеляж самолета крупным планом, должен был обращать внимание на такую, казалось бы, простую вещь, как использование в конструкции летательных машин заклепок. Однако, в инженерном деле существует множество видов метиз и еще больше видов креплений. Почему же в авиационной промышленности решили остановиться именно на заклепках?
Заклепки не от хорошей жизни.
Какой способ скрепления металлических деталей самый простой и экономичный с технической точки зрения? Правильно – сварка. Достаточно вспомнить автомобили, где сварено и заварено едва ли не все. Однако, когда речь заходит об авиационной и аэрокосмической промышленности, то значение сварки там сильно снижается. Так же, как и значением использования болтов и гаек. Во всяком случае, когда речь заходит о фюзеляже летательного аппарата. Казалось бы, в вопросах экономии и трудоемкости установка заклепок проигрывает и болтам, и сварке. Однако, используют их не просто так.
Заклепки штука хорошая.
Точнее сказать, используют заклепки не от хорошей жизни. Болты при создании фюзеляжа даже не рассматриваются как вариант, так как они слишком ненадежны. Фюзеляж самолета подвергается постоянным нагрузкам, из-за чего существует риск банального раскручивания таких элементов крепления. С точностью до наоборот дела обстоят со сваркой. Ее конструкторы и рады бы использовать, но проблема сварки применительно к фюзеляжу самолета заключается в том, что она создает «слишком надежное соединение».
Заклепки лучше сварки.
Как такое может быть? На самом деле очень просто. Фюзеляж самолета во время полета машины постоянно подвергается сильным ударным и вибрационным нагрузкам. Сварка двух металлических изделий создает очень надежное соединение, однако порождает между элементами конструкции чрезмерное механическое напряжение.
Для сухопутного транспорта это не проблема, так как нагрузки у автомобилей ощутимо ниже, чем у самолетов. А вот в небе механическое напряжение фюзеляжа неизбежно выльется в его разрушение. Сварной самолет скорее всего порвет на куски едва он наберет высоту. Поэтому и используется «компромиссный» вариант между сваркой и болтами в виде заклепок.
Заклепки хорошо справляются.
0 комментариев