Как 50 красноармейцев разбили 700 нацистов: Смертельный подвиг советского десанта

В марте 1944-го морпехи из спецотряда 384-го отдельного батальона совершили непостижимый рядовому уму подвиг. Прекрасно осознавая, что с таких заданий возвращаются редко, бойцы старлея Ольшанского высадились в Николаеве под носом у немцев. Вызывая огонь на себя, отряд двое суток отражал десятки мощных атак. Самоотверженным подвигом ольшанцы отвлекли внимание крупных вражеских группировок от Одессы, расчистив путь к городу основным силам красноармейцев. Узнав о произошедшем, Сталин распорядился присвоить звания Героя Советского Союза всему подразделению.

Рисковый план и личная трагедия старлея

Десантники Ольшанского.

К марту 1944-го после проведения Березнеговато-Снигиревской операции 3-й Украинский фронт подступал к Николаеву. Нацисты не сидели сложа руки, соорудив на подходах к городу глубоко эшелонированную оборону. Задача по освобождению Одессы предполагала отвлечение немецких сил с главного направления на николаевский квадрат. Командование наступающей с Богоявленского 28-й армии предложило высадить во вражеском тылу десант, призванный вызвать внезапным ударом панику, сорвать отправку военнопленных и не допустить уничтожения порта.

Именно такой приказ получил 28-летний лейтенант Константин Ольшанский. После отбора крепких и надежных бойцов ему предстояло подплыть со спецотрядом к Николаеву и совершить маловероятное.

Ольшанский был из ребят неробкого десятка и пользовался незыблемым авторитетом среди сослуживцев. Ответственный, порядочный, грамотный и крепкий физически, он давно зарекомендовал себя в самых отчаянных боях. Успел поучаствовать в обороне Севастополя, освобождении Таганрога, Ялты и ряда близлежащих посёлков. У Ольшанского была личная трагедия, но это только подстегивало его идти вперед. В самом начале войны в ходе эвакуации потерялся его 2-летний сын. Сопровождавшую ребенка бабушку убило снарядом, а мальчик попал в фашистские руки. Константин знал лишь то, что ребенок оказался в старооскольском детдоме и пообещал себе и супруге во что бы то ни стало найти сына.

Огневые точки в сарае и вражеская паника

Десант под командованием Ольшанского совершил невозможное.

Отряд оперативно сформировали из 55 морпехов-добровольцев, 10 саперов, пары связистов богоявленской передвижной радиостанции и проводника из местных. Вооружили десант винтовками, автоматами, холодным оружием, гранатами, пулеметами и ПТР. На каждого морпеха приходилось 2 тысячи патронов и десяток гранат. В 4:15 утра 26 марта отряд незаметно высадился в Николаевском торговом порту. Искусно сняв часовых, ольшанцы заняли несколько помещений «Заготзерна», организовав вокруг элеватора круговую оборону и передав радиограмму об успешном старте операции.

Правда, отряд понес первую потерю — на мине подорвался старшина Бачурин. Ольшанский, не имея возможности рассчитывать на какие-либо преимущества в силе, поставил на стратегию. Он грамотно распределил по периметру взаимоприкрывающие позиции десантников. В компании нескольких бойцов командир занял контору элеватора, назначенную опорным пунктом. Вторая линия обороны прошла по ведущей в порт дороге, еще несколько огневых точек замаскировали в окопы вдоль железнодорожной насыпи. Остальные бойцы расположились в каменном сарае.

Как и было запланировано, морпехи обнаружили себя сами, всполошив немца. Уверенные в незыблемости своих городских позиций нацисты решили, что на их предрассветный покой дерзнула посягнуть шайка партизан. С такими мыслями небольшой немецкий отряд и вышел в лобовую атаку. Но не тут-то было: неожиданно серьезное сопротивление заставило фашистов отступить. Вторая атака вышла более подготовленной. Силами до батальона было предпринято новое наступление с окружением десантников с трех флангов. Но немцев снова ждала неожиданность: в упор из конторы ударили главные силы Ольшанского.

Вражеские ряды охватила паника, а поле боя усеяли десятки убитых. Обескураженные фашисты быстро пришли в себя и развязали непрерывный многочасовой бой, не давая советскому десанту отдышаться и вводя свежие части, артиллерию и даже танки. Нацелившись выбить десантников из помещений, применяли огнемёты, дымовые шашки. Десант нес потери, но отбивал каждую новую атаку шквальным огнём. К вечеру 26 марта штаб батальона получил сообщение от Ольшанского: «Враг атакует. Положение тяжёлое. Дайте огонь на меня».

Посмертное представление к высшей награде

Уцелевшие Герои из десанта Ольшанского.

Сила сопротивления немецким атакам заставила фашистов думать, что они имеют дело с крупным советским отрядом. Позже пленный немецкий офицер Рудольф Шварц свидетельствовал, что командование гарнизона в Николаеве обеспокоилось тем, каким образом столь крупные силы русских пробрались на территорию порта и в считанные часы разгромили целый батальон.

Очередная атака в ночь на 27 марта велась из шестиствольных реактивных минометов. Не выдержал второй этаж элеватора, а командир Ольшанский получил серьезное ранение. Окопы под железной дорогой уничтожили, выведя орудия на прямую наводку по укреплению пулеметчика Дермановского. Успев метким огнем расстрелять не один десяток гитлеровцев, израненный боец на последнем вздохе покончил с немецким офицером и взорвал гранатой бросившихся к нему фашистов. Вместе с собой, разумеется.

Обозленные немцы подогнали два танка. Старший ПТР-расчета Хакимов первым же выстрелом вывел из строя бронемашину. Второй танк притормозил тяжелораненый морпех Ходырев, лишившийся несколько минут назад кисти одной руки. Уцелевшей рукой он ухватил связку гранат и обезвредил смертоносную машину ценой своей жизни.

В сражении наступил критический для советской стороны момент. Уже непонятно сколько раз раненый Ольшанский вызвал огонь на себя, продолжая командовать боем, пока его не настигла последняя пуля. Вскоре пропала связь с радиостанцией морпехов.

Командование отрядом из оставшихся 15 бойцов принял старшина Бочкович. Гитлеровцам, вопреки здравому смыслу, не удалось расправиться с десантниками и за весь следующий день. Утром 28 марта на помощь обороняющимся подошли советские штурмовики Ил-2. Атаки на истекающих кровью морпехов завершились. К ночи в Николаев ворвались красноармейские части, освободив город. На тот момент из отряда Ольшанского в живых оставались 11 обожженных огнем бойцов. Трое из них умерли от ран, еще двое героически погибли в боях августа 1944-го. Из донесения комбата морской пехоты Котанова следовало, что за 2 суток спецотряд ст.лейтенанта Ольшанского отразил 18 немецких атак, выведя из строя более 700 фашистов, уничтожив несколько танков, посеяв во вражеском тылу панику, сохранив порт и расчистив Армии путь к городу.

20 апреля 1945-го Указом Президиума Верховного Совета СССР спецотряд 384-го отдельного батальона морской пехоты под командованием старшего лейтенанта Константина Ольшанского в полном составе посмертно представлен к высшей награде – званиям Героев Советского Союза.

 

источник

  • avatar
  • .
  • +19

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.