«Гомер»: самый грузоподъёмный вертолет в мире, который стал триумфом советской инженерной мысли


В свое время вертолеты буквально перевернули представление об авиации. Они смогли занять совершенно особенную нишу в сфере пассажирских и грузовых перевозок. А самое главное было в том, что вертолеты можно использовать для выполнения весьма специфических задач, с которым нельзя справиться при помощи других транспортных средств. С каждым годом становится все сложнее поверить, однако когда-то отечественное авиастроение было одни из лидирующих в мире. Триумфом инженерной мысли советских конструкторов вертолётов стал наш сегодняшний герой.

Вот такая машина. |Фото: knowledgeblog.ru.

Вот такая машина. |Фото: knowledgeblog.ru.

На отечественных просторах этот вертолет называется Ми-12 или В-12 в заводской классификации. Красивое прозвище «Гомер» ему присвоили заокеанские партнеры в годы холодной войны. Именно так «двенадцатый» классифицировали эксперты НАТО в перечне техники своего потенциального противника. История В-12 началась на заре 1960-х годов, когда стало окончательно понятно, что грузовые вертолеты займут чрезвычайно важную нишу не только военном, но и в гражданском секторе экономики.

Самый большой вертолет в мире. |Фото: Яндекс.Коллекции.

Самый большой вертолет в мире. |Фото: Яндекс.Коллекции.

Разработка Ми-12 стартовала в 1959 году в ОКБ Миля после соответствующего проставления Совета министров Советского Союза. За основу были взяты ранние проекты грузовых и грузопассажирских вертолётов отечественного производства. В их числе были проекты Як-24 и недоделанный Як-60. Разработали машину за почти 10 лет. В 1971 году советскую новинку показали на выставке техники в Ле-Бурже, где Ми-12 произвел настоящий фурор превзойдя по грузоподъемности почти в четыре раза американские тяжелые вертолеты CH-53 Sea Stallion от компании Сикорского и CH-47 «Чинук» от Боинга.

Равных ему нет по сей день. |Фото: fishki.net.

Равных ему нет по сей день. |Фото: fishki.net.

Советский В-12 приводился в движение двумя газотурбинными агрегатами Д-25ВФ с суммарной отдачей в 13 тысяч лошадиных сил. Вертолет имел грузовой отсек с габаритами 28.15х4.4х4.4 метра с трапом и люком. Последний дополнялся системой электролебедок, позволявших загружать Ми-12 прямо в воздухе. При массе машины в 69.1 тонны, максимальная взлетная масса составляла 105 тонн. Грузовой отсек позволял перевозить до 196 человек десанта. Габариты машины вместе с винтами – 37х35х12.5 метров. Экипаж вертолета располагался в двухэтажной кабине и составлял от 6 до 10 человек. Максимальная скорость полета составляла 260 км/ч, дальность – 500 км, статический потолок – 600 метров.

Произвел настоящий фурор на выставке. ¦Фото: blueskyrotor.com.

Произвел настоящий фурор на выставке. ¦Фото: blueskyrotor.com.

Несмотря на успех инженерного проекта, фурор на выставке и отличные характеристики, создано было всего 2 вертолета Ми-12. Сначала реализация проекта всячески затягивалась, а в конечном итоге от серийного и даже от мелкосерийного производства «Гомеров» было решено отказаться. Объясняли это тем фактом, что вертолет якобы не обладает всеми необходимыми качествами. Кроме того, появились более дешевые, хотя и менее внушительные модели вертолетом Ми-6 и Ми-10.

 

 

Кабина Ми-12:

 


источник

  • avatar
  • .
  • +26

1 комментарий

avatar
Красивое прозвище «Гомер» ему присвоили заокеанские партнеры в годы холодной войны. Именно так «двенадцатый» классифицировали эксперты НАТО в перечне техники своего потенциального противника.
да когда уж херню нести перестанут.HOMER-H первая буква от слова хеликоптер и никакого тайного смысла не несёт
  • Zmey
  • 0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.