Вредительство в советской авиации

 

Ровно 85 лет назад, 29 июня 1939 года, в разгар боев на Халхин-Голе, впервые поднялся в воздух прототип самолета под шифром “Изделие №7”, он же третий опытный экземпляр истребителя И-207 с мотором М-62.

Как видите, это был биплан – казалось бы, морально устаревшая аэродинамическая схема, от которой к концу 1930-х годов повсеместно отказывались. Однако, на мой взгляд, И-207, если бы к нему отнеслись с должным вниманием, был по-своему весьма удачен и мог сыграть важную роль в предстоящей войне.

Только не в роли “чистого” истребителя, которая ему не подходила из-за недостатка скорости (на испытаниях он развил всего 437 км/ч, что сочли явно недостсточным), а в качестве легкого штурмовика и пикирующего истребителя-бомбардировщика. Который мог бы стать простой и дешевой, но вполне достойной заменой “летающему танку” Ил-2.

Однако, из-за косности и недальновидности советского военно-политического руководства, этот перспективный проект был закрыт, а самолет так и не поступил на вооружение.

Изначально И-207 создавался как легкий маневренный истребитель с очень компактными размерами (размах — 6,97 м, длина — 6,34 м) и уникальной аэродинамической схемой свободнонесущего бесстоечного биплана. Такая схема позволяет максимально использовать достоинства бипланной компоновки и одновременно — минимизировать ее недостатки.

Но, поскольку в качестве истребителя И-207 не показал преимуществ перед уже запущенным в серию полуторапланом И-153 с тем же двигателем, летом 1940-го его решили переделать в пикирующий бомбардировщик, оснастив подкрыльевыми бомбовыми подвесками. И тут случилось чудо – крохотный самолётик оказался способным взлетать с двумя 250-килограмовыми бомбами!

Более того, согласно отчету об испытаниях, И-207 с такой нагрузкой продемонстрировал хорошую стабильность, управляемость и устойчивость в пикировании. Вдобавок, самолет был несложен в производстве и эксплуатации.

Чтобы было понятнее, что это означало на практике, вспомним, что стандартную боевую нагрузку вдвое более крупного и тяжелого “летающего танка” Ил-2 составляли всего-навсего 400 кг бомб или ракет. Только вперегрузку одноместный вариант Ил-2 мог поднять 600 кг, но когда на борту появился стрелок – эта возможность исчезла, а предельная грузоподъемность окончательно “ужалась” до 400 кг. Что и неудивительно, поскольку основным тяжким бременем, которое приходилось таскать “илу”, был его собственный бронекорпус, весивший более восьми центнеров.

Влобавок, Ил-2 не обладал способностью бомбить с пикирования, а широкое крыло в значительной мере перекрывало летчику обзор вниз, поэтому он сбрасывал бомбы почти вслепую. Разумеется, ни о какой точности речь не шла, а эффективность боевого применения “илов” против относительно малоразмерных целей, например, кораблей или мостов, была удручающе низкой. Фактически он мог попасть в них только случайно.

О том, чтобы попасть на Иле в танк (для чего исходно Ил-2 задумывался) – даже и речи не могло идти.

При этом относительно крупные размеры самого Ил-2 в сочетании со слабой маневренностью делали его легкой мишенью для вражеских зениток и истребителей, а броня далеко не всегда спасала от обстрела. Собственно, она спасала только от пуль винтовочного калибра, да и то не всегда.

Попасть же в маленький и гораздо более верткий И-207 немцам было бы намного сложнее, а без бомб этот самолет мог вести маневренный воздушный бой как полноценный истребитель, используя четыре синхронных пулемета ШКАС. Что совсем немало. Что же до бронирования – в ракурсе спереди огромный звездообразный мотор М-62 обеспечивал пилоту достаточную защиту без всякой брони. Ну и живучесть звездообразных моторов воздушного охлаждения при обстреле (особенно пулями винтовочного калибра) была гораздо выше, чем у рядного мотора жидкостного охлаждения АМ-38.

Более того, имелась возможность оснащения И-207, вместо бомб, съемными подкрыльевыми контейнерами с 20-миллиметровыми пушками, что превращало машину в штурмовик с более мощным наступательным стрелковым вооружением, чем у Ил-2 (получалось 2 пушки плюс 4 пулемета)!

Если же сравнить И-207 с немецким аналогом — истребителем-бомбардировщиком “Хеншель-123” (тоже бипланом), то сразу бросается в глаза значительно более высокая скорость нашей машины: 437 км/ч против 340 км/ч, дальность без ПТБ — 640 км против 480 км и скороподъемность — 1090 м/мин. против 900 м/мин. А после оснащения И-207 убирающимся шасси и более мощным мотором М-63 его максимальная скорость достигла 486 км/ч (фактически на малых и средних высотах скорость была аналогична двухмоторному Пе-2).

Кроме того, стандартным стрелковым вооружением И-207 были четыре синхронных пулемета, а не два, как у “Хеншеля”. В общем, полное превосходство по всем статьям, достигнутое за счет более высокой энерговооруженности и гораздо более совершенной аэродинамики.

Однако “Хеншели” успешно отвоевали почти всю войну, вплоть до осени 1944 года, а И-207 остался в четырех опытных экземплярах, которые уже летом 1941-го отправили на слом. Зато распиаренный пропагандой Ил-2 был растиражирован в количестве 36 тысяч штук, став самым массовым военным самолетом в мировой истории – и значительно поспособствовав росту боевых счетов немецких зенитчиков и истребителей.

Было ли это вредительством? Или просто глупостью? Думаю, что сочетались обе причины.

 
Материал: vikond65.livejournal.com/1996475.html
  • avatar
  • .

Больше в разделе

2 комментария

avatar
Опять какие то рассуждения диванного эксперта. убери с ил-2 бронекорпус вот тебе +200% боевой нагрузки.
avatar
Пилоты-истребители люфтваффе прозвали Ил-2 «бетонным самолётом» (нем. Betonflugzeug). По утверждению некоторых советских авторов, солдаты вермахта называли его «чумой» (нем. Schwarzer Tod, дословно: «чёрная смерть»)
©
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.